Руководству фирмы: определить место, которое занимает фирмана рынке, кратко сформулировать стратегию развития фирмы
Сотрудникам фирмы: почувствовать себя участниками общего дела, миссия дает им цель; сотрудники могут видеть, как развивается фирма; подчеркивается значимость сотрудников; нацеливание их на достижение высоких результатов
Потребителям продукции фирмы: дает понять, что фирма нацелена на удовлетворение их потребностей
Отличие миссии от стратегического видения в том, что миссия больше ориентирована на настоящее. Стратегическое видение можно изложить в миссии.
65. Функциональный уровень стратегического планирования. Основные типовые инновационные стратегии. Типовые бизнес-стратегии. Процессные и продуктовые инновации в их реализации
Существует 3 уровня страт. планирования:
1) Корпоративная стратегия – описывает общее направление роста фирмы, развития его производств.-сбытовой деятельности. Показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель тов и услуг.
2) Деловая (бизнес-страт.) – для каждого вида деят-ти обеспечение его долгоср. конкур. преимуществ.
3) Функциональная – стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на осн. корпоративной и деловой стратегии. Сюда относятся стратегии: 1) маркетинга, 2) НИОКР, 3) пр-ва, 4) кадровая, 5) снабженческая, 6) инвестиц. и др.
Функциональная стратегия –тип обеспечивающей стратегии, которая описывает стратегическую направленность определенной функциональной подсистемы управления предприятием
Функциональные области: маркетинг, финансы, производство, НИОКР, управление персоналом и т.д.
Основные задачи разработки:
1.Выявление действий и подходов, направленных на повышение конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ
2.Формулирование ответных действий на изменение внешних условий
4.Определение действий, предпринимаемых в целях выявления специфичных для компании спорных вопросов и текущих проблем
5.Выявление действий и подходов, направленных на достижение функциональных целей
6.Анализ/контроль/объединение стратегических действий и подходов, предлагаемых менеджерами низшего звена управления
7.Формирование узких и специфичных подходов/действий с целью поддержки корпоративной стратегии, бизнес-стратегий и выполнения текущих задач
Все функциональные стратегии ориентированы на более короткий срок и должны быть обязательно согласованы между собой.
Основные типовые инновационные стратегии:
-Наступательная стратегия (стратегия научно-технического лидерства) – высокий риск не окупаемости вложений и высокие требования к ресурсам; требует крупных ресурсов, высокой уровень квалификации персонала, организационного климата, благоприятствующего изменениям.
- Защитная инновационная стратегия рассчитана на незначительные улучшения технологий и достигается за счет низких издержек производства, характеризуется невысокими рисками.
- Стратегия лицензирования (поддерживающая) предполагает приобретение лучших научно-технических результатов, полученных другими компаниями; характеризуется риском недоразвития собственной исследовательской базы и, как следствие, возможной потерей научно-технического лидерства. Возможная цель – отвлечь конкурентов от собственных разработок
- Промежуточная стратегия (оппортунистическая) направлена на поиск свободных рыночных ниш, заполнение пробелов в специализации инноватора, сознательное исключение прямой конфронтации (не выходить на рынок с тем же продуктом). Использование стратегии ограничено наличием свободных рыночных ниш.
- Стратегия создания рынка заключается в разработке и предложении потребителю совершенно нового продукта, основанного на передовой технологии.
- Разбойничья стратегия –разработка нового технологического принципа, который уменьшает или уничтожает рынок. Обычно применяется при переносе технологического опыта из одной отрасли в другую. Стратегия эффективна на ранней стадии и впоследствии должна быть подкреплена наступательной стратегией-лидерством в продуктовых инновациях на этом рынке.
Бизнес-стратегия или деловая стратегия – это план действий, предпринимаемый для получения конкурентного преимущества на рынке отдельного продукта или услуги
Стратегия основывается на сильных сторонах фирмы и показывает, за счет чего организация может получить устойчивое преимущество над конкурентами.
3 типа деловой стратегии:
1.стратегия низкоценового лидерства – предложение товара с приемлемыми характеристиками по наименьшей цене
Необходимы:
· Экономия на масштабах производства
· Строгий контроль за издержками
· Снижение затрат на R&D новых продуктов, на обслуживание и развитие системы продаж
· Инвестиции в процессные инновации
5 сил конкуренции:
1)Конкуренты: ценовое преимущество
2)Новые конкуренты: ценовое преимущество, барьеры на вход
3)Поставщики и покупатели: рынок больших размеров ослабляет их давление
4)Субституты: возможность еще более снизить цену
2.стратегия дифференциации – предложение продукции, воспринимаемой потребителями как уникальной; создание ценности для потребителя, с отличными от конкурентов качеством и характеристиками товаров и услуг, закрепленными сильной торговой маркой
5 сил конкуренции:
1)Конкуренты: конкуренция с помощью продуктовых инноваций и маркетинга
2)Новые конкуренты: дифференциация и лояльность покупателей
3)Поставщики: фирме не важна себестоимость, т.к. фирма может назначить повышенную цену
4)Покупатели: товар в их глазах уникален
5)Субституты: защищает лояльность покупателей
3.стратегия фокусирования – сосредоточение внимания на одном сегменте рынка, определенной группе потребителей или на ограниченном географическом сегменте рынка
Выбрав сегмент рынка, фирма использует одну из двух вышеперечисленных стратегий
5 сил конкуренции:
1)Конкуренты: преимущество в конкурентном сегменте, тесная связь с потребителем
2)Новые конкуренты: лояльность покупателей
3)Поставщики: существенная угроза
4)Покупатели: не могут получить такой же товар в другом месте
5)Субституты: лояльность покупателей
4.Дополнительная: стратегия оптимальных издержек – предоставление покупателям большей потребительской стоимости по той же цене
Реализуется на основе:
· Использования гибких производственных систем
· Всеобщей системы управления качеством
· Создания информационных систем
· Организации поставок «точно в срок»
Корпоративный уровень разработки стратегии – на уровне стратегических зон хозяйствования. Можно каждую СЗХ оценить по матрице БКГ. Отвечает за выработку стратегических позиций фирмы в 1 или нескольких СЗХ – стратегические хозяйственные центры.
Продуктовые инновации позволяют предприятию устанавливать более высокую цену по отношению к издержкам производства единицы продукции, чем обычно имеет место на данном рынке за счет инновационной монополии. Монополия, охраняется патентами на продукт и отдельные его компоненты, несмотря на непродолжительный и все сокращающийся по мере ускорения темпа технического прогресса срок такой монополии, дает возможность компании получать повышенные прибыли. Нужно отметить, что для продажи продукта по завышенным ценам компания должна убедиться в следующем: а) продукт соответствует существующему неудовлетворенному спросу; б) компания разработала маркетинговую стратегию для увеличения спроса на продукт по мере его продаж, иначе компании придется либо снижать цену, либо вносить изменения в товар для привлечения покупателей из других сегментов, что приведет к снижению доли прибыли в цене товара. (Стратегия дифференциации)
Продуктовые инновации позволяют компании максимизировать прибыль через увеличение объема продаж. Если продукт совершенно новый, то компания сама формирует рынок, захватывает максимально возможную долю, и при правильном маркетинге компания имеет шанс «воспитать» лояльных к ее торговой марке потребителей, которые даже при появлении аналогов у конкурентов останутся клиентами компании-пионера. Возможен случай, когда компания позиционирует свой новый продукт на уже существующем рынке таким образом, что привлекает новых покупателей за счет улучшения тех характеристик продукта, которые способны привлечь новых потребителей, и/или за счет удешевления продукта, например, перевода его из группы товаров эксклюзивного спроса в группу предварительного выбора, т.е. более массовый сегмент рынка. (Интегрированная стратегия)
Технологические (процессные) инновации способствуют максимизации прибыли за счет снижения издержек производства и за счет повышения качества продуктов без их значительного удорожания. Процессные инновации (orgware) в сочетании с улучшенной технологией позволяют компаниям удерживать конкурентные цены при более высоком качестве изделий за счет экономии на заработной плате и капитальных вложениях
Технологические инновации предоставляют компании большую независимость от поставщиков сырья и комплектующих, поскольку, имея более гибкую технологию, чем у конкурентов, при повышении рыночных цен на один вид сырья, компания может найти его заменители по приемлемым ценам.
Возможно, нужно упомянуть жизненный цикл товара и технологии (t;V). Кривая роста по Гомпарту, к ней – жизн. Цикл технологии, к ним – жизненный цикл товаров.