Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспедиция «Цемесская бухта-2015»

В июле-августе состоялась очередная, четвертая по счету экспедиция тульских аквалангистов в Цемесскую (Новороссийскую) бухту. Как и в предыдущие годы, поездка в Краснодарский край предусматривала две цели: обследование интересных в геологическом отношении районов бухты, где могли сохраниться следы кораблекрушений и обучение подводному плаванию начинающих дайверов. В экспедиции приняли участие представители сразу четырех тульских общественных организаций: «Экспедиция морских и подводных исследований», подводный клуб «Нептун», «Тульский Искатель» и клуб спортивного танца с загадочным названием «Ёпрст». Так же в экспедиции приняли участие сотрудники Молодежного патриотического центра «Юнга» им. В.Ф. Руднева, где и базируются три первые из вышеназванных общественных организаций. В общей сложности в лагере подводников, расположившемся в одном из кемпингов поселка Кабардинка, побывало 35 участников, включая детей.

В предыдущие годы на каменистых рифах в акватории бухты туляки обнаружили два вросших в камни старинных якоря-кошки – предположительно турецкие. Якорям по их виду было никак не меньше двухсот лет, и что самое удивительное, находились они в каких-то тридцати метрах друг от друга! Возможно, что якоря оказались в одном месте неслучайно…

«Буруны! Прямо по курсу буруны!» - с носа раздался крик впередсмотрящего мичмана Смирнова. По команде вахтенного руль тут же положили право на борт, матросы бросились к бизань-мачте распускать парус и фрегат, тяжело переваливаясь на волнах, стал разворачиваться влево. Брошенные с обоих бортов якоря уже не могли спасти корабль – приготовленные к отдаче якорные канаты так и остались лежать аккуратно свернутыми в бухты на палубе – глубина под килем стремительно уменьшалась. Удар о подводные камни развернул фрегат левым бортом к ветру «…и начало продолжаться жесточайшее битие фрегата…». Пытаясь спасти судно команда сбросила за борт пушки и срубила мачты. Однако «…менее четверти часа фрегат наполнился водою… и начали оседать шканцы и верхнюю палубу взламывать…». Обе шлюпки разбило при попытке спустить их на воду и командующий, капитан-лейтенант Федоров, отдал приказ спасаться всем кто как сможет. В полной темноте члены экипажа прыгали с разламывающейся палубы и бортов в холодное декабрьское море, многие сразу же тонули, тех, кому посчастливилось ухватиться за плавающие доски, выносило на ближайший берег. На этом несчастья русских моряков не закончились: «…по рассвете дня увидели себя окруженными множеством тамошних жителей абадзинцев…». Горцы, промышлявшие торговлей невольниками, успели увести часть моряков в свои селения. Остальных выкупили прискакавшие верхом из крепости Суджук-Кале турки, в то время дружественные россиянам. Всего при крушении погибло 58 человек, включая капитана корабля, спаслось 95 моряков. Попавшие к горцам были в скором времени выкуплены из плена. Но один матрос по фамилии Непенин был освобожден лишь через 36 лет в 1809 году на восьмидесятом году жизни! По странному совпадению первое крушение русского военного корабля на Черном море, случившееся 3 декабря 1775 года, произошло с фрегатом под названием «Первый»…

Драматическая картина кораблекрушения была воссоздана почти поминутно благодаря архивным документам, долгое время из-за плохой сохранности недоступным исследователям. Возможно поэтому место крушения фрегата было забыто – в различных источниках указывались то Геленджик, то Суджук-Кале, а то и совсем туманно – «у Абхазских берегов». Практически по буквам расшифровывая выцветшие рукописные строчки отчетов о крушении, тщательно изучая старинные и современные морские карты, удалось проследить предполагаемый путь фрегата в последние часы его плавания и вероятное место кораблекрушения. Проверить правильность этих предположений можно было лишь погрузившись в воды Цемесской бухты!

Насколько неохотно море раскрывает свои секреты свидетельствует тот факт, что первый якорь-кошку аквалангисты обнаружили еще в 2010 году, а лежащий совсем недалеко от него второй – только в прошлом 2014-м. Два якоря в одном месте да еще на небольшой глубине? Вполне возможно, что здесь стояло над рифом турецкое судно, поднимавшее пушки и якоря с российского корабля. Ведь в то время они стоили целое состояние и конечно упускать такую сравнительно легкую добычу турки не стали бы. За несколько лет погружений в бухте стало ясно, что на самом рифе едва ли что могло остаться от фрегата – бушующие здесь шторма, по словам местных жителей, ворочают огромные бетонные блоки, не то что пушечные ядра или более легкие предметы. Наиболее вероятно, что большую часть обломков фрегата выбросило на берег и лишь тяжелые предметы осели на дне. Некоторую надежду дало погружение на глубину 28 метров по предполагаемой траектории движения обломков корабля. На илистом дне опытный дайвер Александр Булычев заметил что-то похожее на бруски трюмного балласта. Но почти полное отсутствие видимости и низкая температура воды – на дне она составляла всего 13 градусов по Цельсию против 29 градусов на поверхности моря – не позволили детально изучить находку. Найти же на следующий день это место снова не удалось. Некоторым утешением подводникам стало обнаружение еще одного якоря-кошки – увы, скорее всего опять турецкого – с длиной веретена более двух метров.

Конечно, в отсутствие серьезной и дорогостоящей поисковой техники – гидролокатора бокового обзора, буксируемого магнитометра, подводных металлоискателей – найти остатки разбитого и замытого на илистом дне двести сорок лет назад деревянного корабля представляется довольно трудной, почти невыполнимой задачей.

Удача уже сопутствовала тульской команде энтузиастов в Крыму – у мыса Тарханкут были найдены остатки 66-пушечного корабля «Святой Александр», разбившегося в 1786 году. Эта находка дала старт многолетней подводно-археологической экспедиции с участием профессиональных археологов из Украины и российских дайверов-любителей. Благодаря именно этой находке, по сути, стало возможным проведение в Туле международной научно-практической конференции «Подводное наследие», которая успешно состоялась в городе-герое осенью 2013 года. Повезет ли нам еще раз? Время покажет…

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.