1. Правила проведения гигиенических мероприятий в постели (мытье волос, туалет кожи, стрижка ногтей), общегигиенических процедур (ванны, душа) в отделении
2. Приготовление постели пациенту. Смену постельного и нательного белья пациенту с ограниченной двигательной активностью
3. Уход за глазами, носом, ушами, полостью рта пациента
4. Подача судна
5. Подмывание пациента после физиологических отправлений
6. Дезинфекцию изделий медицинского назначения и предметов ухода
ü Правила проведения гигиенических мероприятий в постели (мытье волос, туалет кожи, стрижка ногтей), общегигиенических процедур (ванны, душа) в отделении проводится в соответствии с действующими требованиями в соответствии с профилем отделения.
ü Выписка из Постановления МЗ РБ № 107 от 2013 ГЛАВА 10 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПРИЕМЕ И САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ПАЦИЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
o При выявлении инфекционных заболеваний у пациента, госпитализируемого лица, работника организации здравоохранения назначенное ответственное лицо организации здравоохранения должно направлять информацию в учреждение, осуществляющее государственный санитарный надзор, по месту выявления инфекционного заболевания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
o Поточность движения пациентов, поступающих в больничную организацию здравоохранения, должна быть организована по направлению:
от приемного отделения непосредственно к отделению по профилю госпитализации;
напрямую в операционную или отделение анестезиологии и реанимации.
o При проведении осмотра пациента, госпитализируемого лица в больничной организации здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
осмотр должен проводиться строго индивидуально;
медицинские работники до начала и после окончания осмотра должны мыть руки, проводить гигиеническую антисептику рук в соответствии с требованиями настоящих Санитарных норм и правил;
медицинские работники должны работать в СО;
медицинскими работниками должны использоваться перчатки в соответствии с требованиями настоящих Санитарных норм и правил. При осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания, медицинский работник должен работать в перчатках одноразового применения;
медицинскими работниками должны использоваться СИЗ органов дыхания до начала осмотра или в процессе осмотра при подозрении у пациента, госпитализируемого лица инфекционного заболевания с аэрогенным механизмом передачи;
после осмотра пациента на кушетке (гинекологическом кресле) гигиеническое покрытие кушетки (гинекологического кресла) должно быть обеззаражено химическим средством дезинфекции. Обеззараживание гигиенического покрытия кушетки после осмотра пациента не проводится при использовании пациентом индивидуальной одноразовой салфетки или полотенца.
o При госпитализации пациента с симптомами гриппа, гриппоподобных заболеваний, острых респираторных инфекций, туберкулеза должны соблюдаться следующие требования:
не допускается его совместное нахождение с другими пациентами, госпитализируемыми лицами в помещениях приемного отделения больничной организации здравоохранения;
пациенты с симптомами гриппа, гриппоподобных заболеваний, острых респираторных инфекций, туберкулеза должны обеспечиваться СИЗ органов дыхания.
o В многопрофильной больнице перевод пациента с контагиозным инфекционным заболеванием из приемно-смотрового бокса приемного отделения в отделение по профилю госпитализации (далее – профильное отделение) должно проводиться только при соблюдении в профильном отделении требований настоящих Санитарных норм и правил.
Помещение в многопрофильную больницу госпитализируемого лица с контагиозным инфекционным заболеванием для осуществления ухода за несовершеннолетним пациентом запрещается.
o При выявлении педикулеза у пациента, госпитализируемого лица должны соблюдаться следующие требования:
медицинский работник должен надеть дополнительный комплект СО (халат, клеенчатый передник, шапочка) и СИЗ (перчатки, маска);
должна быть проведена противопедикулезная обработка пациента, госпитализируемого лица в приемном отделении с использованием средств и материалов противопедикулезной укладки согласно приложению к настоящим Санитарным нормам и правилам;
одежда пациента, госпитализируемого лица должна быть снята, помещена в клеенчатый мешок, орошена педикулицидом и незамедлительно направлена для проведения камерной дезинсекции;
должна быть проведена дезинсекция помещения, предметов обстановки, использованного гребня путем орошения из распылителя водным раствором педикулицида. После экспозиции остатки педикулицида должны быть удалены с обработанных предметов и поверхностей путем проведения влажной уборки. Помещение после дезинсекции должно тщательно проветриться.
o При проведении санитарной обработки пациенту, госпитализируемому лицу, в отделениях больничной организации здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
должна проводиться по указанию врача-специалиста больничной организации здравоохранения;
должны использоваться мыло или шампунь в одноразовой расфасовке или в дозирующем устройстве, продезинфицированная мочалка;
для бритья волос должны использоваться бритвенные принадлежности одноразового применения;
использованные мочалки, машинки для стрижки волос, бритвы и бритвенные приборы, кусачки и ножницы для ногтей должны обеззараживаться после каждого использования;
после мытья ванна должна подвергаться очистке и дезинфекции.
o После проведения санитарной обработки пациенту, госпитализируемому лицу должно быть предоставлено:
чистое полотенце;
чистое нательное белье (пижама), халат;
сменная обувь, подвергаемая дезинфекции.
o При плановой госпитализации пациент, госпитализируемое лицо могут использовать:
личное чистое белье с последующей еженедельной сменой;
одежду с последующей еженедельной сменой;
сменную обувь, подвергаемую дезинфекции;
собственные предметы личной гигиены.
o При проведении санитарной обработки пациентам с ожогами, кроме требований, указанных в пункте 170 настоящих Санитарных норм и правил, в отделениях больничной организации здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
мытье пациентов должно проводиться до начала обработки ран и наложения стерильных повязок;
применяемые мыло или шампунь должны обладать антибактериальным действием;
применяемые при мытье салфетки, варежки должны быть стерильными (стерильными одноразовыми);
медицинские работники должны работать в чистой СО (медицинском халате или костюме, клеенчатом или пластиковом фартуке поверх медицинского халата или костюма) и одноразовых чистых перчатках выше локтя. Смена СО (одноразовой медицинской одежды) и одноразовых перчаток медицинскими работниками должна проводиться после каждого пациента.
После мытья пациента с ожогами ему должно предоставляться:
стерильное полотенце;
стерильная простынь или стерильное нательное белье (пижама);
обувь, подвергаемая дезинфекции (в случае самостоятельного передвижения пациента в перевязочную).
o Хранение личной одежды и обуви пациента, госпитализируемого лица в приемном отделении и центральном гардеробе больничной организации здравоохранения должно осуществляться с соблюдением следующих требований:
должны храниться в отдельном помещении приемного отделения больничной организации здравоохранения не более 24 часов;
после истечения срока хранения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, в приемном отделении больничной организации здравоохранения личная одежда и обувь пациента, госпитализируемого лица должны передаваться для хранения в центральный гардероб больничной организации здравоохранения. При отсутствии в приемном отделении больничной организации отдельного помещения для хранения личной одежды и обуви пациентов, госпитализируемых лиц, личная одежда и обувь пациентов, госпитализируемых лиц должны сразу передаваться в центральный гардероб больничной организации здравоохранения;
одежда (за исключением верхней одежды) и обувь должны храниться в индивидуальных подписанных пакетах.
Смена постельного белья пациенту с ограниченной двигательной активностью.
Общие сведения. Смена постельного и нательного белья пациенту производится не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями белье подлежит незамедлительной замене. Сменить постельное белье тяжелобольному пациенту можно двумя способами. Оснащение рабочего места:
- комплект чистого постельного белья;
- средства индивидуальной защиты (перчатки, фартук, маска)
2. Чистую простыню полностью скатайте в поперечном направлении.
3. Раскройте пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища, уберите подушку.
Основной этап выполнения манипуляции.
4. Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья до поясницы, а на освободившуюся часть расстелите чистую простыню.
5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее пациента.
6. Приподнимите таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая на освободившемся месте расправлять чистую. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.
7. Грязную простыню положите в клеенчатый мешок.
8. Укройте пациента.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
9. Снимите перчатки и погрузите в емкость с дез. раствором, на время согласно инструкции по применению дез.средства, смените халат.
Примечание: В отделении должен быть запас чистого белья на сутки. Нельзя сушить мокрое белье на радиаторах центрального отопления и снова давать пациенту, а также бросать грязное белье при смене на пол. Грязное мокрое белье собирают в непромокаемые мешки и немедленно выносят из палаты в санитарную комнату (или другое отдельное помещение). По мере скопления грязного белья, но не реже 1 раза в день, его доставляют в прачечную. Этим занимается в отделении сестра-хозяйка.
Смена нательного белья пациенту с ограниченной двигательной активностью.
Общие сведения. Смена постельного и нательного белья пациенту производится не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями белье подлежит незамедлительной замене.
Показания: соблюдение личной гигиены.
Оснащение: чистое белье; перчатки; клеенчатый мешок для грязного белья.
2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
Основной этап выполнения манипуляции.
3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.
4. Приподнимите обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку переведите через его голову.
5. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала снимите со здоровой руки, а затем с больной.
6. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.
7. Оденьте пациента в обратном порядке: вначале наденьте рукава (сначала на больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом перекиньте рубашку через голову и расправьте её.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
8. Снимите перчатки и погрузите в дез. раствор, на время согласно инструкции по применению дез.средства, смените халат.
Примечание: В отделении должен быть запас чистого белья на сутки. Нельзя сушить мокрое белье на радиаторах центрального отопления и снова давать пациенту, а также бросать грязное белье при смене на пол. Грязное мокрое белье собирают в непромокаемые мешки и немедленно выносят из палаты в санитарную комнату (или другое отдельное помещение). По мере скопления грязного белья, но не реже 1 раза в день, его доставляют в прачечную. Этим занимается в отделении сестра-хозяйка.