Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Линии развития жизненного мира.

Тема 2.9. Психическое развитие в юношеском возрасте.

План:

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

Ведущий вид деятельности в период юности.

Основные новообразования возраста.

Особенности познавательной сферы деятельности в юношеском возрасте.

Развитие личности в юношеском возрасте.

Кризис юности.

 

1.Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С.Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости от 15-16 лет до 21-25 лет.

Старший школьный возраст – это начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. В физическом отношении это период спокойного развития. Нет диспропорции частей тела, неуклюжести и несоразмерности движений. Наступает период гармонии, человек чувствует себя более уверенным, спокойным. Интенсивно идет развитие мускулатуры. Наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам.

Социальная ситуация развития в юношеском возрастехарактеризуется тем, что юноша (мальчики и девочки) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (эти процессы вариативны).

Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск её), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.

Юность, завершающая стадия ступени персонализации.В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззрение, гражданские качества личности.

Юность как определенный этап социализации, как переход от зависимости детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого .

2. Ведущий тип деятельностив этот период - учебно- профессиональная деятельность.

Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность.

Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Повышается интерес к учебной деятельности. Учебная деятельность носит избирательный характер. Старший школьник самостоятельно выбирает значимость тем, тех или иных дисциплин,

3. Основные новообразования:

1. целая система взросления, «врастание» в различные сферы жизни.

2. личностное и профессиональное самоопределение.

3. новый уровень развития самосознания:

- становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;

- открытие своего внутреннего мира;

- осознание собственной индивидуальности;

- развитие самооценки;

- персонализация;

- самоанализ, рефлексия;

- стремление к самопознанию;

- формирование личной идентичности, самоуважения.

4. эмансипация от взрослых.

5. формирование мировоззрения.

Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требований к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни – вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

4. Особенности развития психических познавательных процессов:

Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. В юности стабилизируются все психические процессы, они приобретают черты произвольности. Происходит значительный рост знаний и умений учащихся. Растет сознательное отношение к труду и учению, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Общие умственные способности продолжают совершенствоваться. Особенностью юношеского возраста является сочетание широты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсутствием системы и метода, а также адекватной оценки своих возможностей.

Мышление

Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоретического мышления. Мышление становится более систематическим и критическим. Продолжается развитие абстрактного мышления. Происходит активное развитие креативного мышления. Мышление приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, к поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Старшеклассники требуют доказательства и обоснования тех утверждений, которые они слышат от учителей и окружающих. Развиваются формы и операции мышления. И.С.Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают отчетливо проявляться особенности мышления, связанные с половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению больше свойственна мальчикам, девушки лучше решают конкретные задачи. Увеличивается скорость обработки материала, появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Формируются индивидуальные качества ума: креативность, решительность, активность, самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта.

Память

Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять.

Внимание

Внимание становится более управляемым. Возникают особенности познания, т.е. когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. Возрастает концентрация, объем внимания.

5.В юности происходит бурное развитие личности, проявлением которого являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, открытие внутреннего мира, своего «Я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости, стремление строить жизненные планы. Психологи определяют период юности как стадию духовного развития, которая характеризуется развитием личностной рефлексии. Личность приобретает устойчивый характер. Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности, взгляд на мир в целом. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненых проблем. Главная проблема – смысла жизни – «Для чего я живу?», «Как жить?», «Кем быть?», «Каким быть?». Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве частицы социальной общности.

Характерное приобретение возраста – формирование жизненных планов.

Жизненный план – это план потенциально возможных действий, совокупность намерений, которая постепенно становится жизненной программой. Именно жизненные планы Л.С.Выготский рассматривал как показатель овладения личность своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности.

Особое значение для развития личности имеют изменения в области чувств.

Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков. Для юношей характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников, что приобретает самые разнообразные формы. Существенной чертой является отрицательное отношение к навязываемым авторитетам. Только обоснованная аргументация может убедить их в достоинстве того или иного человека. В юности получают интенсивное развитие самые разнообразные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания, получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования. Особое место в развитии чувств занимает переживание первой любви. Юноша переживает радость от первой любви, под влиянием которой он становится ещё лучше и человечнее. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной избирательностью, возбудимостью, глубиной проявления чувств. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

В юности обостряются способности чувствовать состояния других людей, способности переживать эмоционально эти состояния, будто свои (чувство эмпатии).

В юношеском возрасте отмечаются 2 противоположные тенденции в общении: расширение его сферы – с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление – с другой. В этом возрасте усиливается потребность в дружбе и любви. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди привязанностей, становится гораздо устойчивее и глубже.

Отношения со взрослыми в этом возрасте не столь напряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности – в автономии юноши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Юноши стремятся к автономии: поведенческой, эмоциональной, нормативной. Процесс перестройки взаимоотношений с родителями сталкивается со множеством трудностей. Родители часто недооценивают происходящие с их детьми перемены, не признают всерьёз их переживания. Но, при этом, семья остаётся тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно.

Более сложными и дифференцированными становятся отношения с преподавателями. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выходят индивидуальные человеческие качества (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность), на 2ом стоит профессиональная компетентность, уровень знания и качества преподавателя, На 3ем – умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Линии развития жизненного мира.

1.Старшеклассники с духовно – нравственной направленностью личности.

Происходит личностно – профессиональное самоопределение. Главным критерием в выборе профессии является наличие глубокого интереса к ней.

В связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопределения облегчается.

В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект: заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках, рекомендациях.

Формируются отношения к близкому взрослому как к наставнику, к носителю соответствующего идеала. С близкими сверстниками проявляется привязанность, глубокая преданная дружба, духовная близость, возникновение влюбленности, чувство любви к Родине, к природе.

2. Для старшеклассников с эгоистической направленностью личности духовно нравственные ценности не становятся определяющим фактором выработки мировоззренческих установок и самоопределения. Выбор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов (престиж, карьерный рост, материальные условия). Доминирование эгоистических мотивов накладывает отпечаток и на отношения со сверстниками, и со взрослыми. Привязанность к близким родственникам менее характерна. Преобладают мотивы самоутверждения, доминирования.

Романтические, дружеские отношения развиваются по линии эгоистических мотивов (мотив победы, а не духовная близость).

3.Старшеклассники со сложной линией развитие личности.

Для них характерны сложные проблемы самоопределения, выбор жизненного пути. Они ориентированы на получение удовольствий и развлечений. Личностная неразвитость, инфантильность еще более закрепляются. Отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрослую жизнь, выбрать профессию или продолжить образование, неспособность к глубоким отношениям с людьми.

Им свойственно ощущение неприспособленности, отчужденности, чувство бесполезности, бесцельности, душевного разлада, деперсонализации, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями и их отвержение. Всё это нередко приводит к противоправному поведению.

Между этими линиями развития существуют промежуточные, с дойной направленностью развития личности.

6.Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно.

Кризис юности заключается в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. Главное противоречие жизненной перспективы – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Порой, едва опробовав нечто, юноши испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Переход к взрослой жизни содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, юноша, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с другой – опыта «взрослой» жизни у него ещё нет, ему ещё только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания). В кризисе юности есть негативные и позитивные стороны. Негативные связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм деятельности, привычных условий жизнедеятельности… и вступлением в новый период жизни.

Позитивные стороны связаны с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирование гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.