После революции и гражданской войны "промысел" метких стрелков культивировался в системах ВЧК, ОГПУ, НКВД. Естественно, для этого привлекались лучшие инструкторы и оружейники, тщательно отбиралось оружие отечественного производства и закупалось все лучшее, что было в иностранной оружейной практике. Своих оптических прицелов в СССР тогда не было. Поэтому в Германии были закуплены очень хорошие оптические прицелы, которые в начале 30-х годов производились в СССР по лицензии.
Позднее на этих прицелах немного изменили конструкцию поправочных механизмов, и они получили наименование ПЕ (прицел Емельянова) (фото 89). Оптическая схема прицела осталась практически без изменений. Как и у немецкого прототипа, наведение на резкость у прицела ПЕ производится вращением диоптрийного кольца (6 на схеме б) по индивидуальным особенностям зрения стрелка. Продольный разрез прицела ПЕ представлен на схеме 7.
Фото 91. "Косой" "ласточкин хвост" 1 для крепления кронштейна на таком же "косом" основании
В середине войны прицел ПЕ был усовершенствован. Поправочные механизмы модернизированы и улучшены. Сохранив очень удачную оптическую схему, с прицела сняли диоптрийное кольцо, сбалансировав оптику в сторону неподвижности. Резкость стала "ловиться" так, как сейчас "ловится" на большинстве оптических прицелов, а именно приближением или удалением прицельного глаза относительно окуляра прицела. В боевой обстановке это оказалось намного практичнее, чем наведение на резкость работой диоптрийного кольца. К тому же неподвижная оптика без внутренних подвижных, трущихся и изнашивающихся частей оказалась более точной и долговечной в эксплуатации. Усовершенствованный таким образом прицел получил название ПБ (фото 90).
Прицел ПБ был предназначен для постановки на отборные трехлинейные винтовки образца 1891-1930 гг. с особо высокой кучностью боя. Как известно, капитан Мосин при изобретении своей винтовки не мог предусмотреть ее оснащение оптическими прицелами. Поэтому оптику пришлось приспосабливать к уже имеющемуся оружию. Разработчики поставили перед собой задачу сконструировать систему крепления тяжелого прицела на винтовке с сильной отдачей, причем прицел должен был легко сниматься с винтовки и легко ставиться на нее без снижения меткости и кучности боя. Кроме того, кронштейн должен был иметь механизм наведения центра зрительного поля на цель. Конструкция кронштейна должна быть простой и достаточно прочной.
Кронштейн получился очень удачным. Он садился на свое основание "косым" "ласточкиным хвостом" (7 на фото 91), что исключало его вертикальные колебания, и крепился на этом "косом" "ласточкином хвосте" фиксирующим винтом (7 на фото 90) с коническим хвостовиком (2 на фото 91). Такая конструкция позволяла легко и быстро снимать прицел при перевозке во избежание его ненужных повреждений и снова присоединять по необходимости. Кронштейн прицела ПБ оснащен регулировочным механизмом выведения зрительного поля на цель по горизонту. Такая регулировка осуществляется вращением правого и левого регулировочных винтов (2 на фото 90 и 3 на фото 91), которые по окончании регулировки зажимаются "навстречу" друг другу. После чего затягивается и винт - вертикальная ось (3 на фото 90), слегка "отпускающаяся" перед регулировкой.
Фото 93. Основание кронштейна прицела ПУ для крепления на круглой ствольной коробке 1
Прицел ПБ в отечественной снайперской практике до сих пор считается лучшим из всех существующих. Его оптическая система очень хорошо сбалансирована, прицельная "картинка" смотрится четко и устойчиво. Сам процесс стрельбы с такой оптикой доставляет стрелку удовольствие. Лучшие результаты снайперской стрельбы и на войне, и при выполнении специальных заданий достигались именно с применением прицелов ПБ. К сожалению, их выпуск прекратился в начале 50-х годов в связи с их большим весом и сложностью в производстве.
Наибольшую популярность в Советской Армии, ДОСААФ и охотничьем промысле приобрел небольшой, легкий и надежный прицел ПУ (прицел универсальный, фото 92).
Он был разработан специально для снайперского варианта винтовки СВТ (Токарева) в конце 30-х годов и оказался настолько удачным, что применялся не только на снайперских винтовках, но и в противотанковых орудиях для стрельбы прямой наводкой и в легких зенитных установках. Этот прицел дошел до наших дней, с успехом применяется в наше время и, видимо, будет применяться еще очень долго. По устройству он очень прост и надежен. Кронштейн позволяет осуществлять наведение центра зрительного поля на цель и по горизонтали, и по вертикали. Кронштейн состоит из двух частей: собственно кронштейна (7 на фото 92) и его основания (1 на фото 93, схемы 8, 9).
Схема 8. Крепление основания кронштейна прицела ПУ на ствольной коробке 7,62 мм снайперской винтовки 1 - зажимной винт; 2- шаровая опора
фото 94. Крепление основания кронштейна на ствольной коробке (вид сверху): 1 - шаровая опора для кронштейна прицела; 2 - верхний микрометрический винт; 3 - зажимной винт
Фото 95. Регулирование системы прицела ПУ: 1 - верхний микрометрический винт; 2 - нижний микрометрический винт; 3 - зажимной винт
Основание кронштейна крепится к круглой ствольной коробке двумя винтами с мелкой резьбой и фиксируется двумя штифтами для предупреждения осевого смещения. Кронштейн прицела опирается сферической выемкой на шаровую опору основания (1 на фото 94), а его хвостовик находится между микрометрическими винтами установочной регулировки прицела (1, 2 на фото 95). Этими винтами центр зрительного поля прицела выводится на цель по вертикали. Хвостовик кронштейна фиксируется зажимным винтом (3 на фото 94, 3 на фото 95).
Для регулировки центра зрительного поля по горизонтали между хвостовиком кронштейна и его основанием прокладываются полоски из тонкой жести (от обычной консервной банки), после чего хвостовик зажимается зажимным винтом. Прицел ПУ выводится центром зрительного поля на цель раз и навсегда, крепится на винтовке намертво и с оружия не снимается. Незначительные "доводки" средней точки попадания при последующих пристрелках производятся смещением прицельных нитей. Прицел ПУ неприхотлив, "послушен" в пристрелке и выдерживает даже варварское обращение. Его продольный разрез представлен на схеме 10.
Военные консервативны и не спешат расставаться со старыми и проверенными оружейными системами. До сих пор в частях спецназа используются трехлинейные винтовки с прицелами ПЕ, ПБ и ПУ. Иногда бывает, что только из них можно "достать" очень важную цель, которая недосягаема для современного оружия.
Современный оптический прицел ПСО-1 (прицел снайперский оптический) (фото 96, 97) разработан в 1963 году специально для винтовки СВД. Особенность прицела - очень удачная прицельная сетка, позволяющая снайперу быстро определять расстояние и брать необходимые горизонтальные поправки по ходу стрельбы, не вращая маховиками. В прицеле предусмотрена выдвижная бленда для недопущения появления солнечных отблесков, демаскирующих снайпера.
Основной прицельный элемент - прицельный угольник (иначе его еще называют прицельной маркой) - наиболее удачный из всех применяемых в мировой снайперской практике прицельных элементов, так как он не закрывает цель ни снизу, ни сверху и поэтому позволяет четко выбирать и контролировать точку прицеливания. Это очень важно при особо точной стрельбе в снайперской практике.
Резиновый наглазник имеет оптимальную длину, облегчающую стрелку установку правильного положения прицельного глаза. Кроме того, этот наглазник не позволяет появляться световым бликам окулярной линзы, которые неприятно "засвечивают" зрительное поле и утомляют зрение стрелка. В прицеле предусмотрена очень полезная вещь, а именно: подсветка прицельной сетки, которую при стрельбе в сумерках трудно переоценить. В старых выпусках прицела ПСО-1 устанавливался люминесцентный экран для стрельбы по инфракрасным прожекторам противника.
Для приведения этого устройства в действие необходимо флажок люминесцентного экрана (17 на фото 96) выставить в горизонтальное положение, а его окошечко подставить под лучи солнца на 15 минут или же в течение 10 минут подсветить этот экран люминесцентным источником света. Такой "зарядки" хватает реально на 2-3 суток. Оптическая часть прицела представлена на схеме 11.
Прицел ПСО-1 очень легко и просто снимается с винтовки и присоединяется к ней без снижения качества стрельбы. Для отсоединения прицепа необходимо подать на себя ручку зажимного винта (8 на фото 96) и снять прицел с "ласточкина хвоста" в сторону приклада. "Ласточкин хвост" - посадочное место прицела - выполняется на ствольной коробке винтовки СВД очень точно, и поэтому прицел ПСО-1 не требует выведения центра зрительного поля на цель. Иногда при пристрелке прицела необходима незначительная корректировка перемещением прицельной сетки, но, как правило, прицельный угольник при этом практически не выходит из центральной области зрительного поля.
Поправочные механизмы прицелов ПСО-1 имеют встроенные "трещотки", замкнутые на лимбы (шкалу) маховиков.
Одно деление шкалы маховика боковых поправок имеет два щелчка трещотки. Каждый щелчок горизонтального маховика равен 0,5-тысячной, два щелчка - одной тысячной. Это позволяет точнее и на ощупь вводить поправки во время стрельбы, не отрываясь от прицела и не глядя на маховики. Вертикальный маховик дает щелчки через каждые 50 метров дистанции стрельбы, то есть по два щелчка на одно деление.
ВНИМАНИЕ! В связи с тем, что в последнее время прицелы ПСО-1 выпускаются разными заводами, в разных странах наблюдаются разновидности щелчковых механизмов. В некоторых прицелах существует по одному щелчку на одно деление шкалы, а в некоторых - даже по три, а то и по четыре. В первоначальном армейском варианте щелчковый механизм давал по одному щелчку на делениях дистанционного маховика от 1 до 3 и далее давал по два щелчка от деления до деления. Прицел ПСО-1 в мировой снайперской практике признан одним из наиболее удачных, поэтому его выпускают за рубежом в различных модификациях с различными прицельными сетками.
Из эксплуатационных особенностей данного прицела следует отметить иногда встречающуюся нестабильность боя (2 пули вправо - 3 пули влево) из-за неправильной установки или разбухания пылевлагозащитных кожаных сальников, находящихся в поправочном механизме. Эта неисправность легко устраняется в мастерской: самому прицел лучше не трогать. Когда после пристрелки нужно выставить горизонтальную и вертикальную шкалы прицела надлежащим образом и вы открутили фиксирующие винты на маховиках и начали вращать отпущенные лимбы, не пугайтесь ощущаемых "щелчков": лимбы (шкалы) прицелов ПСО-1 замкнуты на трещотку, а маховики - нет. Поэтому щелчок на лимбе - нормальное явление. Если после того, как отпущены фиксирующие винты на маховике, лимб не проворачивается, значит, он приклеен к маховику. Это часто делают на прицелах, предназначенных для охотничьего оружия. В некоторых модификациях прицелов для того, чтобы повернуть лимб, нужно слегка приподнять маховик.
В прицельной сетке прицела имеются дополнительные угольники для стрельбы на 1100, 1200 и 1300 метров. Используются они очень редко, так как дальность действительной точной стрельбы даже очень кучного ствола винтовки СВД не превышает 800-900 метров. Но если у вас возникла необходимость стрелять по ростовым целям на более отдаленные дистанции, устанавливайте дистанционный маховик на деление 11 и стреляйте, целясь дополнительными угольниками.
Как правило, снайпер при получении прицела ПСО-1 обнаруживает, что батарейки, предназначенные для подсветки шкалы, от хранения уже "издохли" и не функционируют. Поэтому и владельцы таких прицелов, и даже бывалые снайперы изготовляют из обрезков алюминиевых труб простейшие переходники, которые вставляют между корпусом батарейки 18 и колпачком с упором 19 (фото 96), а вместо штатных батареек используют бытовые, которые работают в несколько раз дольше. Обычно хватает одной батарейки с напряжением 1,5 В. При сильных морозах снайпер подсоединяет прицел к батарейке через экранированный кабель, а батарейку прячет на тело, "под шкуру", потому что при низких температурах батарейки не вырабатывают ток.
ЗАПОМНИТЕ! Прицел - точный оптический прибор. Несмотря на то что армейские снайперские прицелы изготовляются очень качественно и с немалым запасом прочности, их основу составляют стеклянные линзы. Стекло - вещь хрупкая. Поэтому прицел следует всячески оберегать от ударов, сотрясений, попадания пыли и влаги и резких перепадов температур. Наружные поверхности линз держите сухими и чистыми, но не протирайте их ветошью: от этого на стекле появляются царапины. Пыль с поверхности линз смахивайте любой волосяной кисточкой. А если ее туда налипло очень много, снимайте ватой, намоченной прокипяченной водой (без накипи). На дожде и при снегопаде прицел закрывайте приданным к нему чехлом.
Линзы в нерабочее время должны быть закрыты специальными колпачками для предотвращения попадания пыли. Для того чтобы окулярные стекла не запотевали, их протирают специальными салфетками, слабо пропитанными хлопковым маслом, или, на худой конец, слегка смазывают мыльной тряпочкой.
Слабо-оранжевые светофильтры, которые иногда придаются к оптическим прицелам, применяются при слабом тумане или атмосферной дымке.