При исследовании национально-культурных факторов детерминации процесса познания возникает настоятельная необходимость ..анализа национально-расовых предрассудков и мифов. Каждый этнос исторически вырабатывает этнические своеобразия различных сфер жизни, носящие объективный характер. Однако при восприятии другого народа формируются своего рода штампы, шаблоны, т.е. восприятие I становится стереотипным. Стереотипы могут в определенной степени ^выражать качества, действительно присущие данному этносу, но часто |их гиперболизирует. При стереотипизированном восприятии другого иарода объективное подменяется субъективным, реальное - фантасти-|Ческим; выявление реальных национально-этнических особенностей ^атруднено либо вовсе невозможно. Стереотипизированное восприятие определенной степени тождественно «Идолам рода», так прекрасно Дописанным великим английским мыслителем Ф. Бэконом. «Ум челове-|,ка, - писал Ф. Бэкон, - уподобляется неровному зеркалу, которое, при-, мешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в |,, искривленном и обезображенном виде»1. Подобное искривление объяс-;Нялось тем, что человеческий разум в силу своей склонности легко >;предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. | На самом деле «многое в природе единично и совершенно не имеет себе подобия...»2.
' Бэкон Ф. Соч: В2т.М.,\ 978. Т. 2. С. 18. 2 Там же. С. 20.
Причины формирования национально-расовых предрассудков и мифов исследуются в различных научных дисциплинах - истории, психологии, социологии, этнологии, лингвистике, этнографии и т.д.: ежегодно на десятках языках мира публикуются сотни работ, анализирующих данную причину. Нет преувеличения в словах известкой исследовательницы теоретических проблем национализма Катрин Вердери о том, что «в течение 1980-1990-х гг. научная индустрия, построенная вокруг концепций нации и национализма, стала столь обширной и междисциплинарной, что этот фокус исследований можно считать приоритетным по сравнению с остальными»'. В публикациях о национализме исследуются все аспекты проблемы. Можно утверждать о подведении определенных предварительных итогов нынешнего этапа исследований национализма в зарубежной науке.
В отечественной науке сложилась другая ситуация в силу идеологических установок. Исследование национальной проблематики было небезопасно, поскольку исследователь мог быть обвинен в обосновании национализма, разжигании шовинизма и т.д. «В интересующей нас сфере, - пишет А. И. Миллер, - в результате индоктринации языка была создана устойчивая конструкция, которая жестко навязывала оценочный элемент именно за счет фиксации такого рода оппозиций: Патриотизм - национализм, Интернационализм - космополитизм»2.
Существование национализма в нашей стране считалось невозможным, а если реальная жизнь противоречила идеологическим штампам и скрыть проявление национализма было невозможно, то оно рассматривалось как «пережиток капитализма». Надо отметить, что в реальной жизни национализм проявлялся редко. Жесткий партийно-государственный диктат сдерживал центробежные силы. Любое проявление патриотизма было «дозировано», санкционировано «сверху». Нельзя отрицать реальные достижения советской власти в установлении межнационального мира. Однако все перечисленные позитивные и не совсем позитивные моменты не могли ликвидировать национализм вообще. Подспудно национализм всегда существовал в нашей стране, что доказывается анализом этнонацио-нальных процессов, как в прошлом, так и в настоящем. С ослаблением и последующим крахом тоталитарного режима национальные противоречия проявились со всей очевидностью. Было бы весьма наивно предполагать, что они возникли «на пустом месте». С падением тоталитарного режима
1 Verdery К. Whither «Nation» and «Nationalism». Daedalus. 1993. P.37.
2 Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема (Ориентация в новой иссле довательской парадигме)// Полис. 1995. № б. С. 55.
национализм возродился молниеносно с огромной силон (чаще разрушительной, негативной)- Во многих регионах бывшего СССР-национальное стало доминировать. Желание возродить все национальное, часто даже вопреки логике, стало всеобщим.
Не будет преувеличением утверждение, что возрождение национализма стало не только следствием развала СССР, - в определенной степени оживление национализма наряду с другими факторами явилось причиной распада СССР.
С возрождением национализма и ликвидацией цензурных ограничений в нашей стране, как и в других странах бывшего СССР, появляется огромное количество публикаций, анализирующих проблемы национализма. По их количеству мы'не только «догнали» ведущие страны мира, но даже превзошли. Однако трудно утверждать, что количество перешло в качество.
При анализе работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей, теоретических проблем национализма возникает множество вопросов. ,Это объясняется недостаточной теоретической разработанностью данной проблематики. Например: отсутствует приемлемая для большинства иссле-• дователей научная дефиниция национализма; нет более или менее общепринятой точки зрения о времени и причинах формирования национализма. Эти вопросы диалектически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Не ответив на один из них, невозможно положительно ответить на другой. Не имея конкретного представления о смысловом содержании термина «национализм», трудно, а в определенной степени даже бессмысленно, рассу-;. ждать о причинах и времени возникновения данного явления. При •tисследовании национализма принципиально важное значение приобретает , ясность и определенность терминологии. Однако добиться ясности и определенности в этом вопросе весьма трудно (если вообще возможно), поскольку терминология, выражающая национальную проблематику, как , правило, неопределенна, размыта, неоднозначна. Такая неопределенность объясняется как сложностью объекта исследований - нации, так и различной интерпретацией одних и тех же терминов национально-расовой проблематики в отечественной и зарубежной литературе.
В «Советском энциклопедическом словаре» национализм трактуется как «...буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе: противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма - идеи национального превосходства и национальной исключительности...»1. Определение более
' Советский энциклопедический словарь. М, 1979. С. 878.
чем расплывчатое, неконкретное, но при этом однозначно подчеркивается негативный характер национализма. Негативно трактуется национализм и в отечественной научной литературе последних лет. Так, известный историк и специалист по национальной проблематике Т. М. Исламов, пишет о национализме как о явлении «...негативном, деструктивном, пренебрегающем чужими интересами, а интересы собственного этноса, зачастую ложные и мнимые, ставящем превыше всего, когда ради достижения своих целей есть готовность пожертвовать всем, вплоть до жизни и благополучия целых стран и народов»1.
В отечественной литературе национализм отождествляется с термином «шовинизм», характеризуется этноцентризмом, проповедью национальной исключительности и разжиганием национальной вражды и ненависти к другим этносам, которые наделяются отрицательными признаками, характеристиками.
Другим смысловым содержанием характеризуется термин «национализм» в зарубежной, прежде всего в англосаксонской, интерпретации, где этот термин содержит позитивный смысл, хотя не исключается и негативное содержание. Так, Катрин Вердери определяет национализм как «... политическое использование символа нации через дискурс и политическую активность, а также как эмоции, которые заставляют людей реагировать на использование этого символа»2. Подобное определение национализма по смыслу в значительной степени совпадает с термином «национальное самосознание» в отечественной терминологии. Национализм в этом случае изначально лишен оценочного характера. В зависимости от конкретных исторических условий национализм может быть как позитивным, так и негативным. Большинство западных исследователей (М. Грох, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Б. Андерсон и др.) склонны подчеркивать позитивные, конструктивные функции национализма, при всех различиях их характеристик. В целом в западной литературе, как и в отечественной, невозможно обнаружить единого общепринятого определения национализма. Многие исследователи начинают свой анализ от отказа дать научное определение национализма вообще. Хью Ситон-Уотсон, английский' историк и социолог, сделал пессимистический вывод, что научной «...дефиниции национализма вообще не может быть»3. Подобный пессимизм объясняется тем фактом, что национализм - явление сложное, изменчивое как по своей
1Исламов Т.М. Очаги тревоги в Восточной Европе. М., 1994. С.З. 1 Verdery К. Op. cit. P. 38.
% Seton-Watson H. Nations and States. An Enquiry in to the Origins of Nations and the politice of Nationalism. Boulder (Colorado), 1977. P. 5.
сущности и значению, так и по формам проявления. Национализм - всегда явление конкретное, своеобразное. В зависимости от конкретных условий он всегда проявляется специфически. Такое многообразие проявлений обусловливает полизначность термина националчпм, в связи с чем дискуссии о национализме часто сводятся к изложению конкретных исторических фактов этого явления. Однако без научной дефиниции национализма невозможно определить его социальные функции и перспективы развития. Разумеется, учитывая сложность явления и многообразие его проявлений, национализм невозможно определить жестко, однозначно. Любая дефиниция национализма должна быть гибкой, диалектической, но в то же время иметь определенное содержание.
Ввиду существенного, содержательного различия зарубежной (прежде всего, англосаксонской) и отечественной интерпретации термина «национализм», вопрос о возможности более или менее общепринятого научного определения данного явления нам представляется далеко не риторическим. Возникает вопрос: имеются ли вообще «точки соприкосновения» между англосаксонской и отечественной трактовкой содержания понятия национализм? При всех различиях анализ терминологии, применяемый при дефиниции термина национализм в англосаксонской и отечественной литературе, убедительно свидетельствует о наличии общих «точек соприкосновения». Как в первом, так и во втором случае национализм определяется через термины: символ, шаблон, стандарт, миф, предрассудок, стереотип и т.д. Особенно часто большинство исследователей использует при анализе национализма последний термин.
Из многообразия этнических стереотипов нас интересуют в данном случае главным образом те, которые связаны с оценкой познавательных способностей, особенностей того или иного этноса. Однако анализ моделей познавательных стереотипов невозможен без выявления общего основания этнических стереотипов вообще. Такая необходимость обусловливается тем фактом, что этнические стереотипы формируются в комплексе, в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности.
Анализу этнических стереотипов посвящено немалое количество работ как в отечественной1, так и зарубежной научной литературе, но единого мнения по его определению фактически нет. Термин стереотип древнегреческого происхождения и буквально означает «стереос» -
1 См.: Этнические стереотипы поведения. Л., 1985; Чугров С. В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. №1; Оганаджанян Р. С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в мононациональной среде // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1.
твердый и «типос» - отпечаток. Чаще всего стереотип определяется как «... образ, полярный по знаку, предельно фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию»1. Нетрудно убедиться, что в данной дефиниции стереотип рассматривается как жесткая мифологизация сознания, дающая определенные социальные установки.
Вполне естественно предположить, что национальные стереотипы формируются на основе определенных реалий, но сами реалии при этом усваиваются некритически, эмоционально окрашиваются, т.е. мифологизируются. Национальные стереотипы служат составным элементом национального сознания, помогают конкретному человеку осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от представителей других этнических общностей. В процессе формирования этнических стереотипов создается стандартный образ представителя той или иной этнической общности. Реальные особенности национального характера любой этнической группы становятся объектом внимания соседних этносов, часто неадекватно преувеличиваются, гиперболизируются, мифологизируются. Если между соседними этносами существуют значительные расовые, культурные и прочие различия, то они воспринимаются как нечто странное и даже несуразное. При этом носителями тех или иных особенностей не обязательно выступают все представители данного этноса. Особенные черты и признаки, присущие некоторой части этноса, соседним этносом стереотипизируются, распространяются на всех членов этноса.
Процесс формирования этнических стереотипов наблюдается с древнейших времен. Яркий пример такой стереотштизащш подробно изложен Иосифом Флавием в речи, которую он вкладывает в уста Агриппы II, царя-марионетки, волею Рима назначенного управлять северной частью Палестины в I в. н. э. Описывая различные народы, он дает германцам следующую характеристику: «Их телесную силу и гигантский рост вы уже часто имели случай наблюдать, так как римляне повсюду имеют пленников из этой нации. Они обитают в огромных странах; выше их роста их гордость; они обладают презирающим смерть мужеством, а нравом своим они свирепее самых диких зверей»2. Несомненно, что за основу характеристики германцев берутся определенные реалии. Мужество и гордость древних германцев описывают множество древних авторов, непосредственно соприкасавшихся с ними (Цезарь, Тацит и др.). Однако существующие реалии несомненно стереотипизируются, мифологизируются. Флавий, в
1 Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 289. г Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 182.
частности, подчеркивает высокий рост германцев, и это несомненная черта большинства германцев. Именно большинства, но никак не всех без исключения германцев. Черта, характерная части этноса, произвольно приписывается всему этносу.
В этой же работе Иосиф Флавий категорически заявляет, что нет народа «умнее эллинов»'. Ум эллинов, как и рост германцев, не вызывает сомнений, но достаточно почитать произведения древнегреческого комедиографа Аристофана, дающего прекрасные характеристики своим современникам, чтобы убедиться в наличии древних греков, не отличавшихся высокими умственными способностями. Сущность этнических стереотипов заключается не в том, что тому или иному этносу приписывают абсолютно не присущие ему черты и признаки (хотя подобное тоже наблюдается), а в том, что качества, присущие некоторым представителям этноса, распространяются на всех членов данного сообщества. При этом сами признаки, качества мифологизируются, преувеличиваются, абсолютизируются.
Этнические стереотипы - это определенная оценка этноса. Всегда ли такая оценка является негативной? В отечественной литературе чаще всего говорится о наличии «ложных или национальных стереотипов -предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных, стандартизированных суждений о представителях других народностей и наций...»". В данном случае этнические стереотипы рассматриваются как исключительно негативная характеристика. Такое утверждение противоречит историческим реалиям. Так, уже упоминавшийся Иосиф Флавий подчеркивает храбрость германцев, ум эллинов, богатство галлов, но ни один из этих стереотипов невозможно истолковать как негативную характеристику. Разумеется, стереотипы могут характеризовать этнос как положительно, так и негативно. Тот же Иосиф Флавий при характеристике аланского народа употребляет термины «разбойничья жадность», «свирепость»3, т.е. создается негативный этнический стереотип. Таким образом, этнические стереотипы могут быть негативными, положительными или нейтральными.
В этой связи нам представляется совершенно оправданной мысль С. В. Чутрова о необходимости «... дифференцировать категории «национальное» и «националистическое»4. Анализ отечественной литературы по
1 Иосиф Флавий. Иудейская война... С. 180.
2 Современное революционное движение и национализм. М., 1973. С. 105.
3 Иосиф Флавий. Иудейская война... С. 435.
4 Чугров С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. №1. С.51.
социальным стереотипам воооще и этническому в частности показывает, что часто термины «национальный стереотип» и «националистический стереотип» употребляются как тождественные. Некритическое употребление данных терминов приводит не только к терминологической путанице, но также затрудняет научное исследование социальных процессов. К националистическим необходимо относить стереотипы, характеризующиеся отрицательной установкой отношения к другим нациям. Соответственно к национальным относятся стереотипы, характеризующие нацию положительно или нейтрально. Трудность заключается в том, что термины «национальный» и «националистический» некорректно применять при характеристике древнего и средневекового общества, поскольку тогда еще не сформировались нации. Представляется целесообразным при анализе до-буржуазного общества пользоваться термином «этнический стереотип», «поскольку этнические симпатии и антипатии существовали во все периоды истории (трайбализм, религиозно-этнические войны)»1, хотя традиционно термины «этнический стереотип» и «национальный стереотип» в отечественной литературе отождествляются. (Необходимость дифференциации этих терминов станет очевидной в процессе дальнейшего исследования.)
Вполне очевидно, что термины «национальный стереотип» и «националистический стереотип» различаются по таким оценочным критериям, как «положительный» и «негативный», но не «истинность» или «ложность», т.е. по достоверности. В процессе мифологизации, стереотипизации могли преувеличиваться или же приуменьшаться как положительные, так и отрицательные признаки этноса, нации. В этом процессе (стереотипизации) трудно выявить какую-либо закономерность. Одно несомненно, что в этнических автостереотипах стереотип, своей национальности, как правило, превалируют положительные признаки, оценки. Этнический гетеростерео-тип - стереотип другой национальности, этноса - формировался в зависимости от конкретных исторических условий, и он мог быть как положительным, так и отрицательным.
Формирование национально-этнических стереотипов носит диалектический, сложный, противоречивый характер. Это объясняется сложностью характера любого этноса, где положительное пересекается с отрицательным, и наоборот. Так, Хуан Кобо, проживший долгое время в России, задумавшись над вопросом «Какие же они, русские?», попал в логический тупик. «Временами, - пишет он, - когда я сталкивался с их хамством', злобой, жлобством, ленью, необязательностью, воровато-
' Чугров С.В. Этнические стереотипы... С. 50.
сгыо, пьянством, - а случалось это сплошь и рядом (так что и сам я со иременем, скажем откровенно, изменился не в лучшую сторону), - я ныходил из себя, с пеной у рта утверждал, что более отвратительного народа на свете нет. А потом, соприкасаясь с их добротой, сердечностью, отзывчивостью, щедростью, гостеприимством, широкой натурой, - и с этим я сталкивался сплошь и рядом, к счастью, - я в корне 'менял точку зрения, и настаивал на том, что лучше народа быть не может»'. Вполне естественно, что в данном случае (а случаи далеко не исключительный) сформируются сложные, противоречивые стереотипы, где положительное будет перекликаться с отрицательным.
В процессе изменения конкретных исторических условий и, прежде всего, межнациональных, межэтнических отношений меняется смысловое содержание национально-этнических стереотипов. Например, анализ как отечественной, так и зарубежной литературы показывает, что к середине XIX столетия сформировался стереотипный образ немца-сентименталиста, но после успешных войн против Дании и Франции, и особенно после первой и второй мировых войн, сентиментализм в характеристике немцев уступает другим (агрессивным, жестоким и т.д.) стереотипам. Будучи мифологизированным шаблонным отражением действительно существующих национально-этнических признаков и черт, стереотипы (в данном случае гетеростереотипы) формируются в зависимости от межнациональных, межэтнических отношений. Если между двумя этносами исторически взаимоотношения складываются благоприятно, не омрачаются противостоянием и крупными войнами, то, как правило, у них формируются положительные гетеростереотипы друг о друге. И наоборот, историческое противостояние двух этносов детерминирует формирование взаимонегативных этностереотипов. Большой интерес в этой связи вызывают результаты эмпирических исследований Э. Богардуса. Согласно «шкале расовой дистанции», разработанной и введенной в употребление американским социологом Э. Богардусом, выяснялось отношение опрошенных (всего опрошено 1725 американцев, представителей 40 расовых и этнических групп) «к тому, чтобы быть с представителями различных расовых и этнических групп: а) в тесном родстве через брак; б) личным другом и товарищем по клубу; в) соседом по дому или по улице; г) гражданином одной и той же страны и т.д.»2. В 1926 г. согласно шкале, отражающей так называе-
1Кода X. Встанет ли богатырь1? Россия плачами испанца// Родина. 1994. Xs> 1. С. 10.
" Цят. по: Громов Ю.А. Расизм, расовые предрассудки и предубеждения - характер-;*.ные черты современного капиталистического общества // Расы и общество. М., 1982. 'С. 201.
мую «расовую дистанцию» в соответствии со степенью предпочтения, на третье место вышли канадцы. В 1946 г. аналогичный опрос был повторен и на втором почетном месте оказались канадцы (табл. 2.1).
Если канадцы - северные соседи американцев - получили «предпочтение» большинства опрошенных наряду с англичанами, то южные со-
Таблица 2.1
Шкала, отражающая так называемую «расовую дистанцию» в соотнетствми со степенью предпочтения
Группа (1926 г.)
Место
Группа (1946 г.)
Место
Англичане
Американцы (белые, родившиеся в США)
Американцы (белые, родившиеся в США)
о
Канадцы
Канадцы
Англичане
Шотландцы
Ирландцы
' 4
Ирландцы
Шотландцы
Французы
Французы
Немцы
Норвежцы
Шведы
Голландцы
Голландцы
Шведы
Норвежцы
Датчане
Датчане
Немцы
Испанцы
Финны
Финны
Чехи
Русские
Русские
Итальянцы
Поляки
Португальцы
Испанцы
Поляки
Румыны
Румыны
Болгары
Армяне
Итальянцы
Чехи
Армяне
Индейцы (американские)
Греки •
21 .
Евреи
Португальцы
Болгары
Евреи
Греки
Индейцы (американские)
Сирийцы
Китайцы
Мексиканцы (американские)
Мексиканцы (американские)
Мексиканцы
Сирийцы
Японцы (американские)
Филиппинцы
Филиппинцы
Турки
Негры
Японцы (американские)
Турки
Корейцы
Китайцы
Мулаты
Мулаты
Индийцы
Корейцы
Негры
Индийцы
Японцы
седи США - мексиканцы - оказались на 26 (далеко не почетном) месте. Чем объяснить предубеждение американцев по отношению к мексиканцам? Однозначно объяснить это явление невозможно. Оно-объясняется одновременно рядом факторов:
1) мексиканцы в отличие от канадцев не англосаксы;
2) мексиканцы антропологически отличаются от американцев;
3) Мексика отстает по уровню экономического развития от США;
4) образ жизни мексиканцев, их ценности значительно отличаются от американских;
5) взаимоотношения США и Мексики исторически формиро вались менее благоприятно, нежели США и Канады; и т.д.
Выявление закономерностей формирования этнических стереотипов С точностью представляется невозможным, но установление отдельных исторических факторов, детерминирующих становление как гетеросте-реотипов, так и автостереотипов, вполне вероятно. Так, согласно шкале «расовой дистанции», составленной Э. Богардусом, отношение американцев к другим этносам и к самим себе значительно изменилось с 1926 по 1946 г. Многое в этом процессе невозможно или почти невозможно объяснить. Например, нефы по шкале «предпочтения» в 1926 г. занимали 30-ю графу, а в 1946 г. оказались на 34 месте. Трудно найти этому изменению отношения к неграм (хотя и не столь существенному) логическое объяснение. Но в то же время, согласно предложенной шкале, легко устанавливается, что отношение американцев к этносам, с которыми непосредственно пришлось США воевать в ходе второй мировой войны, изменилось в негативную сторону. В 1926 г. немцы занимали 7 графу, а в 1946 г. оказались на И месте. Итальянцы с 15-й графы опустились на 19-ю, а японцы с 28-й на 35-ю - последнюю графу в этой шкале. Напомним, что больше всех потерь американцы в ходе войны понесли в сражениях с японцами.
В то же время этносы, подвергшиеся агрессии со стороны фашистской Германии и Японии, и союзники США в войне либо поднялись по шкале «предпочтения», либо сохранили занимаемое в 1926 г. место. Так, чехи - первая жертва фашистской агрессии - с 20-й графы в 1926 г. поднялись на 13 место в 1946 г. Поляки с 17 места в 1926 г. поднялись на15 место, голландцы с 9-й графы на 8-ю, датчане с 11-й на 10-ю и т.д. Таким образом, отношение американцев к другим этносам с 1926 г. по 1946 г. в той или иной мере изменилось.
Примечательно, что в 1926 г. по шкале «предпочтения» американцы первое место отдали англичанам, а не белым, родившимся в США, американцам. В 1946 г. положение изменилось. Англичане оказались на
" '£ V
LL
третьем месте, а в первой графе оказались американцы (белые, родившиеся в США). Можно предположить, что автостереотип американцев изменился в положительную сторону вследствие того, что в результате войны именно США стали своего рода «бастионом» западной демократии, ведущей державой мира.
Нельзя объяснять сложный и долгий процесс формирования этнических стереотипов отдельными историческими событиями и явлениями, но вместе с тем при анализе конкретных исторических событий нетрудно убедиться, что при определенных исторических условиях за довольно короткий период времени существенно меняются как гетеро-стереотипы, так и автостереотипы. .
Этнические стереотипы по сути являются обязательным элементом национального сознания. У любого этноса формируются стереотипы как по отношению к самому себе (автостереотип), так и по отношению к соседним этносам (гетеростереотип). В любом случае этнические стереотипы лишь относительно отражают признаки и качества любого этноса. Весьма красочно описал А. Эбаноидзе соотношение этнических стереотипов с реальностью при характеристике различных этнических групп грузин. Герой статьи «Хождение по Грузии» констатирует, что «...есть мнение, согласно которому кахетинец - упрямый трудяга, имеретинец - воплощенная любезность, рачинец - медлительный гурман, а гуриец - остряк и балагур»1. Подобными чертами наделили друг друга различные этнические группы грузин исторически. Но герой статьи опровергает подобную стереотипизацию: «Я, - заявляет он, - лично знаю уступчивого кахетинца - уж до того мягок, хоть полы им подтирай, знал быстрого рачинца - стометровку за десять и две десятых пробегал, и имеретинца-грубияна - не дай Бог, какие пули отливал! Если хорошенько поискать, даже трусливого хевсура найдешь. А мрачный гуриец - вот он перед вами»2. Но мнение оказывается сильнее реальной действительности. Наделив тот или иной этнос определенными признаками, уже не допускается дифференциация внутри этноса. Эти признаки распространяются на всех членов этноса, независимо от того, присущи они всем или нет.
Относительный характер этнических и расовых стереотипов не остался незамеченным мыслителями прошлого. Так, Давид Юм очерк «О национальном характере», опубликованный в 1741 г., начинает следующей фразой: «Простонародье склонно доводить понимание национальных характеров до крайности; однажды установив в качестве
' Эбаноидзе А. Хождение по Грузии // Жизнь национальностей. 1993. № 5. С. 8!. 2 Там же. С. 82.
принципа, что какой-то народ - это мошенники, трусы или невежды, оно не допускает никаких исключений, и каждому отдельному человеку !»п этого народа] заранее ставит все это в вину»'. Юм не отрицает наличие национального характера, отличие характера одного этноса от другого. Он не приемлет лишь абсолютизации этнических и расовых стереотипов. Вместе с тем сам мыслитель не избежал соблазна довести до крайности некоторые этнические и расовые стереотипы. При сопос-тпплении умственных потенций белых и черных, он весьма уничижительно отзывается о вторых: «Я, - писал Д. Юм, - склонен думать, что черные естественно ниже белых. Не было никогда, так сказать, цивилизованного народа этого цвета и даже ни одного черного человека, который бы отличился в области деятельности или мысли»2. Не избежал Юм и антисемитизма. «Евреи в Европе и армяне на Востоке, - писал мыслитель, - имеют каждые свой особый характер, и первые так же известны своей склонностью к мошенничествам, как вторые - своей честностью»3. Таким образом, Давид Юм теоретически вполне осознавал относительный характер любых этнических и расовых стереотипов, но при описании конкретных этносов и рас он попадал в «плен» им же осужденного стереотипного мышления.
Примеров подобного рода, когда при исследовании национального характера доминируют не научные аргументы и факты, а этнические и расовые стереотипы, огромное множество. Некритическое восприятие этнических стереотипов в научных исследованиях придает им спекулятивный характер. Для обоснования национализма и расизма этнические и расовые стереотипы часто используются как неопровержимые аргументы. Национализм, как и расизм, немыслим без определенных сте-. реотипов, возведенных в ранг неопровержимых «аргументов». И Без выяснения смыслового содержания терминов «национализм», (['•«этнический стереотип» невозможно исследовать время и причины их ^возникновения. Вместе с тем определение данных терминов не ведет ^Автоматически к установлению эпохи их формирования. Речь идет, ргфежде всего, о том, что в силу полисемантичное™ понятия «национа-глизм», часто оперируя одними и теми же терминами, исследователи ^подразумевают различные явления и процессы. Как уже отмечалось, в ^отечественной литературе под «национализмом» чаще подразумевается «националистическое», т.е. негативное отношение к другим этносам. {Мы вполне осознаем нетождественность этих терминов, но в силу сло-
1 Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1963. Т.2. С. 703.
2 Там же.
3 Там же. С. 711.
жившейся традиции в дальнейшем термин «национализм» будем ynui реблять как негативное, националистическое явление, кроме тех случи ев, когда это различие специально будет оговариваться.
Термины «национализм» и «националистическое» не корректно при меняют при анализе древнего и средневекового общества, поскольку считается, что нации сформировались лишь в Новое Время. Однакс симпатии и антипатии между различными этносами существовали ж> все периоды истории, поэтому при анализе древнего и средневековой > общества будем пользоваться термином «этнический стереотип».
К анализу причин и времени формирования негативных этнических стереотипов, национализма и расизма различные исследователи подхи дят часто с диаметрально противоположных позиций. Хотя перечисле ние различных точек зрения по этой проблеме и их аналитическое сравнение малопродуктивно, но все же попытаемся выделить основные позиции некоторых исследователей как прошлого, так и наших современников.
Весьма распространена в антропологии и психологии точка зре ния (К. Лоренц, Р. Ард'ри и др.), согласно которой человек внутренне генетически склонен к агрессивности, к враждебности, негативном) отношению ко всему чужому. Неприятие чужого рассматривается как наследие предков - животных. Так, известный австрийский уче ный Конрад Лоренц, один из ведущих авторитетов в науке о поведе нии животных, считает агрессивность, негативное отношение к окружающим внутренним биологическим побуждением человека1 При таком истолковании поведенческого аспекта людей главным аргументом выступает наличие агрессивности у приматов - человекоподобных обезьян. Однако такая аргументация неубедительна Представляется некорректным применение материалов приматоло-гии для характеристики человеческого общества, людей. Утверждение о биологической детерминации поведения человека приводит к социобнологии, к отрицанию роли социоэкономических факторов на детерминирование людей. В процессе антропосоциогенеза уровень агрессивного поведения постепенно снижался под влиянием культуры, морали. Понижение уровня агрессивности было не только следствием становления человеческого общества, но и определенным условием. «Успешное освоение и реализация опыта орудийной деятельности, - пишут М.Л. Бутовская и В.А. Загородный - этологи, — у ранних гоминид с большей вероятностью могли происходить в уело-
' См.: Лоренц К. Агрессия (так называемое «ело»), М, 1994.
Пиях относительной социальной стабильности и низкого уровня ннутригрупповой агрессии»'. Экстраполяция данных приматологии на человеческое общество, без учета качественного отличия последнего не оправдано. Биологизация человеческого поведения игнорирует те глубинные, качественные изменения, которые происходили в процессе антропогенеза.
Данные по поведению современных видов обезьян показывают, что С возрастанием ранга агрессивность идет на убыль. У приматов агрессивность ниже чем у низших обезьян". Большинство антропологов считает, что «... никакого врожденного стремления к агрессивности у человека нет ... агрессивное поведение неестественно не только для человека, но и для обезьян»3. Человекообразные обезьяны в нормальных, естественных условиях не проявляют агрессивности и кровожадности. Лишь в результате сужения ареалов их обитания из-за вырубки тропических лесов они волей-неволей забредают на территорию другой стаи, и тогда начинается борьба не на жизнь, а на смерть.
Негативное отношение к другим этносам и расам невозможно объяснить врожденным чувством агрессивности, отвращения. Если бы национализм и расизм носили биологический, врожденный характер, то онидолжны были бы носить всеобщий характер - т.е. представители одного этноса, расы должны были одинаково негативно относиться к представителям всех других этносов и рас. Между тем анализ истории национального и расового отвращения показывает, что оно носит весьма «избирательный» характер и имеет как психологическое, так и экономическое происхождение. Примечательно, что в фашистской Германии, где создавались специальные институты, призванные следить зачистотой «арийской» расы, японцы - типичные монголоиды -рассматривались как «арийцы» Востока. Аналогичное положение сложилось в 60-70-х гг. в другой «классической» стране расизма - Южной Африке. Отказав в гражданских правах, наряду со многими другими этносами и расовыми группами, индийцам-европеоидам - из-за относительно темной кожи, приравнивали японцев к европейцам.
Разумеется, нельзя характеризовать людей как существ абсолютно миролюбивых, лишенных агрессивности вообще. Подобная характеристика была бы другой крайностью и притом малодоказательной. Но не-
1 Бутовская М.Л., Загородный В.А. Роль социальных факторов в развитии орудийной деятельности на ранних стадиях эволюции гоминид // Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991. С. 13.
2 Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991.
3 Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М., 1978. С. 133-134.
4—2804
'f i
сомненью, что считать национализм и расизм врожденным биологическим качеством людей невозможно. Такое утверждение не соответствует истории и сущности расизма и национализма. По всей вероятности, расизм и национализм носят, прежде всего, исторический характер и всегда формируются под воздействием определенных психологических, экономических, этнических и политических факторов.
Однако установить даже приблизительно время возникновения национализма и расизма весьма непросто. Проблема осложнена тем обстоятельством, что большинство исследователей национализма и расизма подспудно придерживаются европоцентризма. История эт-нонациональных процессов неевропейских народов либо игнорируется, либо характеризуется как хаотический процесс, где обнаружить определенные закономерности практически невозможно. При этом, в соответствии с определенной периодизацией европейской истории, началом зарождения национализма считаются XVI-XVIII вв. Так, Бенедикт Андерсон - английский исследователь (по происхождению ирландец) - начало формирования национализма датирует XVI-XVII вв. Подобную периодизацию процесса развития национализма Андерсон аргументирует прежде всего сменой культурных систем1. Именно в XVI-XVII вв. национализм, по мнению исследователя, приходит на смену религиозно-династическому принципу и латынь как священный язык переживает кризис, постепенно уступая национальным языкам. По мнению Андерсона, «печатные» языки (в XVI-XVIII вв. большинство книг уже издается на национальных языках, вытесняя латынь) заложили основу национального самосознания в Европе. В значении национальных языков в становлении национализма и патриотизма сомневаться не приходится. Работа Андерсона в целом характеризуется аргументированностью и получила признание как за рубежом, так и в России2, хотя и не переведена на русский язык. Но в работе Андерсона исследуется процесс становления национализма в европейских странах и в некоторой степени в американских владениях Испании. Развитие национализма в других регионах не анализируется, хотя Андерсон - специалист по культуре Индонезии.
Если Андерсон характеризует национализм как культурную систему, то его соотечественник Эрнест Геллнер - социолог и антрополог - оп-
' См.: Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L,; N.Y., 1983. P. 47.
2 См.: Миллер А.И. Бенедикт Андерсон: Национализм как культурная система // Национализм и формирование наций. М., 1994.
54'лсляст национализм как «прежде всего политический принцип, суть «торого состоит в том, что политическая и национальные единицы должны совпадать»1. Поскольку в аграрном обществе (Геллнер созна-гсльно избегает понятий феодализм, капитализм) политические единицы не совпадают с единицами культурными, то формирование национализма не детерминировано. Главным условием зарождения национализма Геллнер считает формирование государств, построенных ПОэтническому принципу. В аграрном же обществе государства строились по династическому, религиозному и другим принципам, но этнический принцип игнорировался. Он начинает доминировать в формировании.государств с развитием индустриального способа производства (поотечественной терминологии - капитализма, хотя термины «индустриализм» и «капитализм» не совсем синонимичны. — X. Т.). Именно в индустриальном, более или менее моноэтническом, государстве, по мнению Геллнера, формируются условия для генезиса национализма.
В работе «Пришествие национализма. Мифы нации и класса» Геллнер излагает пятистадийную схему формирования национальных государств и национализма в Европе".
. Началом первой - династическо-религиозной - стадии он считает Венский конгресс 1815 г., совершенно игнорировавший этнический принцип при установлении государственных границ в посленаполео-новской Европе.
f Вторая стадия характеризуется переходом к индустриализму и началом националистического ирредентизма. Началом второй стадии Геллнер считает предположительно греческое восстание 1821 г. и появление национального государства.
* Третья стадия (1918-1939) характеризуется острыми противоречиями, триумфом и поражением национал-ирредентизма. На месте распавшихся империй формируются национальные государства, но острота проблемы национальных меньшинств при этом оказалась неразрешимой. >.;•••.. Четвертая стадия Геллнером именуется «Nacht und Nebel» (ночь и туман), как напоминание о нацистском геноциде. Политика ассимиляции, которая всегда была характерна господствующему этносу, уступает место этническим чисткам, массовому уничтожению определенных этносов (евреев, цыган, частично славян и т.д.).
Пятая стадия (послевоенная) характеризуется снижением остроты национализма, хотя при этом национализм не изживает себя.
1Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 120.
" См.: Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса// Путь. 1992. № 1.
Многие положения периодизации этнических процессов в Европе вызвали возражение у ряда исследователей. Общим недостатком приведенной периодизации считается то, что она основана на «... сугубо политическом критерии, в то время как собственно генезис национализм;) объясняется Геллнером в социокультурных и социально-экономических категориях»1. Подобное замечание нам представляется вполне уместным, поскольку анализ работы Геллнера показывает, что политические критерии не совсем логично сочетаются с социокультурными и социально-экономическими категориями. Подобные недостатки нельзя признать особенно существенными.
На наш взгляд, главным недостатком работ Геллнера является их «финалистский» характер. Так, пятую стадию он характеризует снижением накала, хотя и не исчезновением национализма. По сути, пятая стадия рассматривается как «завершающая». Если национализм' и не исчез к настоящему моменту, то в будущем ему не будет места в связи с возросшим благосостоянием и культурной конвергенцией.
Надо отметить, что Геллнер не единственный оптимист в отношении национализма. Отечественные исследователи В.Л. Бенин и B.C. Хазиев пишут: «Станцию под названием «Нации» поезд истории, безусловно, оставляет позади. Идет процесс активного формирования новой планетарной общности - человечества. Но национальная психология не успевает (или не хочет) это «понять». С известной долей максимализма можно говорить, что современные национальные чувства и мысли - это еще не успевшие уйти из социальной памяти анахронизмы, нельзя пытаться насильственно ускорить процесс их стирания из сознания, но нечего и пытаться их реанимировать»2. Получается, что кто-то сознательно пытается реанимировать такие анахронизмы, как национальные чувства. Если бы не наличие подобных «консерваторов-злодеев», то национализм исчез бы безвозвратно и «светлое будущее» человечества, не омрачающееся более националистическими катаклизмами, было бы навеки гарантировано.
Значительно осторожнее к оценкам перспектив нации и национализма подходит известный английский историограф Эрик Хобсбаум. Он утверждает, что нации и национальные государства постепенно уступают место национальным формам социальной организации. По мне-
' Миллер А.И. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в литературе вопроса // Национализм и формирование нации. М, 1994. С. 10.
2Бенин В.Л., Хазиев B.C. Парадокс национальной психологии // Национальная психология. Днепропетровск, 1992. С. 25.
ишоХобсбаума, до исчезновения нации и национализма далеко, но национализм уже пережил свой расцвет'. Осторожность исследователя перспектив национализма нам представляется более чем оправданной. Национализм в истории неоднократно уже рассматривали как явление прошлого, анахронизм, но он возрождался с новой силой.
На заре своего формирования христианство однозначно предполагало изжить не только противостояние различных этносов, но и саму дифференциацию человечества на этносы.
Разумеется, христианство имело и имеет огромное коммуникативное значение, однако преодолеть этническую дифференцированность и межэтнические распри в христианском мире ему не удалось. Не редкое исключение в истории прошлого (и не только далекого прошлого), когда христианские государства, народы в коалиции с нехристианскими государствами, народами (чаше всего исламскими) сражались со своими единоверцами.
Этносы, исповедующие христианство, в этом отношении не составляют исключение. Многие этносы, принявшие ислам, неоднократно великровопролитные войны со своими единоверцами. С 1514 г. Сефе-видский Иран вел кровопролитные войны с Османской Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном, Закавказьем. Иран и Турция неоднократно воевали друг с другом в различных коалициях с христианскими государствами. Так, с 1730 по 1736 г. Иран вел войну с Турцией в союзе с Россией.
Известным оптимизмом в отношении преодоления межнациональных войн и вражды характеризуются документы Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.), созванной после завершения первой мировой войны. Была создана международная организация Лига Наций, ^имевшая своей целью, согласно уставу, развитие сотрудничества между ародами и гарантию их мира и безопасности. Анализ литературы 20-х - начала 30-х гг. показывает, что большинство мыслителей считало лежнациональные войны актом прошлого, которым в будущем нет мес-a. Однако Версальский мирный договор (1919 г.) и Парижская мирная конференция (1919-1920 гг.), перекроив карту мира, создали узлы острейших международных противоречий, что послужило впоследствии одной из причин 2-й мировой войны (1939-1945 гг.) - самой кровопролитной в истории человечества. Оптимизм и надежды на преодоление межнациональной вражды не оправдали себя.
1 См.: Hobsbawm EJ. Nations and Nationalism since 1780: Programm, Myth, Reality. Cambridge, 1990. P. 183.
С особым оптимизмом о межнациональных отношениях в будущем говорилось в СССР, В 70-х гг. было заявлено, что национальная проблема в СССР решена и более не существует. (Странная логика: нации существуют, а национальной проблемы нет.) Надо отметить, что для подобного оптимизма определенные основания, как уже говорилось, существовали. Считалось, что преодоление классовых различий приведет к такой социальной реальности, в которой со временем растворятся «рудиментарные остатки»1 национальной самобытности. Говоря о бурном и всестороннем развитии каждой нации, стратегической задачей в области национальных отношений считалось дальнейшее сближение наций и «достижение их полного единства»2. Кровавые столкновения в конце 80-х начале 90-х гг. показали несостоятельность радужных планов в области межнациональных отношений в СССР.
О несостоятельности «финалистского» подхода к национализму можно судить не только по тому факту, что в прошлом подобный оптимизм себя не оправдывал, но прежде всего по существующим реалиям и тенденциям в этой сфере.. Было бы фантастично предполагать, что в обозримом будущем исчезнет национальное предубеждение и взаимонеприятие между армянами и азербайджанцами, осетинами и грузинами, абхазцами и грузинами и т.д. Слишком много крови пролито в этих регионах, слишком «принципиально» межнациональное противостояние, чтобы рассчитывать на скорое забвение взаимных обид. Как показывает история, историческая память нации настолько консервативна, что никакие мероприятия, какими бы значительными они не были, не в состоянии стереть из памяти нации те или иные обиды за определенно короткий исторический отрезок времени.
Национальным (националистическим) противостоянием характеризуются не только некоторые районы бывшего СССР, но множество регионов на нашей планете. Даже в Европе, которую можно считать в определенном смысле эталоном межнационального мира и согласия, тлеют очаги напряжения на Балканах и Пиренейском полуострове, в Северной Ирландии и т.д. Все эти примеры не дают возможности оптимистически оценивать будущее межнациональных отношений. (Хотя излишне драматизировать будущее и предполагать мировые катаклизмы также неоправданно.)
Чем же объяснить чрезмерный оптимизм в отношении перспектив национализма ряда известных исследователей, работы которых в целом отличаются научной аргументированностью? Вряд ли уместно в данном
' Глезерман Г.Е. Классы и нации. М., 1977. С. 18. 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961. С. 191.
Случае утверждать, что желаемое принимается за действительное. Подобное объяснение представляется чрезмерно упрощенным и несостоя-гельным.
Нам представляется, что в определенной степени оптимизм в отношении преодоления национализма объясняется схематичностью некоторых умозрительных теорий. Согласно такой схеме, нации и национализм формируются в XVIII-XIX столетиях в процессе зарождения капитализма (индустриального общества - по терминологии Эрне-ета Геллнера). Во второй половине, и особенно в конце XX столетия, общество в социальном отношении радикально преобразуется, следовательно, вместе с классическим капитализмом изживает себя и его продукт, следствие - национализм. Такая схема представляется чрезмерно упрощенной, неоправданной, недиалектической.
Общепринято считать, что нации формируются в XVIII-XIX вв., и, как уже отмечалось, говорить о национализме в древности и средневековье некорректно. Однако отсутствие нации и национализма не является отрицанием как расово-этнической дифференциации, так и расово-этнических предубеждений и столкновений в доиндустриальном обществе. Конкретный анализ древнейших литературных источников пока-эывает, что в различных регионах мира в силу определенных исторических условий формировались расово-этнические стереотипы. Большую ценность в этом отношении имеют литературные памятники Древней Индии и в особенности «Ригведа» - великое начало индийской Литературы и культуры. («Веда» - священное знание, а «Ригведа» - веда гимнов.) «Ригведа» не является описанием конкретных исторических событий и явлений. Она сформировалась на основе гимнов, передаваемых из поколения в поколение, из уст в уста в жреческих семьях. «Ригведа» - это сумма знаний людей того времени о себе и окружающем мире, о социальном устройстве, о богах, и, что особенно важно для нашего исследования, об этнической картине Древней Индии, о межэтнических и межрасовых отношениях. «Ригведа» создавалась приблизительно с XV в. до н.э., когда в северо-западную Индию через перевалы Гиндукуша вторгаются воинственные племена ариев, говорящих на одном из индоевропейских языков. Продвигаясь на юго-восток Индии, они беспрерывно воюют с туземным населением, но в то же время вынуждены вступать с ним в определенные отношения и даже смешиваться с ним. Таким образом, в Северной Индии столкнулись племена различной расово-этнической принадлежности. «Ригведа, - пишет Т.Я. Елизаренков, - оказывается единственным источником сведений о том, что происходило в Северной Индии на протяжении многих веков
i I
на рубеже II-I тысячелетий до н.э. Это памятник, который в силу своем уникальности интерпретируется сам из себя»1. Кроме археологического материала других источников по истории Древней Индии нет, поэтому невозможно сопоставлять данные «Ригведы» с другими памятниками.
Трудность заключатся в том, что одни и те же факты из «Ригведы» интерпретируются исследователями различным образом, а порой даже с диаметрально противоположных позиций. Особенно различаются точки зрения по вопросу о формировании каст — замкнутых групп людей. Кастовая принадлежность обусловливается рождением. Члены касты занимают строго определенное место в обществе и связаны общностью культа, традиционными занятиями и т.д. Кастовая дифференциация индийского общества не является исключительной особенностью. «В той ли иной мере, - пишут Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин, - эдементы кастовости наблюдались у многих народов и в различные исторические эпохи»". Так, у древних иранцев определенные зачатки кастовой дифференциации зафиксированы в литературных памятниках и, в частности, в «Авесте». В более поздние времена у другого ираноязычного народа - осетин - сформировались сословия, напоминающие по некоторым признакам касты. Основоположник осетинской литературы К.Л. Хетагуров (1859-1906) писал в 1891 г., что «В Нарской котловине (родине К.Л. Хетагурова. -Х.Т.) существуют следующие сословия:
1. Стыр или тыхджын мыггаг - (большая или сильная фамилия).
2. Фарсаг (от фарс - бок, сторона) - находящийся с боку, живущий около, действующий заодно.
1 Елизаренков Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. М., 1989. С. 427.
2 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С. 162.
3 Хетагуров К.Л. Избранное. Орджоникидзе, 1989. С. 393.
Сословия социальной структуры Осетии имели некоторое сходство с кастами Индии - принадлежность к ним обусловливалась рождением и наследовалась, члены сословия были связаны правилами общения друг с другом и с членами других сословий; Но в то же время сословия Осетии никогда не составляли, в отличие от каст Индии, строго замкнутых групп людей. Все сословия имели общий культ и т.д. Таким образом, кастовая система не является исключительной особенностью Индии, но нигде она не достигла такой завершенной формы.
Ряд ученых (А. Бэшем, Т. Барроу, М. Уиллер, Е.М. Медведев и др.) «.читают, что решающее значение в генезисе каст и варн сыграли расо-ito-этнические факторы. Хотя в деталях взгляды перечисленных исследователей существенно разнятся, но в целом они считают, что в «средине П тысячелетия до н.э. арийцы вторгаются волнами в Индию. У автохтонного населения процветала высокоразвитая городская цивилизация в долине реки Инд. Однако арийские завоеватели превосходили туземное население в военном отношении благодаря легким конным колесницам. Они разрушили города Индской цивилизации. Арийские $авоеватели образовали государство для порабощенных аборигенов и возвели кастовые перегородки, чтобы предотвратить смешение с местным населением. Арийские завоеватели образовали высшие варны, порабощенное темнокожее население образовало варну шудр - низшую Варну.
Подобное объяснение генезиса кастовой системы Индии имеет обстоятельную аргументацию. Так, археологические раскопки неопровержимо показывают, что укрепленные города с жилыми домами, кварталами ремесленников разрушены в середине II тысячелетия до н.э. Можно предположить, что они разрушены именно арийскими завоевателями. Выводы археологов находят определенное подтверждение в гимнах «Ригведы». Так, в обращении к Индре (главе пантеона «Ригведы»: богу грозы и войны, дубине грома - ваджре, убивающему демонов И врагов и завоевывающему ему добычу и славу, совершающему множество подвигов) древний поэт (риши) писал: «Заводите подкрепляемую питьем речь для того, кто любит опьянение, который вместе с Риджпшваном разбил брюхатые черно(кожии) крепости»1. in Совершенно очевидно, на первый взгляд, что светлокожие арийцы Осаждают и разрушают укрепленные города-крепости, принадлежащие Чернокожим аборигенам. Таким образом, можно согласиться с мнением .техисследователей, которые утверждают, что в основе войны середины П.тысячелетия до н.э. - этно-расовые различия. Это очевидно, поскольку расовые различия завоевателей и туземцев отмечаются и в других гимнах «Ригведы». Так, в другом обращении к Индре читаем: • • и Индра поддерживал в раздорах приносящего жертвы ария, Он подчинил (ему) черную кожу2.
Сторонники расового противопоставления белых (арийцев) и черных ^Туземцев) в роли определенного аргумента используют также то об-
'Ригведа. 1.101.1. 2 Там же. 1.130.8.
'ятельство, что одним из значений термина «варна» является «цвет».
Однако при критическом анализе теории расового противостоя ния в Древней Индии многие аргументы оказываются не абсолютно достоверными и убедительными. Так, многие исследователи Древней Индии гибель городов Индской цивилизации объясняют не нашест вием арийских завоевателей, а комплексом внутренних причин -«наводнениями, нарушением ирригационной системы, эпидемиями п др.»'. Американский исследователь Р.Л. Рейке на основе материалов гидрологической экспедиции пришел к выводу, что гибель городом Индской цивилизации - результат тектонических процессов в древ ности2. Выдвигаются также другие причины гибели древних городов: истощение экологических ресурсов (В.А. Файрсервис), ослабление-торговых контактов с Месопотамией (Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин) и др. Некоторые исследователи (Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин) отмечают, что внутренние причины гибели городов могли сочетаться с набегами арийцев.
Весьма проблематичной оказывается при критическом анализе также расово-этническое объяснение генезиса кастовой системы Индии, поскольку нельзя однозначно установить - кто были создатели городов Индской цивилизации: дравиды или австро-азиатские мун-ды. Как в пользу первых, так и вторых выдвигаются определенные аргументы. Указания на темный цвет кожи аборигенов также нельзя однозначно истолковать как расовый признак. «Индоевропейские народы, - пишут Бонгард-Левин и Ильин, - с глубокой древности отождествляли белый цвет с нравственной чистотой, красный - с энергией и решительностью, черный - с порочностью и невежеством. Примерно такой же смысл несла цветовая символика в применении к древнеиндийским варнам»3. Так, в русском языке термин «чернь» уже в летописях используется в социальном значении, и никак не в этнорасовом смысле. Порабощенные и поработители в Древней Руси в расовом отношении были однородны. В аналогичном смысле слово «чернь» употребляется в работах античных историков и философов. Так, К. Тацит в своей работе «История» при описании бедных слоев населения (большей частью не рабов) использует термин «чернь»4. Как уже отмечалось, на осетинском языке представителей четвертого (самого обездоленного и бесправного) сословия, как правило, купленных или «взятых в плен во время набега в какое-
1Елизаренков Т.Я. «Ригведа» - великое начало // Ригведа. М, 1989. С.435.
1 Raikes R.L. The Mohenjo-Daro Hoods: The Debate Continues // SAA. 1977. P. 561-566.
3Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Указ соч. М„ 1985. С. 164.
4 См.: Тацит К. Соч.: В 2т. СПб., 1993. Т. 2. С. 419.
нибудь отдаленное ущелье, всегда иной национальности» именовали «саулаг» - черный человек. К. Л. Хетагуров пришел к выводу, что «обычные названия - «саулаг» (черный человек. - Т.Х.), «алхад» (купленный. - Т.Х.) или «цагъайраг» (раб. - Т.Х.) и «уацайраг» (пленник. - Т.Х.) показывают на несомненно негритянское происхождение этих невольников»2. Хотя тут же он отмечает, что в различных местностях Осетии рабов называли «гурдзиаг» (грузин) по этническому происхождению. Негритянское происхождение рабов в Осетии никакими данными не подтверждается. Рабы принадлежали к различным этносам Кавказа, но ничто их не связывало с негритянской расой за исключением названия «саулаг» (черный человек). В данном случае термин «черное» имеет не расовое, а исключительно социальное значение, как и у других индоевропейских народов. Примечательно, что у других народов Кавказа (грузин, ингушей и т.д.) для названия невольников применяются различные термины, но никогда не используется термин «черное».
Возможно ли по аналогии утверждать, что в «Ригведе» термин «темная кожа» также указывает на социальное положение, но не расово-этническую принадлежность? Положительно ответить на этот вопрос нам представляется невозможным в силу следующих обстоятельств:
1. В «Ригведе» говорится не о «черни» вообще, а конкретно о «чер ной коже», т.е. о расовом облике, но не о социальном положении.
2. О «черной коже» своих противников арийские поэты говорят в древнейшей части «Ригвед», т.е. до порабощения туземцев Ин дии. Следовательно, они еще не были обращены в «чернь» в со циальном отношении.
3. Наряду с «черной кожей» в «Ригведе» неоднократно упоминают ся также другие расовые признаки обитателей городов Индской
Ц*
;
- - ' цивилизации. Так, в одном из обращений к Индре говорится: Безносых дасью ты раздробил смертельным оружием.
В другое место ты сбросил злоречивых3.
W Признак туземцев - «безносые» (т.е. с плоскими носами) - указывает несомненно на расовую принадлежность противников европеоидных завоевателей - арийцев.
4. Материал археологических раскопок в определенной степени подтверждает, что население захваченных городов и завоеватели обладали различными расовыми признаками4.