Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКУСА



Методическая разработка

ПО СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

(Для проведения практических занятий со студентами

3 курса стоматологического факультета VI семестра)

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол № ________

Тема № 4:

 

Прикус и функции ЧЛО: условия формирования, возрастная норма и отклонения от нормы

Общее время занятия – 4.15

академических часов


ВИТЕБСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра стоматологии детского возраста

И челюстно-лицевой хирургии

 

Методическая разработка

СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

(Для студентов 3 курса стоматологического факультета

VI семестр)

 

Витебск


МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

 

Формирование прикуса и функций челюстно-лицевой области начинается во внутриутробном периоде, продолжается после рождения и завершается (в основном) к 15-летнему возрасту. Знание возрастных норм прикуса и функций как основных управляемых факторов, влияющих на этот процесс, необходимо стоматологу для того, чтобы оказывать профессиональную помощь семье в формировании нормального прикуса у ребенка.

Цель: научиться определять норму прикуса и функций челюстно-лицевой области в различные возрастные периоды.

Задачи занятия:

В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

1. закономерности формирования зубочелюстной системы под воздействием нормально протекающих функций челюстно-лицевой области;

2. норму прикуса и функций челюстно-лицевой области в различные возрастные периоды.

 

В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:

1. отличать особенности возрастной нормы прикуса от аномалии прикуса;

 

2. отличать возрастные нормы формирующихся функций челюстно-лицевой области от их нарушения;

3. консультировать родителей детей относительно условий, формирующих нормальные функции челюстно-лицевой области ребенка.

 

Требования к исходному уровню знаний.Студент должен иметь достаточный уровень базовых знаний из смежных дисциплин. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:

Из морфологии – этапы онтогенеза челюстно-лицевой области, норму сформированного постоянного прикуса;

Нормальной физиологии - норму функций зубочелюстной системы взрослого человека

Из курса профилактики стоматологических заболеваний - методы оценки прикуса и функций на профилактическом стоматологическом приеме

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Норма сформированного прикуса.

2. Характеристика функций дыхания, глотания с точки зрения физиологии.

3. Характеристика функций жевания, сосания и речеобразования с точки зрения физиологии.

4. Методы изучения прикуса и функций ЧЛО на профилактическом стоматологическом приеме

 

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Ткани и органы челюстно-лицевой области, участвующие в формировании прикуса.

2. Последовательность анализа прикуса.

3. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 1-м периоде формирования прикуса.

4. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области во 2-м периоде.

5. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 3-м периоде

6. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 4-м периоде

7. Норма прикуса и функций челюстно-лицевой области в 5-м периоде

8. Клинические проявления зубочелюстных аномалий.


УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Прикус характеризуют по трем позициям:

 соотношение челюстей;

 форма зубных дуг;

 положение отдельных зубов.

 

Соотношение челюстей оценивают, зафиксировав челюсти пациента во время глотания в положении центральной окклюзии. Определяют основные соотношения ключевых зубов-антагонистов справа, слева и во фронтальном участке в трех плоскостях:

- сагиттальной (по соотношению бугров моляров, клыков и вестибуло-оральному контакту резцов),

- вертикальной ( по окклюзионным контактам в боковых участках и перекрытию коронок резцов)

- горизонтальной (по соотношению бугров .моляров и резцовых линий верхней и нижней челюстей).

Форму зубных рядов и положение отдельных зубов оценивают при разомкнутых челюстях. Каждый зуб должен занимать место, соответствующее его групповой принадлежности, обеспечивая правильную форму зубных рядов и окклюзионных плоскостей.

Различают 5 основных клинических периодов формирования прикуса и функций:

I. период новорожденности (от рождения до 6 месяцев);

II. период формирующегося временного прикуса (от 6 месяцев до 3 лет);

 

III. период сформированного временного прикуса (от 3 до 6 лет);

IV. период смешанного прикуса (от 6 до 12 лет);

V. период формирующегося постоянного прикуса (от 12 до 15 лет).

 

Периоды формирования прикуса выделяют в соответствии с прорезыванием временных или постоянных зубов. Среди функций ЧЛО только одна остается в норме неизменной на протяжении жизни (дыхание должно быть носовым). Все другие претерпевают динамические изменения по мере формирования прикуса и психофизического развития ребенка.

ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКУСА

Поскольку зубочелюстная система ребенка претерпевает в процессе роста значительные изменения, для облегчения усвоения материала выделяется 5 основных периодов формирования прикуса.

1 период (период новорожденности - от рождения ребенка до 6 месяцев) характеризуется так называемой младенческой ретрогенией, т.е. сагиттальная щель составляет – 10 – 14 мм. Под термином сагиттальная щель в ортодонтии принято понимать расстояние от передней поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти до передней поверхности альвеолярного отростка нижней челюсти в сагиттальном направлении. Альвеолярные отростки верхней и нижней челюсти имеют форму полуокружности, контактируют на всем протяжении. Функции зубочелюстной системы: дыхание – носовое; жевание не сформировано; глотание - протекает по инфантильному типу, т.е. язык в момент «отправного толчка» (1 фаза глотания) касается губ и щек; речь - не сформирована; сосание - развито.

2 период (период формирующегося временного прикуса - от 6 месяцев до 3 лет) характеризуется прорезыванием всех временных зубов. Младенческая ретрогения полностью исчезает к 10 - 11 месяцу жизни ребенка. Прикус к концу этого периода характеризуется следующими признаками.

- Срединная линия верхнего клыка проецируется между нижним клыком и первым временным моляром.

- Мезиально-щечный бугорок верхнего второго временного моляра расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

- Резцовое перекрытие глубокое, т.е. верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/2 высоты коронки нижнего резца.

- Вестибулярные бугры нижних моляров располагаются в продольных фиссурах верхних.

- Диастемы и трем нет.

- Зубные ряды имеют форму полуокружности.

- Режущие края зубов каждой челюсти расположены на одной плоскости.

- Бугры временных зубов нестершиеся.

Функции зубочелюстной системы: дыхание - носовое; жевание - формирующееся, к 3 годам сформированное; глотание - после прорезывания временных резцов - смешанный тип (язык в момент «отправного» толчка упирается в резцы), к 3 годам - соматический тип; речь - полностью сформирована к 3 годам; сосание - угасает к концу первого года жизни ребенка.

3 период (период сформированного временного прикуса - от 3 до 6 лет) характеризуется следующими изменениями по сравнению с предыдущим периодом:

- Происходит уменьшение резцового перекрытия, вплоть до полного его отсутствия (резцы верхней и нижней челюстей устанавливаются встык).

- Появляются тремы и диастема между зубами.

- С 4 лет начинают стираться бугры временных зубов.

- В этом периоде принято выявлять ранние симптомы зубочелюстных аномалий:

- Бугровое соотношение зубов верхней и нижней челюстей.

- Вертикальная щель между резцами верхней и нижней челюсти более 4 мм.

- Отсутствие стирания бугров временных зубов после 5 лет.

Функции зубочелюстной системы полностью сформированы.

4 период (начальный и конечный период смешанного прикуса - от 6 до 12 лет) характеризуется прорезыванием постоянных зубов, активным ростом челюстей. Значительных изменений со стороны прикуса не происходит:

- Срединная линия верхнего постоянного клыка проецируется между нижним клыком и первым премоляром.

- Мезиально-щечный бугорок верхнего первого постоянного моляра расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

- Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 высоты коронки нижнего резца.

- Вестибулярные бугры нижних премоляров и моляров располагаются в продольных фиссурах верхних.

- Диастемы и трем нет.

- Зубные ряды имеют форму: верхний - полуэллипса, нижний - параболы.

- Режущие края зубов каждой челюсти расположены на одной плоскости.

5 период (период формирующегося постоянного прикуса - от 12 до 15 лет) характеризуется:

- Срединная линия верхнего постоянного клыка проецируется между нижним клыком и первым премоляром.

- Мезиально-щечный бугорок верхнего первого постоянного моляра расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

- Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 высоты коронки нижнего резца.

- Вестибулярные бугры нижних премоляров и моляров располагаются в продольных фиссурах верхних.

- Диастемы и трем нет.

- Зубные ряды имеют форму: верхний - полуэллипса, нижний - параболы.

- Режущие края зубов каждой челюсти расположены на одной плоскости.

- Каждый зуб имеет 2 антагониста (за исключением центральных нижних резное и верхних вторых моляров).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.