К 1924 году завершился процесс создания нового государственного образования, Союза Советских Социалистических Республик. Тогда же (31 января 1924 г.) была принята Конституция СССР, где особо оговаривалась возможность каждой республики выйти из Союза, и закреплялся принцип неделимости территорий республик. Также были обозначены основные институты власти и их функции: две палаты ЦИК, 10 наркоматов, ОГПУ, Госплан и другие. В силу ухудшающегося экономического положения в стране в 1921 г. государство было вынуждено пойти на некоторые послабления в экономической сфере.
24.ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ.
Проведение индустриализации вызвало необходимость совершенствования всей управленческой системы от управления предприятием до управления наркоматом и народным хозяйством в целом. В постановлении ЦК ВКП "О мерах по управлению производством и установлению единоначалия" (1929) содержалось положение, которое ныне составляет одну из основ современного менеджмента: надо научиться соединять демократизм с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением воле одного лица во время труда. Опыт индустриализации предусматривал, что для успешного ее проведения необходим специальный орган. Поэтому в 1932 г. на базе ВСНХ создается ряд наркоматов: тяжелой промышленности, лесной и лесообрабатывающей промышленности и др. При этом республиканские и местные объединения и тресты должны были по-прежнему оставаться в непосредственном управлении республиканских и местных органов. Более того, предусматривался перевод главков союзных наркоматов на хозяйственный расчет.
Для активизации внедрения хозяйственных отношений и совершенствования структуры управления было принято постановления ЦК ВКП "О реорганизации управления промышленностью". Основным его звеном было признано предприятие. Сохранение главных управлений при наркоматах, которые осуществляли непосредственное руководство заводами и фабриками, было признано нецелесообразным. Вместо них предлагалось создавать хозрасчетные объединения (тресты, синдикаты).
О коллективизации.Кооперация широко и активно развивается в мировой практике в области сельского хозяйства. В США количество членов различных кооперативов достигает почти 60 млн. человек. Кооперативы сбывают там до 1/3 сельскохозяйственной продукции. В числе 500 крупнейших производственных объединений мира 15 кооперативов. Поэтому работа Ленина "О кооперации" отражала тенденции мирового технического процесса. Кооперирование 25 млн. единоличных крестьянских хозяйств было весьма актуальной практической задачей, тем более что национализация земли в СССР создала для кооперирования благоприятные возможности. Основными принципами ленинского кооперативного плана были следующие:
• добровольность вступления в кооперативы;
• материальная заинтересованность крестьян во вступлении в кооперативы;
• финансовая, материальная и организационная помощь кооперативам со стороны государства;
• постепенность перехода от простых к более сложным формам кооперации.
В период нэпа эти принципы в основном соблюдались. На селе добровольно создавались товарищества совместной обработки земли (ТОЗ), сравнительно широкий размах получили снабженческие кооперативы, бытовые кредитные и потребительские. Но во второй половине 20 — х гг. постепенно происходит огосударствление кооперативного движения, теоретическим "обоснованием" которого явилась речь Сталина "К вопросам аграрной политики в СССР" на конференции аграрников—марксистов в декабре 1929 г. Критикуя теорию "устойчивости" малокрестьянского хозяйства, Сталин несправедливо причислил к ее сторонникам А.В.Чаянова. Сталинская фраза: "Непонятно только, почему антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати?"[135] — в одночасье превратила таких видных ученых, как Н.Д.Кондратьев, Н.П.Макаров, А.В.Чаянов и А.Н.Челинцева в буржуазных экономистов с трагическими для них последствиями.
Никто из указанных экономистов в своих многочисленных трудах не отрицал преимущества крупного сельскохозяйственного производства. Но они обоснованно утверждали, что кооперирование единоличных крестьянских хозяйств — это процесс длительный и поэтапный. Их принципы перехода от простых форм кооперации к более сложным совпадали с соответствующими положениями Лени — на. Также, как и Ленин, они считали невозможным насильственное решение этого вопроса. Но добровольность и постепенность не соответствовали Сталинским принципам кооперирования, согласно которым коллективизация должна проводиться в директивном порядке, по разнарядке и в кратчайшие сроки. Создание крупных хозяйств при наличии самых примитивных орудий труда приводило к снижению эффективности производства, но это не принималось во внимание. В ходе коллективизации создавались колхозы и совхозы.
25.НОВЫЕ АСПЕКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД(И.В.СТАЛИН).
В 1995 г. было торжественно отмечено 50-летие окончания второй мировой войны. Решающий вклад в победоносное завершение войны внес Советский Союз, потери которого составили свыше 20 млн. человек. Расходы государства на войну и потери доходов, понесенные в результате оккупации, составили 1890 млрд. руб. Этим далеко не исчерпывается причиненный урон. За годы войны полностью или частично были разрушены и сожжены 1710 городов и поселков и более 70 тыс. сел и деревень: 25 млн. человек были лишены крова; были разрушены металлургические заводы, до войны выплавлявшие 60% стали, шахты, дававшие стране более 60% угля, 65 тыс. км железных дорог и 4100 железнодорожных станций; разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2900 машинно-тракторных станций, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 84 тыс. школ. техникумов, вузов, и научно-исследовательских институтов, 42 тыс. общественных библиотек. Ущерб государству и населению составил 679 млрд. руб. В связи с проведением денежной реформы и повышением покупательной способности рубля, с одной стороны, и существенным понижением покупательной способности доллара, с другой стороны, было признано необходимым повысить официальный курс рубля, а исчисление курса рубля вести не на базе доллара, как это было установлено в июле 1937 г., а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота, или 4 руб. 45 коп. за 1 г чистого золота). Официальный курс рубля к доллару составил 4 руб. за 1 американский доллар (вместо 5 руб. 30 коп.) и 11 руб. 20 коп. за 1 фунт стерлингов (вместо 14 руб. 84 коп.). Соответственно изменяется курс рубля к другим иностранным валютам.
Наряду с практической деятельностью Сталин занимался разработкой экономической политики — об этом свидетельствуют многочисленные поправки и дополнения в макеты учебников по политической экономии в довоенный и послевоенный периоды, с которыми автору удалось ознакомиться после смерти Сталина в его личном архиве*. В ноябре 1951 г. была организована экономическая дискуссия, на которой обсуждался один из последних макетов учебника. Составленные с учетом материалов дискуссии «Предложения по улучшению проекта учебника политической экономии», «Предложения по устранению ошибок и неточностей в проекте», «Справка о спорных вопросах» и Схема раздела «Социалистический способ производства» были направлены Сталину. Ознакомившись с макетом учебника и с этими документами, он написал «Замечания по экономическим вопросам, связанным с ноябрьской дискуссией 1951 года», которые были разосланы участникам дискуссии. В феврале 1952 г. Сталин встретился с группой экономистов и ответил на их вопросы, связанные с его «Замечаниями». Работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» содержит его замечания по экономическим вопросам и его ответы по наиболее спорным вопросам. Нет необходимости говорить, что в тот период эта работа была признана «вершиной экономической мысли», и XIX съезд КПСС, накануне которого она была издана, рекомендовал ее к неуклонному использованию в теоретической и практической деятельности партийных и советских органов. Как ее следует оценивать теперь, почти полвека спустя и в новых общественных условиях? Выход этой работы И. Сталина в тот период имел важное не только теоретическое, но и практическое значение. Ее достоинствами можно признать: а) полную реабилитацию политической экономии как фундаментальной теоретической экономической науки**; б) признание действий общих и специфических объективных экономических законов и в условиях социализма***; в) принципиальное признание, хотя и с оговорками, товарного производства и действия закона стоимости при социализме. Сталин признавал, что на российских предприятиях имеют актуальное значение такие вопросы, как хозяйственный расчет, вопрос о ценах и т.п., поэтому предприятия не могут и не должны обходиться без закона стоимости. Особенно важно было в тот период его положение о необходимости использования закона стоимости в практике ценообразования. Что же касается серьезных недостатков этой работы, то наиболее крупные из них связаны с выводами И. Сталина о перспективах развития советской экономики. По его мнению, для того, чтобы подготовить действительный, а не декларативный переход к коммунизму, нужно осуществить по крайней мере 3 основных предварительных условия: во-первых, прочно обеспечить не мифическую «рациональную организацию» производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средства производства; во-вторых, постепенно, с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже постепенно заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества: в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который обеспечил бы всем его членам всестороннее развитие их физических и умственных способностей, возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованным на всю жизнь в силу существующего разделения труда к какой-либо одной из них. Только после выполнения всех этих предварительных условий можно будет осуществить коренной переход от экономики социализма к высшей экономике — экономике коммунизма*. Третье условие носит общий и в основном декларативный характер, однако первые два условия не могли не оказывать негативного влияния на разработку и реализацию экономической политики государства и практику управления производством. Чтобы поднять колхозную собственность до уровня общенародной, по мнению Сталина, нужно было исключить излишки колхозного производства из системы товарного обращения и включить их в систему продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами. Теоретическим «обоснованием» убыточных предприятий и отраслей было следующее положение Сталина. Если рассматривать рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и на протяжении, скажем, 10—15 лет, что было бы единственно правильным подходом к решению этого вопроса, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства не может идти ни в какое сравнение с прочной и постоянной рентабельностью, которая устанавливается в результате действия закона планомерного развития и использования планирования народного хозяйства. Именно по такому принципу определялась «эффективность» многих послевоенных сталинских строек коммунизма, и особенно преимущества гидроэлектростанций по сравнению с тепловыми электростанциями. При сооружении ГЭС в расчет не принимались исчезновение десятков и сотен тысяч гектаров плодородных земель и ценных пород лесов, которые заливались водой, а также расходы, связанные с переселением жителей из будущих «морей» в необжитые места.
26.ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Н.С.ХРУЩЕВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.
Хрущев был выразителем настроений руководящего слоя советского общества, укрепляя его власть. Он выражал не только жалобы руководителей — его реформы соответствовали распространенным настроениям в стране, которая чувствовала, что завоевала право более спокойно жить и дышать. Однако Хрущев на этом не остановился. Стремясь форсировано решить многочисленные проблемы советского общества, он задумалболее радикальные планы, которые привели его к конфликту с той же верхушкой партии и руководящим аппаратом общества в целом.
Главная причина неудач реформ 50—60-х гг. заключается в разности потенциала перемен, которым располагало общество, с одной стороны, и его лидеры — с другой. Расхождение в первоначальных устремлениях, которое наметилось между ними в ходе предварительной работы 1953—1955 гг., в дальнейшем углублялось и конкретизировалось, мешая достигнуть взаимоприемлемого компромисса. Общество всегда ждало от лидеров больше, чем те стремились ему дать. Поскольку же принципиальные политические решения (как, например, решение о культе личности) носили не вполне законченный характер, общественная мысль и общественное мнение развивали их до пределов ожидаемого, радикализируя и уточняя первоначальный замысел. Подобная трансляция почти всегда встречала сопротивление правящего центра, который за расширительной трактовкой своих решений видел (и не без основания) угрозу собственной власти. Поэтому, едва приняв решение, центр предпринимал действия, ограничивающие свободу его применения. В результате общество (прежде всего интеллектуалы) постоянно попадало в ситуацию обманутых надежд. Политические реформы, не касающиеся всерьез проблем власти, успеха не имели.
Социальные реформы, направленные на подъем жизненного уровня, несмотря на известную отдачу, тоже не прибавили авторитета руководству страны, но уже по другой причине: приносила свои неизбежные плоды патерналистская политика. Реорганизации системы управления экономикой (из них самая крупная — создание совнархозов) часто несли в себе рациональное зерно, но вырванные из общего контекста преобразовательной политики (которая отличается, например, тем, что требует точного программирования как самих реформ, так и их возможных последствий), они сформировали достаточно серьезную оппозицию реформам среди слоя управленцев. Хозяйственные реорганизации и непоследовательность Хрущева в вопросах политики и идеологии, который то шел навстречу либеральной интеллигенции, то вставал на сторону более консервативно настроенного аппарата, способствовали усилению влияния номенклатурной аппозиции. В то же время пределы возможного, которые продемонстрировал Хрущев в последние годы своего пребывания у власти, лишили его кредитадоверия той части общества, которая сначала безусловно поддерживала новый курс лидера. Частые смены курса, обилие начинаний, которые как паллиативы были малорезультативны, постепенно сформировали в обществе комплекс усталости от реформ, тягу к стабильности и порядку. Этот комплекс стал социально-психологической основой, обеспечившей заинтересованным политическим силам победу не только над Хрущевым, но и в конечном счете над политикой реформ вообще. Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев спас государственный социализм от того кризиса, который мог его смести.
Он спас КПСС, ее аппарат от расплаты за чудовищные преступления. Он увел КПСС от суда народа. Он выпустил пар. Хрущев не просто провел ряд реформ для аппарата. Он создал новую модель жизни бюрократии. Он не просто провел ряд реформ для народа. Он создал новую модель жизни для простого человека: частично дав ему новые возможности для упрочения своей жизни при социализме, а частично уверив его в грядущих благах коммунизма.
Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю продержаться еще не одно десятилетие. Брежнев и его окружение только творчески развивали и укрепляли полученное наследство. Другое дело, что сам Хрущев не смог вписаться в созданный им послесталинский социализм. Даже такой лидер, как он, не мог преодолеть генетическую наследственность государственного социализма, его растущую неспособность заботиться о народе и его прогрессирующий интерес к привилегиям для бюрократии. Поэтому реформы Хрущева для бюрократии не могли не столкнуться с его же реформами для народа. Наиболее яркие примеры - расстрел рабочих в Новочеркасске и расправа с творческой интеллигенцией. В этих и других случаях Хрущев уступал бюрократии. Но эти уступки имели предел. Ему надо было в соответствии с нормами сформировавшегося строя - окончательно сдаться номенклатуре и стать послушной вершиной ее пирамиды. На это он не пошел и в этом его выдающаяся личная историческая заслуга. Он нашел в себе силы порвать с окружением, с помощниками и друзьями. Его популизм стал барьером, не позволившим ему превратиться в вождя номенклатуры.
27.КИБЕРНЕТИКА И ДИСКУССИИ О НАУКЕ УПРАВЛЕНИЯ.
В условиях отсутствия материальной заинтересованности людей в производственной деятельности необходимо было введение принудительных мер. Был принят декрет СНК «О порядке всеобщей трудовой повинности» предусматривал повсеместное и постоянное привлечение к общественно полезному труду лиц, таковым не занимающихся. Лица, уклоняющиеся от учета
Во вступительном слове на юбилейной сессии Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика» академик А.И. Берг сказал: «В 40-е и 50-е годы группа деятелей науки увидела в кибернетике угрозу своему благополучию и приняла позу «правоверных» поборников материалистической философии. Это задержало перевод книги Н. Винера, а после ее издания породило поток литературы антикибернетического характера. Кибернетику называли «пустоцветом», «псевдонаукой», «служанкой империалистической реакции, направленной против марксистского учения». Все это серьезно затормозило применение математических методов в экономике».
В 1959 г. Аксель Иванович Берг организовал Научный совет по кибернетике при Президиуме АН СССР и стал общепризнанным главой кибернетики Советского Союза. По определению Берга, кибернетика — это наука об оптимальном управлении сложными процессами, наука о повышении эффективности труда человека в организованном человеческом обществе.
После XX съезда партии с наступлением хрущевской «оттепели» благодаря активности ряда ученых кибернетика получила «постоянную прописку» в науке СССР. В практическом использовании ее в управлении экономикой особенно большая заслуга лауреата Нобелевской премии Л.В. Канторовича, который создал новую отрасль в математике, названную линейным программированием, имеющую прямое отношение к экономике. Оно является основой теории оптимального планирования и управления ресурсами. За создание теории линейного программирования и использование методов оптимального математического программирования в решении экономических задач Л.В. Канторовичу в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия по экономике (совместно с американцем Т.Ч. Купмансом).
Признание кибернетики и применение ее в исследовании экономических процессов содействовали признанию наука управления.В 60-е гг., несмотря на сомнения и возражения отдельных экономистов, необходимость такой науки можно было считать общепризнанной. Дискуссия принимает иное направление — о предмете и методологии этой науки. В отдельных исследованиях, посвященных управлению социалистическим производством, рассматривались вопросы, которые являются предметом философии, политической экономии социализма, отраслевых и специальных экономических наук, математики. Иначе говоря, делались попытки включить в предмет науки весь комплекс проблем системы управления обществом. Если бы пытались создать такую науку, то она была бы не чем иным, как наукой, изучающей... все науки.
Понятие науки управления в узком смысле этого слова в современных условиях можно сравнить с менеджментом, так как эти понятия в основном тождественны. В практической их реализации решающее значение имеют такие экономические категории, как эффективность, рентабельность, прибыль и др. В этом направлении после XX съезда партии и в связи с признанием науки управления была проведена значительная работа.
В 1957 г. в Институте экономике АН СССР, а в 1958 г. в Московском государственном университете прошли дискуссии, по актуальным проблемам товарного производства и закона стоимости при социализме. Несмотря на различия во взглядах отдельных экономистов, наличие товарного производства при социализме и необходимость использования его законов и категорий на практике были общепризнанными. Ограничения, высказанные в свое время по этим проблемам И. Сталиным, были признаны теоретически несостоятельными и практически вредными. Практические вопросы использования закона стоимости были рассмотрены академиком С.Г. Струмилиным. Его рекомендации использования стоимости на практике вполне могут быть использованы и в современных условиях. В полной мере сохраняет практическое значение и его методика различных вариантов определения общественной и локальной производительности труда. Струмилин подчеркивал, что метод определения индексов относительной производительности труда применим и при сопоставлении ее не во времени, а в пространстве. Например, при межреспубликанских и межрайонных сопоставлениях за базу сравнений целесообразней всего, конечно, принять средний уровень производительности труда по каждому отдельному производству и по всей их совокупности в. целом. В таком случае, сопоставляя полную трудоемкость в часах или стоимость в рублях любого продукта по каждой республике или району со средней его стоимостью по всей стране и учитывая, что производительность труда обратно пропорциональна стоимости, мы из сопоставления стоимости легко определим и сравнительную производительность труда с территориальными колебаниями.
В связи с полной «реабилитацией» товарного производства и закона стоимости возникла проблема повышения роли прибыли в управлении экономикой. В этом отношении весьма важную роль сыграла статья Е. Либермана «План, прибыль и премия», в которой были поставлены весьма актуальные проблемы совершенствования управления на микро- и макроуровнях. Идеи автора были поддержаны другими учеными и практиками, многие отклики которых были опубликованы в газете «Правда». Так, по мнению академика В.С. Немчинова, показатель «валовая продукция» не в полной мере отражает результаты хозяйственной деятельности каждого производственного коллектива, так как он включает в свой состав стоимость полученного со стороны сырья, топлива, материалов. При планировании, основанном на этом показателе, оказывается выгодным использовать более дорогие материалы и услуги. Расходуя более дорогие материалы и пользуясь более дорогими услугами, оказывается возможным перевыполнение плана по валовой продукции. В результате валовая продукция возрастает за счет промежуточного продукта. В целом же общество заинтересовано в росте конечного, а не промежуточного продукта.
28.РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 1965 Г. Л.И.БРЕЖНЕВ, А.Н.КОСЫГИН.
У истоков экономической реформы СССР в период застоя: хозяйственная реформа, международная военно-политическая обстановка, конфронтация и её последствия для СССР Заключение Библиографический список Введение Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества.
До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным.
В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизмабыла подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг., с точки зрения развития экономической ситуации, в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся – особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса.
Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения, стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.
29.КРИТИКА ЗАТРАТНЫХ МЕТОДОВ В 70-80 ГГ.
Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) взяла курс на интенсификацию производства. Особый упор делался на улучшение системы управления на макро- и микро - уровнях. Отмечалось, что в современных условиях решающим звеном становится организация, т.е. дальнейшее управление экономикой. Управленческая, особенно, плановая деятельность должна быть нацелена на конечные народно-хозяйственные результаты. Очень важное звено в улучшении руководства экономикой – это совершенствование организационной структуры и методов управления. Глубокий анализ недостатков затратных методов хозяйствования и пути создания научной системы управления, интенсификации экономики представлен в трудах В.С. Немчинова. Он показал, что предприятия постоянно получают определенные плановые процентные задания (по росту объема производства, по снижению себестоимости и т.д.) от выше стоящих органов, которые не несут перед предприятиями никакой ответственности за диспропорции в планах. Планы производства, планы по труду, планы финансирования, кредитования, материально-технического снабжения не согласованы друг с другом. По мнению Немчинова В.С., при составлении и реализации плана решающее значение имеют правильное распределение функций управления, а также прав и обязанностей между хозяйственными звеньями.
Этой проблемой занимались ученые Академии Наук Союза и, в частности, Институт экономики Академии Наук СССР. Они создали 3-х томный коллективный труд: «Экономический строй социализма». В труде показаны недостатки системы показателей и нецелесообразность применения для измерения роста и оценки хозяйственной деятельности показателей, включающих повторный счет стоимости прошлого труда. Авторы предложили методы определения конечного продукта без повторного счета. Они отдали предпочтение показателю «чистая продукция».
Авторы коллективного труда сотрудников Центрального экономико-математического института «Проблемы оптимального функционирования социалистической экономики» считали, что центральным звеном улучшения механизма управления должно быть усиление личной заинтересованности в результатах своего труда. Критерий удовлетворения потребностей общества должен быть стержнем всей системы управления экономикой СССР.
30.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1979Г.
В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».
Экономическая реформа 1979 г. по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики, но по уровню реализации уступала всем подобным попыткам. Придавая особое значение экономической реформе, ЦК КПСС выпустил специальное постановление, в котором отмечалось, что в соответствии с установками XXV съезда КПСС необходимо нацелить всю управленческую и плановую деятельность на повышение эффективности производства и качества работы, достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, на более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей.
В чем принципиальное отличие этой реформы от предыдущей?
Во-первых, в ней было предложено измерять экономический рост не по валовой, а по чистой (нормативной) продукции, которая исключает повторный счет прошлого труда и заинтересованность производителей в повышении материалоемкости продукции.
Во-вторых, рост производительности труда рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции или другому показателю, более точно отражающему в отдельных отраслях изменения в затратах труда.
В-третьих, фонд зарплаты предполагалось определять по нормативам на рубль продукции по показателю применяемому для измерения производительности труда.
В-четвертых, при оценке выполнения предприятиями задания по выпуску продукции в натуральном выражении предлагалось учитывать только изделия, поставляемые, по договорам и нарядам-заказам.
В-пятых, реформа предусматривала конкретные изменения в системе управления на макро- и микроуровнях, и распространялась на все отрасли хозяйства.
В постановлении предусматривалось, что в процессе разработки планов предприятия и объединения со сбытовыми организациями вместе с потребителями и поставщиками должны определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения хозяйственных договоров. Предполагалось, что такой порядок поможет обеспечить сочетание стоимостных и натуральных показателей, а также ликвидировать так называемый воздушный вал.
В печати было опубликовано немало критических отзывов о принципе «планирования от достигнутого» (чем лучше коллектив работает, тем выше дается ему очередное задание), в результате использования которого опытный хозяйственник всегда стремился иметь резервы «про запас» — в противном случае он нередко попадал в весьма затруднительное положение.
Для устранения подобной несправедливости в постановлении предусматривалось разрабатывать пятилетние и годовые планы объединений и предприятий на основе экономических и инженерных расчетов, не допуская определения заданий только на базе достигнутых показателей. С этой целью министерствам и ведомствам было предложено в 1979—1980 гг. составить паспорт на каждое объединение (предприятие) с указанием наличия и использования производственных мощностей, коэффициента сменности, организационно-технического уровня и специализации производства и др. (Кстати, на многих западных фирмах имеются не только такие паспорта, но и подробные описи рабочих мест.)
Новая реформа коснулась и вопросов корректировок планов. Нередко руководители объединений и предприятий в декабре просили вышестоящие хозяйственные органы снизить им план, т.е. подогнать его под фактическое выполнение, чтобы не лишать коллектив 13-й зарплаты и не уменьшать фонды экономического стимулирования. В 1979 г. только Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения изменяло план объема реализованной продукции для 134 из 157 объединений и предприятий отрасли, в том числе для 44 — в декабре; для 102 объединений и предприятий была произведена корректировка заданий по производительности труда (треть этих изменений была сделана в декабре). Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности в 1978 г. 49 раз изменяло плановые задания для Тбилисского станкостроительного объединения.
Постановление предусматривало обеспечить стабильность утвержденных планов, не допускать корректировки их в сторону снижения, подгонки под фактическое выполнение. Руководящие работники министерств, с разрешения которых производились такие изменения, должны были привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, а работники объединений и предприятий — лишаться премии.
Преимущества целевых комплексных программ хорошо известны в мировой практике менеджмента. В постановлении было предусмотрено разрабатывать в качестве важнейшей составной части государственных планов целевые комплексные научно-технические, экономические и социальные программы, а также программы развития отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. С целью улучшения сбалансированности планов и комплексного обеспечения производства необходимыми ресурсами большое внимание в постановлении уделялось более рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления.
Были намечены меры для обеспечения выполнения заданий по всем наименованиям продукции. Разумеется, оперативный учет выполнения плана в натуральном выражении — дело непростое. Чтобы показатель реализованной продукции стал более действенным, объективным, в него внесены два принципиальных изменения.
В объем реализованной продукции должна была включаться стоимость только тех видов продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ - нарядами. Недовыполнение заданий по отдельным видам номенклатуры и ассортимента приводило к срыву плана по реализованной продукции, так как перевыполнение заданий по выгодным для поставщика, но не предусмотренным договорами и нарядами изделиям учитываться не должно. Устранялся еще один существенный недостаток этого показателя — цепная реакция неплатежей, вызываемая его применением. Для предотвращения этого предусматривалось, что при отсутствии у заказчика средств на оплату продукции, поступившей согласно договору, ее оплачивают Госбанк или Стройбанк с отнесением 5-процентного кредита за счет покупателя, который он обязан погасить в 60-дневный срок. После истечения этого срока кредитование продолжается с повышенным процентом.
Большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 г., полностью соответствовало сущности применяемого на Западе менеджмента. К сожалению, они оказались нереализованными. После Косыгина — инициатора этой реформы — и Брежнева, при котором намечалось ее проведение, даже те министерства и предприятия, которые в течение нескольких лет в порядке эксперимента работали по-новому, постепенно возвращались к старому «порядку», который был более привычным. Все новое было связано с риском, и порой немалым. «Застой» в полном смысле этого слова не создавал условий для творческой инициативы.
31.ПЕРЕСТРОЙКА М.С.ГОРБАЧЕВА И ДИСКРЕДИТАЦИЯ ПЛАНОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Период перестройки можно определить, как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.
Перестройка тесно связана с именем М.С.Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной среды, последовательное прохождение, которое предполагало три этапа.
Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижения благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйства расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.
Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.
Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, производственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.
Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.
В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.
Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народных депутатов СССР, как высший выборный орган государственной власти.
Съезд избирал Верховный Совет СССР –постоянно действующий законодательный и распорядительный орган; в марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста президента СССР, он приобретал статус главы государства, наделялся широкими полномочиями, был призван согласовывать действия законодательной и исполнительной властей.
Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции
32.ПРОГРАММА «500» ДНЕЙ.
500 дней (программа Шаталина — Явлинского) — непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма»[1].
Суть программы
Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).
В целом программа содержала следующие предложения:
· приватизация государственной собственности;
· децентрализация управления экономикой;
· предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.
Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.
Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому — председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.
К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.
В своем анализе разработчики Программы опирались на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объёме представили организации СССР: банки — Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк; Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.
Некоторые организации её не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).
В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную её доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».
Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения — масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. — были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.
Вот как описывалась процедура приватизации в Программе:
Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения оценки финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий их приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий… Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности.
Академик Богомолов, Олег Тимофеевич отмечал: «программа Явлинского предусматривала экономический союз республик: единая валюта, единое законодательство, оборона. При этом ликвидировался Совмин, а экономикой управлял совет глав правительств каждой республики. Расширялась их автономия. Это было главной причиной торпедирования программы. Горбачёв пошел на поводу советского ВПК и отказался от ее поддержки»[2].
Этапы
· Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.
· Второй этап (100—250-е дни) — либерализация цен.
· Третий этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка.
· Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма.
33.УСКОРЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В 90-Е ГГ.
Импульсом ускорения рыночных преобразований в России, как и в других бывших советских республиках Советского Союза, послужил августовский путч 1991 г. Последовавшая после него цепная реакция объявлений республиками независимости и первенства республиканских законов над союзными была фактической ликвидацией единой системы управления народным хозяйством СССР. Формальным актом подтверждения этого явилось соглашение “О создании Содружества Независимых Государств” (СНГ), подписанное 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще главами трех республик — России, Украины и Белоруссии. В нем зафиксировано, что “СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”.
21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Руководители 11 бывших союзных республик СССР подписали алма-атинскую Декларацию, которая подтверждала, что с образованием СНГ “Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение межгосударственных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР”. Все это послужило основанием для ликвидации союзных органов управления народным хозяйством — Госплана, Госснаба, Госкомитета по науке, министерств и других ведомств.
Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и к народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.Съезд одобрил предложенную программу и удовлетворил просьбу Ельцина о предоставлении ему чрезвычайных полномочий сроком на 1 год, в течение которого он обещал “стабилизировать экономическое положение”.
Для реализации одобренной программы было образовано новое правительство, которое возглавил президент. 6 ноября 1991г. Ельцин подписал Указ “Об организации работы правительства РСФСР в условиях экономической реформы”. В нем записано, что в целях организации эффективного управления народным хозяйством в условиях радикальной экономической реформы исключительно на заседаниях правительства:
- рассматриваются вопросы подготовки проектов государственного бюджета РСФСР, вопросу текущего исполнения государственного бюджета РСФСР, а также вопросы формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
- рассматриваются вопросы соответствия актов органов Союза ССР законодательству РСФСР, интересам РСФСР и республик в составе РСФСР;
- рассматриваются проекты программ экономического и социального развития РСФСР и отдельных регионов РСФСР;
- определяются объем выпуска в обращение государственных ценных бумаг и пределы увеличения государственного внутреннего и внешнего долга;
- устанавливаются номенклатуры продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены;
- рассматриваются предложения по установлению и изменению таможенных платежей и ставок налогообложения на производство отдельных видов товаров и услуг, либо в отдельных сферах деятельности, либо для отдельных категорий граждан;
- утверждаются проекты годовых программ приватизации государственной собственности и предложения по основным направлениям использования средств, полученных от приватизации, в соответствии с действующим законодательством;
- принимаются решения о подготовке и представлении Президенту РСФСР предложений об образовании и ликвидации министерств и ведомств РСФСР;
- принимаются решения о подписании межправительственных соглашений по вопросам, относящимся к ведению Правительства РСФСР.
Новое правительство активизировало процесс образования новых рыночных структур управления. В частности, был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Постановлением правительства всем субъектам Российской Федерации было рекомендовано образовать на местах соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом и утвердить положения о них. Этому органу была поручена работа по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной собственности. В утвержденном правительством Положении на указанный Госкомитет были, в частности, возложены:
разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества;
- организация и непосредственное выполнение мероприятий, связанных с переходом в ведение России предприятий, функции управления которыми осуществлялись органами управления СССР;
- анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности;
- распоряжение и управление государственным имуществом предприятий, относящихся к федеральной собственности, а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности;
- функции держателя акций, принадлежащих государству, а также функции арендодателя при сдаче государственного имущества в аренду;
- продажа на конкурсных и аукционных началах госпредприятий.
Одновременно правительство утвердило Положение о порядке перехода в юрисдикцию государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного значения, расположенных на территории России. В нем предусмотрено, что переход союзных предприятий и передача их собственности в собственность Российской Федерации безвозмездны, происходят под контролем Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом и требуют внесения изменений в учредительные документы предприятия, подтверждающих его республиканский статус. Перерегистрация должна осуществляться в соответствии с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.
В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в различные корпорации и холдинги. Так, на базе объединений, предприятий и организаций Министерства лесной промышленности СССР была образована Российская государственная корпорация по производству лесобумажной продукции (“Российские промышленники”). Госкомитет по управлению государственной собственностью делегировал этой Корпорации права по управлению имуществом всех подведомственных ему предприятий и организаций. Функции управления Корпорации принципиально отличались от функций прежнего министерства. Корпорация получили самостоятельность, необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности.
В ходе поиска новых форм управления на региональном уровне было принято постановление правительства “Об отработке в Коми ССР элементов экономического механизма функционирования народного хозяйства в условиях перехода на рыночные отношения”. Важнейшими направлениями поиска были:
- создание реальных условий для хозяйственной самостоятельности товаропроизводителей и развития предпринимательской деятельности;
- эффективное использование сырьевых и природных ресурсов;
- усиление зависимости бюджета республики от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории республики.
Коренным поворотом в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию является либерализация цен со 2 января 1992 г.,получившая название“шоковая терапия”.В связи с ее введением заместитель главы правительства по вопросам осуществления экономической реформы Е.Т. Гайдар заявил: “За первые 3 месяца мы ожидаем 3-кратного повышения цен (тогда это казалось слишком много —Д.В.). К марту-апрелю должно наступить замедление темпов роста цен до 10—12%, но к концу года темпы роста цен замедлятся до нескольких процентов. Курс рубля стабилизируется. Общее падение производства за год не превысит 10—12%”.
За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Перерегистрировано более 24 тыс. колхозов и совхозов, или 95% их общего количества. Основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. На базе реорганизованных колхозов и совхозов создано более 300 акционерных обществ открытого типа, 400 подсобных хозяйств предприятий и организаций, около 2 тыс. сельхозкооперативов и 3 тыс. прочих фирм хозяйствования. На долю сельхозпредприятий с государственной собственностью приходится не более 15% сельхозугодий и стоимости произведенной продукции. Растет число фермерских хозяйств, которые составили уже более 5% сельхозугодий страны.
Следует отметить, что одной из коренных специфических особенностей российской экономики, как и ряда других новых государств, образованных вместо бывших союзных республик СССР, является исключительно высокий уровень монополизации всех отраслей и сфер общественного воспроизводства на базе общенародной собственности. Поэтому для формирования рыночных структур и регуляторов первостепенное значение приобретают преобразование отношений собственности и образование новых форм управления. В многоукладной рыночной экономике должны рационально сочетаться различные ее формы: государственная и частная, кооперативная и муниципальная, собственность общественных и религиозных организаций, иностранная собственность смешанные ее формы. При этом каждый ее вид должен иметь заинтересованного и ответственного владельца, что предполагает ликвидацию бесхозности. Многообразие форм собственности создает благоприятные возможности для развития разнообразных форм управления старыми и новыми хозяйственными структурами.
Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и 2—3-кратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы — в 5,7 раза.
Поэтому на VII съезде народных депутатов в декабре 1992 г. состоялась острая полемика, вызванная проводимой экономической политикой. Работа правительства была признана неудовлетворительной. Гайдар был освобожден от занимаемой им должности и.о. главы правительства. Новым премьер-министром был избран В.С. Черномырдин, которому досталось весьма сложное наследство. Как выходить из возникшего глубокого кризиса? Продолжать “шоковую терапию”, которая порождает пороки дикого капитализма — хаос, анархию, безработицу и обнищание, — или вводить государственное регулирование и контроль за экономическими процессами? Такая дилемма стояла перед Черномырдиным и возглавляемым им правительством. После некоторых колебаний Черномырдин, видимо, не без серьезного влияния своего окружения, продолжил курс “шоковой терапии”, что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.
По прежней Конституции право определения внутренней и внешней политики государства принадлежало съезду народных депутатов РСФСР; ему же было подотчетно и правительство, так как его ключевые фигуры назначались съездом или Верховным Советом. Депутаты, будучи зависимы от избирателей, не могли не выражать их настроения и не критиковать правительство за реформы, которые не улучшают, а резко ухудшают положение народа. Именно в этом и кроется источник противоречий между исполнительной и законодательной властью в России, которые в течение 1993 г. неуклонно усиливались и обострялись. Финалом этого процесса были известные события в октябре 1993 г. (обстрел Дома правительства, где находились члены Верховного Совета).
Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению.
Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой. В 1994 г. Президент подписал 2 пакета, состоящие из 6 указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубленных рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий для конкуренции и являются одним из базовых “китов” рыночных отношений. Наиболее важными указами были следующие:
“О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой”;
“О реформе государственных предприятий”;
“О некоторых вопросах налоговой политики”;
“О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;
“О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации”;
“О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредиторов”;
“О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы”;
“Об отмене квотирования поставок на экспорт товаров и услуг”.
В 1995 г. правительство внесло существенные изменения в действующее ныне Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования, учитываемых при налогообложении прибыли; их реализация может содействовать ликвидации указанных пороков в оплате труда и уменьшению налогового бремени, что,в свою очередь, может сделать производство более привлекательным для вложения капиталов.
Исключительно важным для развития менеджмента и маркетинга как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”. В ст. 1 этого Закона, в частности, говорится, что государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
В этом документе конкретизируется порядок государственного прогнозирования на долгосрочную перспективу — 1 раз в 5 лет на 10-летний период; на среднесрочную перспективу — на период от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой и на краткосрочную перспективу, которая разрабатывается ежегодно. В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложнейшим вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления. Эту систему целесообразнее строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Мировой и отечественный опыт убедительно свидетельствует о несостоятельности однозначной заданности осуществляемых реформ
Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие:
- ориентация экономики на решение социальных задач, достижение высокого уровня жизни, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную справедливость;
- формирование современной системы рыночных отношений и механизмов при активной роли государственного регулирования экономики, сочетание и взаимодополнение разнообразных форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих устойчивую мотивацию предпринимательской и трудовой активности;
- создание высокоэффективной экономики, гибкой и восприимчивой к научно-техническим нововведениям, к постоянно меняющимся общественным и личным интересам. В этой связи представляется необходимым сделать акцент на поддержке материального производства, стимулировании деловой активности вообще, и в инвестиционной сфере в особенности;
- разработка эффективной индустриальной структурной политики с учетом новейших достижений научно-технического прогресса, способной придать российской экономике современный облик и повысить конкурентоспособность отечественной, продукции на мировом и внутреннем рынках;
- укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения экономической интеграции регионов и создание действенного экономического механизма, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.
34.ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ.
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частнуюи (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
1)переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
2)полная продажа государственных предприятий частным лицам;
3)продажа части активов;
4)передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет
продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
1) приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
2) приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
3) изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
4) обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
5) приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
6) каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным».