Выделение звука на фоне слова: есть ли звук м в словах мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа? Звук ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?___________________________________________________________
Где слышится звук ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец? ___________________________________________________________________
Какой по счету звук р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?__________________________________________________________________
Троллейбус остановился возле перекрестка. Милиционер едет на мотоцикле.
Отметить: способность к воспроизведению за логопедом и самостоятельное произнесение слов и фраз со сложной слоговой структурой, характер ошибок: пропуски, замены, перестановки звуков, сокращения слогов,_________________________________
Состояние номинативной функции: (назвать предметные картинки по темам, предметы по описанию, подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, зима и др.)
Продолжение тематического ряда, когда логопед называет несколько слов, объединенных одной темой, а ребенок должен продолжить ряд: стол, стул, диван, ...
Называние слова по описанию (как называется учреждение, где выдают, читают и спрашивают книги?) _________________________________________________________
Обобщающий характер (назови одним словом)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к общему понятие частное понятие (животное — собака) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к названиям, качествам подходящие предметы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к названию целого название части (платье - рукав) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восстановление деформированного текста (Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись па крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Нина (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи (бегали, скакали, ходили, прыгали) и (ели, глотали, клевали) крошки. Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась) кошка. Она (поймала, взяла, схватила) одного воробья и убежала.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметить: точный выбор наименования, характер замен наименования.
Замены:
На основе звуковой близости слов (куст-кисть) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе отождествления наглядной ситуации, т. е. ребенок заменяет название предмета названием предмета, внешне похожего: платье-сарафан ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе сходности предметов по своему назначению: тарелка-вилка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По ситуационной связи друг с другом (марка-конверт) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
замещается описанием всей ситуации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
смешение лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет приземлился -заземлился) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметить: богатство словаря, наличие слов обобщающего характера, особенности использования прилагательных. глаголов. наречий, служебных слов. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Частные функции синонимии и антонимии:
- называние и подбор картинок с противоположными признаками ____________________________________________________________________________
- называние слов, имеющих противоположные значения ____________________________________________________________________________
- антонимы подбираются в соответствии с лексической сочетаемостью слов: мягкий пластилин - твердый камень __________________________________________
Отметить: способность к подбору слов противоположного и одинакового значения________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) морфологическая система:
Способность к словоизменению:
А) Преобразование существительных единственного числа во множественное___________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) выбор падежных окончаний (взять одно сущ. И «прогнать» по падежам)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) использование родовых окончаний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) согласование существительных с прилагательными и существительных с числительными в роде и числе
Отметить: сформированность основных правил словоизменения.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность к словообразованию:
А) Суффиксальный способ
- уменьшительно ласкательная форма существительного (назови ласково)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- уменьшительно-ласкательная форма прилагательного ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- качественные прилагательные (стол из дерева - деревянный) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) префиксальный способ (глаголы с картинки, натуральные действия) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) слияние основ (сам летает - самолет, проводит воду - водопровод) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отметить: сформированность основных правил словообразования.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________