Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие
детей преддошкольного возраста
В течение второго года жизни отмечается уменьшение скорости роста: в среднем масса тела увеличивается примерно на 2,5 кг, а рост - на 12 см.
В конце 1-го года жизни у большинства детей аппетит снижается, на 2-м году потребность в питании также понижается. Дети становятся привередливыми в еде, худеют. В результате у них уменьшается подкожный жировой слой (достигал своего максимального развития на 9-м месяце жизни). Состояние снижения аппетита и потребностей организма в питании называется физиологической анорексией.
Головной мозг - скорость увеличения его размеров на 2-м году жизни тоже снижается.
Окружность головы, увеличившаяся в 1-й год на 12 см, на 2-м году жизни увеличивается всего лишь на 2 см.
Типичен внешний вид ребенка преддошкольного возраста - отмечается небольшой лордоз (физиологическое искривление шейного отдела позвоночника - изгиб вперед) и выступающий живот.
Система органов дыхания еще не достигла своего совершенства, дети довольно часто болеют острыми респираторными заболеваниями, осложняющимися бронхитами и пневмониями.
Система пищеварения функционально не достигла окончательного развития, еще необходимы ограничения в питании, так как часто возникают острые расстройства пищеварения. При однообразном молочном питании могут развиться алиментарные анемии, диатезы.
Лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов развивается достаточно быстро. На этом фоне могут развиться воспалительные процессы (аденоидит, тонзиллит, лимфаденит).
Молочные зубы - в течение второго года жизни прорезывается еще 8 зубов, общее число их достигает 14—16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров.
Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
В возрасте 1 года по просьбе взрослого берет маленький шарик из его рук.
В возрасте 1 года 3 месяца - вследствие улучшения двигательного контроля со стороны ЦНС, довольно быстро и самостоятельно ходит, может положить шарик в сосуд, затем сам пытается достать его оттуда пальчиком.
В возрасте 1 год 5 месяцев начинает бегать, подниматься по лестнице, придерживаясь одной рукой за перила. Продолжает развиваться имитирующее и понятийное поведение. Складывает домик из 3-х кубиков, к 2-м годам - из 6-ти. Чтобы достать шарик из сосуда, переворачивает его и пытается вытряхнуть шарик. В процессе рисования самопроизвольно рисует каракули и копирует вертикальные линии.
В возрасте 2-х лет может спускаться с лестницы и подниматься по ней, пытается рисовать горизонтальные и овальные линии.
В этом периоде дети отличаются быстрым развитием двигательной активности. От ходьбы они часто переходят к бегу, любят прыгать, учатся лазать. Этот период называют возрастом «резвости». Бегать и прыгать - нормальная потребность малыша, но при этом нужно научить его правильно приземляться (сгибая колени).
Малыш может неожиданно оказаться в опасности и поэтому нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых.
Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
В возрасте 1-1.5 лет хорошо держит чашку обеими руками и пьет из нее; пытается держать ложку, однако пользуется ею неуверенно, переворачивает, не донеся до рта. Поэтому родителям следует брать вторую ложку и докармливать ребенка, не мешая его самостоятельности. У малыша должна быть своя посуда с яркими детскими рисунками или красочными аппликациями, желательно небьющаяся. Перед кормлением малышу следует надевать детский фартучек, воспитывая опрятность.
В возрасте 2-х лет почти самостоятельно ест, но еще берет руками из тарелки кусочки мяса и овощей; может удерживать небольшой стакан в одной руке, ставить его на стол, не опрокидывая.
В возрасте 3-х лет самостоятельно ест ложкой, еще немного проливая жидкую пищу; знает, что можно есть руками, а что только ложкой; начинает держать вилку в кулаке.
Развитие речи
В процессе созревания центральной нервной системы происходит становление второй сигнальной системы, у малыша совершенствуется речь и вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке. Развитие речи, умение вести диалог с окружающими происходит постепенно. В самом начале диалог между малышом и окружающим миром обеспечивается матерью, которая восстанавливает фразы, заполняет паузы, подсказывает ребенку нужные слова. Но ребенок еще не может понять всего того, что ему говорят. Из большого потока информации он запоминает немного. Поэтому нужно постоянно разговаривать с ребенком, объясняя свои действия и называя предметы, особенно те, к которым он проявил особый интерес и внимание, их названия он очень быстро выучит.
В возрасте 1-1.5 лет у здорового ребенка словарный запас составляет обычно около 20 слов, он начинает легко произносить слова, количество произносимых слов возрастает с каждым месяцем, сначала он поизносит существительные, потом глаголы.
В возрасте 1.8 лет начинает соединять слова на свой манер, затем строить из 2-3-х слов простые предложения
В-возрасте 2.5 лет число произносимых слов возрастает до нескольких сотен и их произношение с каждым днем становится все более правильным.
K 3-м годам говорит, не переставая, его словарный запас включает почти 1000 слов, он строит все более сложные предложения, употребляет правильные грамматические формы, умело выражает свои мысли, анализирует происходящее, говорит о свершившихся событиях в прошедшем времени.