ПО СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
(Для проведения практических занятий со студентами
3 курса стоматологического факультета VI семестра)
Обсуждено на заседании кафедры
Протокол № ________
Тема № 4:
Прикус и функции ЧЛО: условия формирования, возрастная норма и отклонения от нормы
Общее время занятия – 4.15
академических часов
ВИТЕБСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра стоматологии детского возраста
И челюстно-лицевой хирургии
Методическая разработка
СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
(Для студентов 3 курса стоматологического факультета
VI семестр)
Витебск, 2012
ВИТЕБСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра стоматологии детского возраста
И челюстно-лицевой хирургии
Методическая разработка
СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ
(Для преподавателей)
Витебск, 2012 МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.
Формирование прикуса и функций челюстно-лицевой области начинается во внутриутробном периоде, продолжается после рождения и завершается (в основном) к 15-летнему возрасту. Знание возрастных норм прикуса и функций как основных управляемых факторов, влияющих на этот процесс, необходимо стоматологу для того, чтобы оказывать профессиональную помощь семье в формировании нормального прикуса у ребенка.
Цель: научиться определять норму прикуса и функций челюстно-лицевой области в различные возрастные периоды.
Задачи занятия:
В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
1. закономерности формирования зубочелюстной системы под воздействием нормально протекающих функций челюстно-лицевой области;
2. норму прикуса и функций челюстно-лицевой области в различные возрастные периоды.
В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:
1. отличать особенности возрастной нормы прикуса от аномалии прикуса;
2. отличать возрастные нормы формирующихся функций челюстно-лицевой области от их нарушения;
3. консультировать родителей детей относительно условий, формирующих нормальные функции челюстно-лицевой области ребенка.
Требования к исходному уровню знаний.Студент должен иметь достаточный уровень базовых знаний из смежных дисциплин. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Из морфологии – этапы онтогенеза челюстно-лицевой области, норму сформированного постоянного прикуса;
Нормальной физиологии - норму функций зубочелюстной системы взрослого человека
Из курса профилактики стоматологических заболеваний - методы оценки прикуса и функций на профилактическом стоматологическом приеме
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1. Норма сформированного прикуса.
2. Характеристика функций дыхания, глотания с точки зрения физиологии.
3. Характеристика функций жевания, сосания и речеобразования с точки зрения физиологии.
4. Методы изучения прикуса и функций ЧЛО на профилактическом стоматологическом приеме
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Ткани и органы челюстно-лицевой области, участвующие в формировании прикуса.
2. Последовательность анализа прикуса.
3. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 1-м периоде формирования прикуса.
4. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области во 2-м периоде.
5. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 3-м периоде
6. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 4-м периоде
7. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 5-м периоде
8. Клинические проявления зубочелюстных аномалий.
РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ п/п
Структура занятия
Время (минуты)
1.
Вводная часть
2.
Теоретическая часть: опрос, выявление исходного уровня знаний и знаний по текущей теме занятия.
3.
Практическая часть: работа с больными в поликлинике или стационаре.
4.
Тестовый контроль
5.
Разбор клинических ситуаций и составление ситуационных задач.
6.
Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
7.
Общее время занятия
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Прикус характеризуют по трем позициям:
соотношение челюстей;
форма зубных дуг;
положение отдельных зубов.
Соотношение челюстей оценивают, зафиксировав челюсти пациента во время глотания в положении центральной окклюзии. Определяют основные соотношения ключевых зубов-антагонистов справа, слева и во фронтальном участке в трех плоскостях:
- сагиттальной (по соотношению бугров моляров, клыков и вестибуло-оральному контакту резцов),
- вертикальной ( по окклюзионным контактам в боковых участках и перекрытию коронок резцов)
- горизонтальной (по соотношению бугров .моляров и резцовых линий верхней и нижней челюстей).
Форму зубных рядов и положение отдельных зубов оценивают при разомкнутых челюстях. Каждый зуб должен занимать место, соответствующее его групповой принадлежности, обеспечивая правильную форму зубных рядов и окклюзионных плоскостей.
Различают 5 основных клинических периодов формирования прикуса и функций:
I. период новорожденности (от рождения до 6 месяцев);
II. период формирующегося временного прикуса (от 6 месяцев до 3 лет);
III. период сформированного временного прикуса (от 3 до 6 лет);
IV. период смешанного прикуса (от 6 до 12 лет);
V. период формирующегося постоянного прикуса (от 12 до 15 лет).
Периоды формирования прикуса выделяют в соответствии с прорезыванием временных или постоянных зубов. Среди функций ЧЛО только одна остается в норме неизменной на протяжении жизни (дыхание должно быть носовым). Все другие претерпевают динамические изменения по мере формирования прикуса и психофизического развития ребенка.