В1913 году, накануне I Мировой войны, на Святой Горе находилось, по разным оценкам, от 3500 до 4800 человек русских, из них около половины — в Пантелеимоновском монастыре, который процветал не только духовно, но и материально.
Все монашествующие на Афоне являются отныне греческими подданными, а также все вновь поступающие послушники становятся таковыми без дополнительных каких-либо прошений...» В свое время российские дипломаты посмеивались над «амбициями» греков. Как оказалось, напрасно. «Наше отношение к единоверным эллинам было далеко не идеальным.
В результате закрепления политического господства Греции над Афоном и торжества богоборческих революций в славянских странах негреческие монастыри Святой Горы лишаются практически всех средств к существованию.
После всех потрясений в 1945 году отцы Свято Пантелеимоновского монастыря обращаются за помощью в Москву.
До победы СССР во II Мировой, с одной стороны, и до улучшения положения Русской Православной Церкви в Советском Союзе в сороковые годы, с другой,нереально было даже думать о подобном обращении.
В исторический день 24 июня 1963 года (по прошествии стольких лет медленной и мучительной гибели русского монастыря!) в Великой лавре святого Афанасия на Афоне Вселенский Патриарх Константинополя, Нового Рима, Афинагор в присутствии предстоятелей Поместных Православных Церквей и представителя Патриарха Московского и всея Руси архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима сделает заявление, для большинства собравшихся неожиданное и явно противоречащее курсу Греческого государства на эллинизацию Святой Горы.
«Все Православные Церкви, — заявит Святейший Афинагор, — могут посылать на Афон столько монахов, сколько сочтут нужным.
Именно в это время знаменитый церковно-общественный деятель (личность, безусловно, историческая), добившийся, в конце концов, вопреки всему улучшения положения Церкви, влиятельный не только в СССР, но и в определенных международных кругах, Ленинградский митрополит Никодим (Ротов) сумел получить от светских властей почти сверхъестественное «добро» двух далеко не дружественных в то время между собой государств.
Ему разрешили пополнить новыми насельниками из Советской России вымиравший Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе, в далекой Греции.
Побывав на Святой Горе, Владыка Никодим воочию убедился, насколько своевременно пытаться сохранить православное русское присутствие на Афоне.
Выбор в России пал на нескольких крепких телом (трудиться им предстояло и день и ночь) черноризцев из «простых», не способных, с точки зрения государственной власти, на «политические провокации».
В октябре этого же года Патриарху Константинополя из Москвы был передан список из 18 лиц, ожидающихразрешения на поселение в Пантелеимоновском монастыре.
Их «личные дела» были также представлены в Министерство иностранных дел Греции.
В июле 1964 года из Афин получено разрешение на въезд в обитель только для пятерых монахов, что во многих русских эмигрантских СМИ на Западе было расценено как чудо...
И лишь в июле 1966 года четверо из них отправились на Афон. Приезд русских из СССР стал неожиданностью для греческого губернатора Афона, ведь этот вопрос решался на высоком политическом уровне.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза.
Отец Ипполит подвизался на Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома, как и преподобный старец Силуан. В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.
Свидетельствовать о переломном моменте в истории православия должен был кто-то иной. Вероятно, тот, кому Господь доверил судьбы русского монашеского братства на Афоне, на ком лежал тяжелый крест ответственности за успех славянской миссии на Святой Горе.
Отец Ипполит тогда служил в нижнем, Пантелеимоновском, соборе для греков, на греческом. Келья у него была как раз в игуменском корпусе. В тот корпус я так и не перешел жить потом, до конца оставался в келье, которую мне предложил батюшка Илиан, старец этот святой...
Тогда в Греции прорвалась к власти хунта «черных полковников». Они свергли законного, Богом данного короля. Афонцы ничего хорошего от них не ждали.
В 1969 году советский чиновник выражал озабоченность в связи с тем, что военная хунта в Греции всеми возможными средствами препятствовала контактам между Московским Патриархатом и Пантелеимоновской обителью, стараясь экспроприировать «бесценные объекты» в русском монастыре.
Игуменом (на Афоне так зовут всех настоятелей монастырей) архимандрита Авеля избрали жребием из трех кандидатов.
Записки с их именами клали в ковчег со святыми мощами и ставили на престол. Молились всем монастырем: «Матерь Божья! Укажи нам Своего избранника! Кому Ты доверяешь обитель?» Отслужили всенощную, литургию.
Старый схимник вытянул жребий...
Интронизация состоялась не сразу. По афонскому уставу правящий игумен должен жить на Афоне не меньше трех лет. А архимандрит Авель к моменту избрания прожил меньше. Но выборы состоялись отменить их итоги духовное управление Святой Горы сочло невозможным.
На интронизацию отца Авеля собралось необычно много представителей высшей афонской власти.
Он посвятил Господу свою жизнь еще в малых летах, а монашеский постриг принял, когда ему было всего 18. Постригал Николая (так звали батюшку в миру), а спустя какое-то время и рукоположил во священнический сан его духовный наставник архиепископ Рязанский и Касимовский Димитрий (Градусов). Более двадцати лет служил отец Авель в храмах Рязанской и Ярославской епархий; девять лет управлял Свято-Пантелеимоновым русским монастырем на Афоне. А в 1989 году архимандрит Авель был назначен наместником возрождающегося Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Те, кто бывал в этой обители в годы, когда она еще только начинала восставать после разорения, поражались, как быстро преображалась обитель. И главное, что помимо внешнего благолепия, в Иоанно-Богословском монастыре архимандриту Авелю удалось возродить истинный дух монашеской жизни. Монастырь стал неким духовным светочем, привлекающим множество богомольцев и паломников. За духовным советом к батюшке приезжали люди со всей страны.
Заключение
Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.
До Октябрьского переворота в России, обитель вмч Пантелеимона на Святом Афоне много благотворила, милостыня деятельно раздавалась всем нуждавшимся. Продукты, вещи, деньги доставлялись пароходом, еженедельно курсировавшим между Одессой и афонским портом Дафни.
Вскоре после революции пароход, выйдя из порта приписки, так и не доплыл до Святой Горы.
Катастрофа стала предзнаменованием недобрых перемен. И тогда игумен Свято-Пантелеимоновского монастыря распорядился раздать милостыню в последний раз — монахи уже и сами начали испытывать серьезную нужду. Эту последнюю раздачу милостыни запечатлел русский фотограф-эмигрант.
Когда он проявил пленку, то увидел, что впереди нуждавшихся под видом странницы шла... Пресвятая Богородица.
Список литературы
1. Статья: О Святой Горе Афон [Электронный ресурс] URL: http://www.afonru.ru/afon/
2. Статья: Русский на Афоне [Электронный ресурс] URL: http://www.isihazm.ru/?i
Рис.4. Древняя мозаичная икона св. великомученика и целителя Пантелеимона. Сегодня икона находится в Покровском Соборе. [Электронный ресурс] URL: http://www.isihazm.ru