Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка крестьянской реформы. Проекты по отмене крепостного права.



Александр II не сразу решился начать реформировать крепостную деревню. Он не был склонен к поспешным действиям, в государственных делах придерживался принципа постепенности, говоря: «Не все делать вдруг». В отличие от отца Александр II не любил вникать в мелочи, избегал рутинной работы, но в критические моменты он проявлял недюжинную политическую волю и не боялся брать на себя ответственность за судьбу страны. Его кругозор был широк, он был разносторонне образован и умел вникать в суть трудных государственных вопросов. Несомненным достоинством императора было умение выбирать сотрудников. Он был внимателен к советам, терпим к чужим мнениям, решения принимал, обстоятельно все, взвесив, но всегда при этом исходил из твердо усвоенных представлений о незыблемости самодержавной власти. Александр II говорил: «Прежде всего, я желаю, чтобы Правительственная власть была властью, и не допускала никаких послаблений, и чтобы всякий исполнял свято лежащую на нем обязанность. Вторая же обязанность: стремиться к постепенному исправлению тех недостатков в нашей администрации, которые все чувствуют, но при этом, не касаясь коренных основ Монархического и Самодержавного правительства» .

В трудные для России годы он стал воплощением возродившейся самодержавной инициативы. Либерально настроенный Н.А.Мельгунов в марте 1855 г. восклицал: «Мы все простираем руки к престолу и молим: простору нам, державный царь! Наши члены онемели; мы отвыкли дышать свободно. Простор нам нужен, как воздух, как хлеб, как свет Божий! Он нужен для каждого из нас, нужен для всей России, для ее процветания внутри, для ее ограждения и крепости извне» . Славянофил А.И. Кошелев утверждал: «Все мы глубоко убеждены, что в обширной Российской империи одно самодержавие может удержать связь между ее различными частями, хранить в ней порядок и равно благоволить ко всем состояниям в государстве» . Позднее, подводя итоги эпохи Великих реформ, К.Д. Кавелин напоминал, что в вопросе освобождения крестьян «высшее правительство стало с самого начала на гораздо более либеральную, верную и патриотическую точку зрения, чем вся масса дворянства» , и что так называемая интеллигенция «постаралась испортить эмансипацию, насколько в ту минуту могла» .

Сознавая глубину кризиса, в котором оказалась Россия, император предвидел сопротивление поместного дворянства, для которого разрушение крепостной системы означало потерю преобладающего влияния в политической и экономической жизни. Он говорил: «Мы не должны от себя скрывать, что Россия входит в новую, еще небывалую эру, и потому на будущее преступно было бы правительству смотреть, так сказать, сложа руки» .

В период подготовки и проведения крестьянской реформы в окружении Александра II видную роль играли представители либеральной бюрократии, которые группировались вокруг его брата великого князя Константина Николаевича, который стоял во главе Морского министерства. Великий князь использовал свое административное положение и принадлежность к императорской фамилии для того, чтобы расширять пределы гласности в крестьянском вопросе, смягчать прямые нападки поместного дворянства на либеральную бюрократию. Его приказы по Морскому министерству как бы выражали настроения в верхах и с восторгом читались передовыми людьми. Консерваторы называли его «главой революционной партии в России». Для него, как и для большинства либеральных бюрократов, была характерна при подготовке реформ ориентация на западные образцы, невнимание к тому обстоятельству, что Россия огромная крестьянская страна, традиции и социокультурный уровень которой резко отличают ее от небольших европейских стран, где значительна доля городского населения.

Со временем многие либеральные бюрократы из окружения Константина Николаевича заняли министерские посты. Традиции либеральной бюрократии восходили к временам Сперанского. В николаевское время питомником либеральных бюрократов было Министерство государственных имуществ, которое возглавлял просвещенный бюрократ-реформатор П.Д. Киселев. Его племянниками были братья Н.А. и Д.А. Милютины. Его ближайшим помощником – А. Заболоцкий-Десятовский, подготовивший обстоятельную записку о необходимости уничтожения крепостного права.

При Сперанском и Киселеве либеральные бюрократы готовили государственные преобразования скрытно от глаз непосвященных и не чувствовали потребности в общественном внимании. В пред реформенные годы атмосфера резко изменилась, возрос накал политической борьбы, и гласность стала необходимым элементом реформаторской деятельности. Либеральная бюрократия нередко опиралась на поддержку общественности, вместе с тем ее представители не ставили под сомнение руководящую роль правительственных инстанций в разработке основ крестьянской реформы. Это признавалось и принималось общественными деятелями, и в 1858 г. И.С. Тургенев писал: «Всем в России известно, что в этом важном вопросе правительство идет в ногу с общественной мыслью всей страны» .

Первое официальное заявление о желании правительства приступить к подготовке крестьянского освобождения, было сделано Александром II в речи, произнесенной 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. «Император заявил: «Я узнал господа», - сказал император, - что между нами разнеслись слухи, о намерении моём уничтожить крепостное право. В отвращении разных неосновательных толков по предмету столь важному я считаю нужным объявить всем, что я не имею намерения сделать это теперь. Но, конечно, господа, сами вы понимаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само будет отменено снизу» . Это было точное выражение альтернативы, стоявшей перед правительством: либо реформирование деревни и решение крестьянского вопроса, либо ожидание народного возмущения.

Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московских крепостников, враждебно относившихся к делу освобождения крестьян. С одной стороны, царь заявил о своём нежелании отменить крепостное право, с другой – указал на необходимость всё же осуществить эту реформу. Сам Александр II понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий, не мог приступить к подготовке к отмене крепостного права без согласия дворянства. Подтверждением этому служит письмо Александра II к своей тётке великой княгине Елене Павловне в конце 1856 г.: «…я выжидаю, - писал он, - благомыслящие владельцы населённых имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян…» .

Крестьянский вопрос обсуждался и в периодической печати, где задавала тон либеральная общественность. Общим здесь было признание ведущей роли правительства и взгляд на крестьянина как на «младшего брата», которого нужно постепенно поднять до понимания им его гражданских прав и свобод. Особую позицию занимал Н.Г. Чернышевский, который на страницах «Современника» настаивал на немедленном освобождении крестьян с землей и без всякого выкупа. В основе такого взгляда лежала вера в то, что крестьянское освобождение откроет России путь к социализму.

В то же время сами помещики не спешили ходатайствовать об отмене крепостного права. Как рассказывает в своих воспоминаниях товарищ министра внутренних дел А.И. Левшин, дворянство упорно уклонялось от каких-либо ходатайств по этому вопросу, что достаточно ясно обнаружилось в период коронационных торжеств – осенью 1856 г., во время переговоров Левшина с предводителями дворянства «Большая часть представителей поземельных владельцев, вовсе не была готова двинуться в новый путь, никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намёке о том изъявила удивление, а иногда и непритворный страх. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторённые, не подвинули меня далеко вперёд» . Сам А.И. Левшин как вспоминает о нём П.П. Семенов Тянь-Шаньский «много способствовал учреждению Секретного комитета по крестьянскому делу, в начале 1858 г. превращённого в Главный комитет по крестьянскому делу»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.