Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность учителя на уроках права.

Учитель права.

1. Личность и профессиональная компетентность учителя.

Содержание деятельности учителя права.

2. Преподавание права как творческая деятельность учителя.

3. Подготовка учителя к преподаванию курса (урока) права.

Методическая разработка учителем курса «Правоведение».

 

I.Формирование личности учителя – процесс длительный и непрерывный. Он начинается в педагогическом образовательном учреждении и продолжается в течение всей его работы в качестве учителя. При этом качества его личности становятся главным фактором воспитательного воздействия на учеников. Учитель права должен представлять собой образец нравственности, справедливости и доброжелательности - только такой учитель может заслужить авторитет у учащихся, оказывать на них позитивное воздействие. Обязательным требованием к нему является - обладание высоким уровнем правовой культуры.

Содержание деятельности учителя права.

Его работа как совокупность взаимосвязанных видов деятельности:

1. Преподавание дисциплины «Правоведение» или ее модификаций («Граждановедения», «Основ государства и права», «Основ правовых знаний» и др.) спецкурсов («Закон в нашем обществе», «Право и мы», «Правонарушения и ответственность»), модулей по праву– направлены на поступление в высшие учебные заведения (проводит дополнительную работу с учащимися, нацеленную на углубленное изучение материала). Проведение занятий сопровождается проверкой тетрадей, письменных работ учащихся: проверка правильности содержания записей и выполнения письменных работ, оценка выполнения работ, анализ результатов проверки тетрадей и письменных работ, учёт результатов в дальнейшем преподавании

2. Проведение внеклассных занятий, в том числе экскурсий.

3. Повышение своей квалификации. Методическую помощь учителю права могут оказать: курсы повышения квалификации, организуемые управленческими структурами системы образования – в основном в целях углубления правовых знаний для наполнения содержания правовых дисциплин; разнообразные центры (Центр «Прав человека» и центр «Граждановедения») – в основном снабжают учителей учебно-правовой литературой.

4. Работа с родителями (наиболее эффективна реализуется при наличии классного руководства).

5. Общественная работа, а именно участие в общественных делах школы (олимпиады, конференции, организация и проведение «недели истории и права», выпуск стенгазет).

6. Организация предэкзаменационного повторения по правовым вопросам в рамках ЕГЭ по обществознанию (10 кл. – переходной балл, 9,11 – экзамен).

7. Работа учителя в кабинете: оформление стендов, сбор, систематизация и хранение учебных пособий, дидактических материалов, наглядных пособий и т.п. с последующим использованием материалов из кабинета при проведении уроков права и внеклассных мероприятий.

Научно-методическая работа учителя права.

Состоит в посещении и анализировании уроков других учителей, участии в работе школьного методического объединения (например, МО историков), систематическая подготовка отчёта о своём опыте (подготовка выступлений, докладов, методических материалов), разработка уроков, программ, проведение открытых уроков, написание статей, участие в конференциях, в создании учебных и учебно-методических пособий, проведение экспериментальной работы (анализ и обсуждение ее результатов)

 

Элементы содержания деятельности учителя права могут быть дополнены с учётом специфики школы и её расположения (местонахождения – город, село).

 

II.

Творческая деятельность учителя права осуществляется в следующих формах:

1. Применение известных дидактических средств в новых сочетаниях к возникающим в учено – воспитательном процессе педагогическим ситуациям (новые уроки – традиционные методы).

2. Разработка новых методов и средств применительно к ситуациям, с которыми учитель права сталкивался ранее, являющимися традиционными для процесса правового обучения.

При этом творческой деятельности учителя помогает, прежде всего, его интуитивный опыт – это собственный, личный опыт общения учителя права с учащимися, основанный на интуиции. В нём проявляются и формируются необходимые качества личности учителя: педагогический такт, способность действовать нешаблонно, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Задачи творческой деятельности учителя права:

1. Формирование мировоззрения учеников.

2. Способствовать посредством преподавания правового курса образованию в сознании учеников правильного отражения действительности и направить их на сознательное овладение содержанием правового учебного материала, на умение выражать свои мысли в правильной и отчётливой форме.

3. Проявлять самостоятельный, творческий подход к делу в процессе организации урока права.

4. Предупреждение и преодоление отставания учеников в изучении правового материала (выявление их посредством диагностики).

5. Создание эмоционального фона обучения праву (аспект успешной учебно-воспитательной работы). При этом имеет значение личность учителя права, его способность поддерживать живой темп урока права, увлечь каждого ученика, сформировать у всех учащихся положительное отношение к изучению права.

6. Поиск эффективных путей активизации познавательной деятельности учеников, развития их творческого мышления. Этой цели служит проблемное обучение праву в школе.

7. Организация дифференцированного обучения праву.

8. Рациональное использование в правовом обучении ТСО (учитель права обязательно должен включать их в образовательный процессе).

 

Область реализации педагогического творчества определяется структурой основных компонентов практической педагогической деятельности, которая включает в себя:

1. Конструктивную деятельность – деятельность, связанная с проектированием учебно-воспитательного правового материала. Включает проектировку:

а. Содержания будущей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий).

б. Системы и последовательности собственных действий.

в. Системы и последовательности действий учащихся.

2. Организаторскую деятельность – реализация на практике проектов учителей права (условие более целенаправленного и реального проектирования). Включает 3 аспекта:

а. Организацию собственной деятельности по передаче содержания правового образования (изложение, система заданий по праву).

б. Организацию своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности учителя права).

в. Организацию деятельности детей (коллективную, групповую, индивидуальную и др.).

3. Коммуникативную деятельность – охватывает область взаимоотношений учителя права и учащихся.

4. Гностическую деятельность – включает в себя изучение учителем права:

а. Объекта его собственной деятельности, т.е. учащихся;

б. Содержания, средств, форм и методов, с помощью которых осуществляется эта деятельность;

в. Достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного их совершенствования.

Деятельность учителя на уроках права.

Каждый учитель должен хорошо быть знаком или готов знакомится с конкретной аудиторией ребят. Нужно помнить, что все дети разные, а потому очень важно соблюдать принципы уравновешенной дифференциации при выборе конкретных методик изучения тем.

Обучаемых характеризует активность и самостоятельность познавательной деятельности, уровень умений и навыков, а также степень организованности на уроке (умение быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой, выполнять задания учителя в процессе обучения).

Учитель должен характеризоваться знанием предмета и эрудированностью, которые должны быть представлены на очень высоком уровне. Педагогическое и методологическое мастерство учителя включает в себя умение донести учебный материал конкретного урока до уровня понимания каждого ученика, умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятий, который будет способствовать выработке у учащихся положительной установки на обучение.

На каждом уроке происходит процесс вербального общения учителя с учащимися, а потому речь учителя представляется важным компонентом характеристики его профессионально значимых качеств (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность речи, а так же общая и специфическая грамотность).

К концу изучения курса дети должны свободно владеть понятиями в области права.

Каждое новое понятие должно чётко произносится, и прописываться с обязательными объяснениями и закреплением понимания.

В процессе комбинированного урока или урока по изучению новой темы речь учителя не редко играет доминирующую роль по воздействию на учеников. В искусстве речи большую роль играет способность привлечь внимание аудитории к изучаемым проблемам. Поэтому учителю не стоит выступать по бумажке, а в случае, когда ученики рассеяны, отвлечены и не слушают учителя необходимо ошеломить аудиторию одной фразой, которая должна быть заранее заготовлена.

Данный аспект культуры общения следует особо учитывать при организации уроков по праву. Ибо известно, что замечание сделанное сразу обучаемому вызывает реакцию противодействия (нарушается некий баланс равновесия в доверительном общении учитель – ученик).

Таким образом, отношения сторон в процессе обучения оказывают заметное влияние на результат.

Как невозможно повторить нечто уникальное, так и невозможно дать универсальный совет по проведению конкретных уроков. В этом и заключается мастерство педагога, чтобы найти оптимальный вариант сочетания методов, приёмов разъяснения материалов курса при работе с конкретной аудиторией. Творческие учителя всегда стремятся избегать однообразия средств и методов обучения, каждый педагог уникальный творец собственной системы форм и методов обучения. Безусловно, все они заслуживают большого уважения, являясь результативными, если основываются на прогрессивных принципах обучения.

 

Таким образом, творчество преподавателя права охватывает все стороны его деятельности – построение урока, лекции, беседы, работу над организацией учеников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование учебного процесса, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности учителя права.

У творчески работающего учителя права дети точно знают задачу каждого урока и стремятся к её выполнению, получают знания в рамках урока, в том числе дополнительные, связанные с их жизнью и объясняющие то, с чем они непосредственно сталкиваются в действительности (правовые ситуации). «Творчество учителя рождает творчество учеников».

В связи с чем, чтобы учителю права быть творцом, он должен иметь ряд специальных педагогических способностей: уметь ясно и кратко излагать правовой материал детям, выделять правовые проблемы, наблюдательность, позволяющая понимать личность ученика, его психическое состояние в различных педагогических ситуациях, быструю и точную ориентировку в таких ситуациях; самостоятельный склад мышления; организаторские способности. Кроме того, он должен воспитывать в себе такие качества личности как: целеустремлённость; направленность на преодоление трудностей, возникающих в работе учителя права; выдержку; самоконтроль; настойчивость; чуткость и тактичность; скромность и требовательность к себе.

Он должен наблюдать (анализировать) свои действия. Избегать автоматизации своих действий при проведении уроков права – для этого необходимо учителю права проводить самоанализ.

Творчески работающий учитель – человек, обладающий, в первую очередь, высокой педагогической культурой, одним из слагаемых которой является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более учителя.

Творчество - перестройка уже сложившейся деятельности, изменение старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество, что невозможно без анализа накопленного опыта.

 

Учитель должен уметь анализировать свою деятельность и урок:

1. Определять место урока в теме и общем курсе. Насколько ясно стало это место для учащихся после урока?

2. Соотносить поставленные цели для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определять причины успеха или неудач.

3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования, прочность, степень автоматизма).

4. Что нового дал урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать одноклассников, отстаивать свою точку зрения, высказывать своё мнение.

5. Насколько оптимально был выстроен урок (соответствовал ли он интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки, развитию учащихся, специфике курса).

6. Адекватно ли была организация деятельности обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия.

7. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке (количество выступлений, причины отказа от ответа, как и посредством чего стимулировалась их работа - рефлексия). Недопустимо оценивать личность ученика при оценке его работы, сравнение его с другими учащимися данного класса, с учащимися другого класса.

8. Каков темп урока? Поддерживался ли интерес? Как была организованна смена видов деятельности? Какой материал и как была организована его передача учащимся (что было дано в виде готовых заданий и до чего додумались самостоятельно)?

9. Как была организованна опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся? Насколько актуален был учебный материал?

10. Контроль за деятельностью учащихся (организация контроля, контролировали ли д/з, весь ли труд учеников был проверен, быстрота и креативность).

11. Как задавалось д/з? Был ли инструктаж детальным и чётким? Было ли проверено осознание д/з. Продуманна ли его проверка.

12. Психологическая атмосфера урока (доброжелательность, заинтересованность, характер общения).

13. Настроение учителя. Изменилось ли в ходе урока. В чём причины. Что могло в нём измениться. Что можно поставить в «+» и «-».

14. Многие неудачи урока связаны настроением учащихся после предыдущего урока, поэтому необходимо выяснить причины с процессе индивидуальной беседы с ними.

 

III.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.