В июле-августе состоялась очередная, четвертая по счету экспедиция тульских аквалангистов в Цемесскую (Новороссийскую) бухту. Как и в предыдущие годы, поездка в Краснодарский край предусматривала две цели: обследование интересных в геологическом отношении районов бухты, где могли сохраниться следы кораблекрушений и обучение подводному плаванию начинающих дайверов. В экспедиции приняли участие представители сразу четырех тульских общественных организаций: «Экспедиция морских и подводных исследований», подводный клуб «Нептун», «Тульский Искатель» и клуб спортивного танца с загадочным названием «Ёпрст». Так же в экспедиции приняли участие сотрудники Молодежного патриотического центра «Юнга» им. В.Ф. Руднева, где и базируются три первые из вышеназванных общественных организаций. В общей сложности в лагере подводников, расположившемся в одном из кемпингов поселка Кабардинка, побывало 35 участников, включая детей.
В предыдущие годы на каменистых рифах в акватории бухты туляки обнаружили два вросших в камни старинных якоря-кошки – предположительно турецкие. Якорям по их виду было никак не меньше двухсот лет, и что самое удивительное, находились они в каких-то тридцати метрах друг от друга! Возможно, что якоря оказались в одном месте неслучайно…
«Буруны! Прямо по курсу буруны!» - с носа раздался крик впередсмотрящего мичмана Смирнова. По команде вахтенного руль тут же положили право на борт, матросы бросились к бизань-мачте распускать парус и фрегат, тяжело переваливаясь на волнах, стал разворачиваться влево. Брошенные с обоих бортов якоря уже не могли спасти корабль – приготовленные к отдаче якорные канаты так и остались лежать аккуратно свернутыми в бухты на палубе – глубина под килем стремительно уменьшалась. Удар о подводные камни развернул фрегат левым бортом к ветру «…и начало продолжаться жесточайшее битие фрегата…». Пытаясь спасти судно команда сбросила за борт пушки и срубила мачты. Однако «…менее четверти часа фрегат наполнился водою… и начали оседать шканцы и верхнюю палубу взламывать…». Обе шлюпки разбило при попытке спустить их на воду и командующий, капитан-лейтенант Федоров, отдал приказ спасаться всем кто как сможет. В полной темноте члены экипажа прыгали с разламывающейся палубы и бортов в холодное декабрьское море, многие сразу же тонули, тех, кому посчастливилось ухватиться за плавающие доски, выносило на ближайший берег. На этом несчастья русских моряков не закончились: «…по рассвете дня увидели себя окруженными множеством тамошних жителей абадзинцев…». Горцы, промышлявшие торговлей невольниками, успели увести часть моряков в свои селения. Остальных выкупили прискакавшие верхом из крепости Суджук-Кале турки, в то время дружественные россиянам. Всего при крушении погибло 58 человек, включая капитана корабля, спаслось 95 моряков. Попавшие к горцам были в скором времени выкуплены из плена. Но один матрос по фамилии Непенин был освобожден лишь через 36 лет в 1809 году на восьмидесятом году жизни! По странному совпадению первое крушение русского военного корабля на Черном море, случившееся 3 декабря 1775 года, произошло с фрегатом под названием «Первый»…
Драматическая картина кораблекрушения была воссоздана почти поминутно благодаря архивным документам, долгое время из-за плохой сохранности недоступным исследователям. Возможно поэтому место крушения фрегата было забыто – в различных источниках указывались то Геленджик, то Суджук-Кале, а то и совсем туманно – «у Абхазских берегов». Практически по буквам расшифровывая выцветшие рукописные строчки отчетов о крушении, тщательно изучая старинные и современные морские карты, удалось проследить предполагаемый путь фрегата в последние часы его плавания и вероятное место кораблекрушения. Проверить правильность этих предположений можно было лишь погрузившись в воды Цемесской бухты!
Насколько неохотно море раскрывает свои секреты свидетельствует тот факт, что первый якорь-кошку аквалангисты обнаружили еще в 2010 году, а лежащий совсем недалеко от него второй – только в прошлом 2014-м. Два якоря в одном месте да еще на небольшой глубине? Вполне возможно, что здесь стояло над рифом турецкое судно, поднимавшее пушки и якоря с российского корабля. Ведь в то время они стоили целое состояние и конечно упускать такую сравнительно легкую добычу турки не стали бы. За несколько лет погружений в бухте стало ясно, что на самом рифе едва ли что могло остаться от фрегата – бушующие здесь шторма, по словам местных жителей, ворочают огромные бетонные блоки, не то что пушечные ядра или более легкие предметы. Наиболее вероятно, что большую часть обломков фрегата выбросило на берег и лишь тяжелые предметы осели на дне. Некоторую надежду дало погружение на глубину 28 метров по предполагаемой траектории движения обломков корабля. На илистом дне опытный дайвер Александр Булычев заметил что-то похожее на бруски трюмного балласта. Но почти полное отсутствие видимости и низкая температура воды – на дне она составляла всего 13 градусов по Цельсию против 29 градусов на поверхности моря – не позволили детально изучить находку. Найти же на следующий день это место снова не удалось. Некоторым утешением подводникам стало обнаружение еще одного якоря-кошки – увы, скорее всего опять турецкого – с длиной веретена более двух метров.
Конечно, в отсутствие серьезной и дорогостоящей поисковой техники – гидролокатора бокового обзора, буксируемого магнитометра, подводных металлоискателей – найти остатки разбитого и замытого на илистом дне двести сорок лет назад деревянного корабля представляется довольно трудной, почти невыполнимой задачей.
Удача уже сопутствовала тульской команде энтузиастов в Крыму – у мыса Тарханкут были найдены остатки 66-пушечного корабля «Святой Александр», разбившегося в 1786 году. Эта находка дала старт многолетней подводно-археологической экспедиции с участием профессиональных археологов из Украины и российских дайверов-любителей. Благодаря именно этой находке, по сути, стало возможным проведение в Туле международной научно-практической конференции «Подводное наследие», которая успешно состоялась в городе-герое осенью 2013 года. Повезет ли нам еще раз? Время покажет…