Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема №14. Форма (источник) права.



Соотношение понятий «форма» и «источник» права. Классификация форм права: нормативный акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор. Основные виды форм российского права.

Соотношение.Право представляет собой модель социальной организации. Само по себе право объективно, но не материально. Чтобы стать реальностью, оно должно найти выражение в доктрине. Эта доктрина называется по-разному: форма права, источник права, эти термины могут употребляться как синонимы. Все дело в том, что понятие «форма» не имеет четкого определения. В одних источниках формой считают внутренние связи, а в других – внешнее проявление. Слово «источник» тоже имеет разные понимания - в материальном смысле, в идеологическом и в формально-юридическом. Поэтому в теории государства и права не делают различий между понятиями «форма» и «источник» права. Таким образом, источник (форма) права – это способ объективирования государством (выражения во вне) норм права. Для источников права характерны следующие черты: формальная определенность, общеизвестность и обязательность. Формальная определенность – это четкое оформление правовых предписаний с указанием на соответствующие права, обязанности и последствия за нарушение. Общеизвестность означает доступность ознакомления , информирование через обнародование норм права, доведением до адресатов, изложение на доступном для понимания языке. Обязательность предполагает беспрекословность выполнения всеми членами социума правовых установок. В государствах мира источники права разнообразны. Каждое государство само решает , что ему использовать в качестве источника права, признается несколько источников. Источники права в государстве могут со временем меняться, что определяется многими факторами, например, спецификой правовой семьи. Так в римском праве долгое время основным источником были деловые обыкновения, в романо-германской – правовая доктрина. Сейчас эту роль играет нормативно-правовой акт. Многие правовые источники существуют из древнего периода, некоторые перестали играть такую роль (труды римских юристов-теоретиков). очень важный аспект темы о форме права. Это вопрос о преемственности и обновлении в праве, а также о рецепции права. Преемственность означает использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Этот процесс имеет место при сменах общественно-экономических, государственных строев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в духовной жизни общества. Классификация форм права. Одной из форм права является юридический прецедент. Это также весьма распространенная форма права, однако существенно отличающаяся от нормативно-правового акта как по процедуре появления «на свет», так и по органу, создающему право. Юридический прецедент может создать только суд. Если суд вообще не находит правовой нормы для решения соответствующего спора, он оказывается перед выбором: либо вообще отказаться от рассмотрения спора, или же, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму (правило) поведения, или так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на конкретный спор, положить ее в основу своего решения, приговора. Судебный прецедент создает не любой суд – это неверное, хотя и бытующее мнение. Судебный прецедент создается, как правило, высшим органом судебной системы. Обычаи и их правовая форма, которая устанавливается признанием, утверждением государством складывающихся или сложившихся отношений, которым следуют участники этих отношений только потому, что так заведено, что им следуют все, – это мощное регулятивное средство, которое сохраняет свое значение и в современных социальных условиях во многих странах. Еще один источник права – правовой обычайкоторый вырастает из обычаев, тех образцов поведения, которые складываются тысячелетиями и закрепляют полезный опыт человечества. Обычай, который получает молчаливое или специальное признание в международных, межгосударственных отношениях, также играет большую роль, например дипломатический этикет.Существует такая форма права как типовые договоры. Эти договоры представляют собой своеобразное участие государства в регулировании экономики, причем во многих странах, когда государство, действуя в рыночной экономике, все же устанавливает те или иные типовые договорные отношения (в сфере интеллектуальной собственности, федеративных отношениях и т.д.). Типовые договоры устанавливают обязательные основные условия тех или иных соглашений. Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых системах, является так называемая доктрина (учение, система знаний). По существу вопрос об этой форме права – это размышления о регулятивной роли юридической науки. Особую роль источника права играли религиозные тексты. Роль священных книг в качестве источника сохранилась в некоторых современных странах ислама (Иран), где на основании Шариата отправляют правосудие. Еще одни источником является нормативный договор – соглашение создающее нормы права, устанавливающий права и обязанности, которые будут действовать и в будущем. Но чтобы нормативный договор стал источником он должен быть неперсонифицированным , порождать права и обязанности не только договаривающихся сторон, но и других лиц. В Российской Федерации основным источником права является нормативно-правовой акт, который делится на виды: акты высшей юридической силы, и подзаконные акты. Кроме того, нормативно-правовые акты в нашей стране подразделяются по иерархическому признаку, характеру и объему действия, субъекту издания. Конституция РФ – акт высшей юридической силы. Вторыми по значимости являются конституционные, кодифицированные и текущие законы. Подзаконный характер носят Указы Президента, Постановления, Приказы Правительства РФ, Инструкции и распоряжения министерств. Каждый субъект Федерации правомочен иметь Конституции, законы, Уставы и т.д Все нормативно-правовые акты должны не противоречить выше стоящем законам и Конституции страны. Реже, чем закон, в РФ используются такие источники как правовой прецедент, в гражданских правоотношениях может быть использован обычай делового оборота.

Понятие и виды нормативных актов.Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый компетентными государственными органами или в порядке референдума народом по установлению или признанию правовых норм, вводящих или отменяющих правила общего характера. В юриспруденции под словом «акт» понимают как действие, так и бездействие, а также акт- в качестве носителя информации. Особенностями нормативно-правового акта является то, что этот источник содержит определенные предписания (нормы) правового характера. Нормативно-правовые акты принимаются по строго определенной процедуре только государственными органами или самим народом в ходе референдума. Нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью, то есть, рассчитаны на каждого объекта правоотношений. Эти они отличаются от индивидуальных нормативных актов. Нормативно-правовые акты оформляются письменно в виде официального государственного документа с указанием названия, органа, принявшего этот акт, а также времени вступления в законную силу или окончания его действия и т.д. Нормативно-правовой акт имеет четкую структуру: статью, главу, раздел и группируются по структурным образованиям. В Российской Федерации сложилась система нормативно-правовых актов Выделяют акты высшей юридической силы. Таковой является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Все остальные правовые акты должны находиться в соответствии с ней и не противоречить ее статьям. Конституция как основной закон государства была принята на всенародном референдуме. Она содержит статьи об основах конституционного строя, определяет организацию государственной власти, федеративные отношения, основные права и обязанности граждан. Вторим в иерархии по значимости находится закон. Законы: понятие, признаки, виды.Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Наряду с наиболее распространенной формой – изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте – теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков – лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс – это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т.д. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательных органов власти (парламентом, конгрессом, верховным сонетом, собранием и т.д.). Законы могут приниматься и на референдумах – в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения потому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные отношения как предмет законодательного регулирования – всегда было большой социально-экономической, политической проблемой, сферой реализации социальных и иных интересов, борьбы политических сил. В РФ законы принимает Государственная Дума, согласовывая с Советом Федерации. После подписания Президентом они приобретают юридическую силу. Принимаются законы и субъектами Федерации. Законы делят на конституционные, т.е. касающиеся изменения Конституции, и обыкновенные, которые в свою очередь делятся на текущие и кодифицированные, то есть систематизированные по отраслям права. Федеральное Собрание полномочно принимать Постановления. «Верховенство закона» как принцип правового государства означает не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерации федеральным законам. Этот принцип «верховенство закона» следует отличать от принципа «верховенство права». В последнем заключена иная идея, а именно – приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением, – таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховенство права». В рамках этого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и, подчеркнем, властью.

Подзаконные акты. Кроме законов в иерархии нормативно-правовых актов выделяют подзаконные акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы и не могут им противоречить. Они конкретизируют основные положения законов, согласуют с индивидуальными интересами. По субъектам подзаконные акты делят на общие, ведомственные и внутриорганизационные. Президент издает Указы и Распоряжения, что определено Конституцией. Обычно они носят текущий характер. Правительство РФ может принимать Постановления и Распоряжения, то есть акты конкретного или индивидуального содержания или общего характера. Акты Правительства могут быть отменены президентом, если они не соответствуют Конституции. Министерства издают приказы и инструкции, комитеты- приказы и постановления. Особенности соотношения нормативных актов в Федеративном государстве.В федеративном государстве не только Федерация, но и субъекты обладают правотворческой деятельности. В республиках могут приниматься республиканские законы, акты президентов субъектов, постановления Министерств,, постановления центральных исполнительных органов власти. Субъекты Федерации имеют подобную иерархию нормативно-правовых актов, которые в свою очередь должны не противоречить Федеральным законам и в первую очередь Конституции РФ. Области и края имеют право принимать Уставы. Понятие «сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых конституций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах. Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его федеративных основ. Таким образом, юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам. Выделяют локальные (местные) нормативно-правовые акты. Это всякого рода приказы, инструкции, распоряжения, принимаемые организациями и предприятиями и имеющие местный характер. К ним относятся ведомственные и акты, регулирующие внутриведомственные отношения. Все коллизии между подзаконными правовыми актами решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют вспомогательную роль.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.Для правильной реализации норм права необходимо знать пределы нормативно-правовго акта. Рассматривая форму и содержание итогов правотворческой деятельности, теория права нащупала еще одну проблему: действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.Действие во времени предполагает установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, особенно закона, а также утраты его юридического значения. Как правило, для этого издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Конституция также может определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу.Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие. Используются и такие формулировки – закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.).Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок, установленный законом, например по истечении 10 дней после опубликования в официальном органе печати, а само опубликование должно быть осуществлено не позднее 7 дней после принятия закона.

Существуют также определенные нормы об опубликовании актов органов исполнительной власти, так называемых ведомственных актов. Весьма своеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу (становится фусом – аббревиатура означает, что акт фактически утратил силу). Большая проблема – это обратная сила закона, т.е. распространение его действия на отношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Так, часть 1 статьи 54 Конституции РФ признает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Действие закона в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. Но главное, что в этой сфере выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Конституция, конституционные и федеральные законы действуютнавсей территории государства, они не могут быть ограничены иными законами, например субъектов Федерации. Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводиться законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения.

Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров. Эти коллизии возникают при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы являются предметом главным образом науки международного права.

По кругу лиц действие закона распространяется на всех прожинающих либо находящихся на территории государства. Правда, существуют исключения в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.Субъектами действия закона с разным объемом правоспособности и дееспособности являются граждане (подданные), иностранные граждане, лицо без гражданства.

Важно подчеркнуть, что действие закона по отношению к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства государства), а также ограничивающих этот принцип требованиях международного права. Все граждане (подданные) обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает и равенство всех перед законом, в частности распространение действия уголовных законов на правонарушителей – граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.