Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГАМАН-ГОЛУТВИНА Оксана Викторовна, доктор политических наук, профессор РАГС при Президенте РФ.

* Научным руководителем проекта и научный редактором выпушенного по его итогам справоч­ного издания выступал автор настоящей статьи.

** Подробнее об этих подходах см. Putnam1976; Гаман-Голутвина 1998: 6-10.

и экономическое продвижение; преобладающий стиль политического и экономи­ческого лидерства; факторы перспективности региональных политиков и пред­принимателей; модели взаимоотношений политических и экономических элит в регионах России; истоки возникновения и сущность феномена "универсалов" (лиц, обладающих одновременно политическим и экономическим влиянием). Смысловым стержнем исследования выступала динамика властных и экономи­ческих отношений на региональном уровне, а также между центром и региона­ми, позволяющая проследить различия между путинской и ельцинской Россией. В данной статье затронуты лишь некоторые аспекты этой широкой и мно­гогранной проблемы, касающиеся состава региональных элит, механизмов их формирования и ротации. Более подробно с результатами исследования мож­но познакомиться в фундаментальном научно-справочном издании по итогам проекта [Гаман-Голутвина (ред.) 2004].

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ РЕГИОНОВМЕХАНИЗМЫ И КАНАЛЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ

Политическая элита — это внутренне сплоченное сообщество лиц, являю­щееся субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений и обладающее необходимым для этого ресурсным потенциалом [см. Гаман-Го­лутвина 2000: 99]. В зависимости от степени институционализации влияния на процесс принятия решений политическую элиту условно можно разделить на две категории: "бюрократию" (должностные лица, входящие в штат органов государственного и муниципального управления) и "лидеров", или "вольных стрелков" (профессиональные политики, не занимающие официальных долж­ностей в структурах власти). В связи с этим участники региональных рейтин­гов политического влияния также распадаются на две группы. Первая группа, безусловно, доминирующая, включает глав исполнительной и (иногда) судеб­ной ветвей власти, депутатов законодательных собраний, руководителей реги­ональных силовых структур, территориальных отделений федеральных ве­домств, федеральных округов и т.д. Во многих субъектах РФ рейтинг "бюро­кратов", по сути, тождествен персонифицированному рейтингу влияния вла­стных органов. Удельный вес "бюрократов" в общей численности политичес­кого класса регионов колеблется в пределах от 70% до 90%. Во вторую груп­пу входят представители политических партий и общественных движений, ли­деры общественного мнения, руководители негосударственных СМИ и важ­нейших учреждений науки, культуры, образования, религиозные деятели.

"Бюрократия". Региональная политическая элита — это прежде всего "дей­ствующий контингент" исполнительной и (в меньшей степени) законодатель­ной ветвей власти. Руководители судебной власти представлены в рейтингах заметно слабее.

Рекрутирование "бюрократов" осуществляется преимущественно админис­тративными методами — посредством назначения на руководящие посты в ре­гиональных и муниципальных структурах. Исключение составляют выборные главы регионов и органов местного самоуправления, а также корпус законо­дателей, механизмом формирования и ротации которого выступают выборы. Вместе с тем следует отметить, что, по заключению экспертов, избирательным кампаниям в законодательные собрания регионов нередко предшествует не­гласный отбор претендентов по критерию преданности губернаторской ко­манде. Иными словами, выборы зачастую лишь легитимируют результаты те­невых договоренностей (в т.ч. относительно персонального состава региональ­ных легислатур): наиболее значимые политические решения принимаются в процессе закулисного торга с участием групп влияния и групп давления при доминирующей роли "административной вертикали".

Костяк региональной элиты образует исполнительная ветвь власти: избран­ные главы регионов и назначенные руководящие работники областных/рес-

публиканских администраций — наибольший по численности и наиболее вли­ятельный сегмент политической элиты субъектов РФ. Данная закономерность обнаруживается во всех исследованных регионах. И хотя роль "администра­тивного сегмента" и его удельный вес в политической элите зависят от цело­го ряда факторов (структура региональной экономики, характер регионально­го политического режима, исторические традиции и т.д.), налицо тенденция к усилению влияния "административной вертикали". Об этом свидетельствует, в частности, увеличение на 26% (по сравнению с 2000 г.) доли губернаторов в перечне наиболее влиятельных в региональной политике лиц.

В регионах с устойчивыми традициями административного управления приоритет исполнительной власти безусловен. Так, в Башкирии руководители административных структур (президент, премьер-министр, главы администра­ций городов и районов, директора предприятий и организаций) являются цен­трами групп влияния; жесткая "вертикаль власти" определяет распределение сил во всех сферах общественной жизни. Но доминирование "административ­ной вертикали" прослеживается и в менее "авторитарных" регионах: напри­мер, в Краснодарском крае, несмотря на персональные изменения в составе элиты (новый губернатор сменил значительную часть штата администрации), список официальных должностей, свидетельствующих о принадлежности к ней, оказался практически тем же, что и в 2000 г.: меняются лица, но не по­сты. При этом преобладающее влияние исполнительной власти обусловлено не столько традиционно высокой ролью административно-политической бю­рократии в управлении государством, сколько ее контролем над региональны­ми бюджетами, а также широким доступом к административным ресурсам.

Редкие случаи паритетного влияния представителей исполнительных и за­конодательных органов (Воронежская область и Санкт-Петербург) обычно не связаны с политическим весом института представительной власти. Так, вы­сокая доля депутатов Законодательного Собрания в списке политически вли­ятельных лиц Санкт-Петербурга объясняется главным образом тем, что в быт­ность В.Черкесова полпредом Президента РФ в Северо-Западном округе в со­став городской легислатуры было избрано немало оппонентов В.Яковлева, располагавших серьезной поддержкой на иных уровнях "исполнительной вер­тикали" — в руководстве ФО и среди федеральной элиты.

Существенным компонентом административного сегмента региональных политических элит являются руководители региональных силовых структур (ФСБ, УВД и др.). Избрание бывших военных главами регионов (на сего­дняшний день в губернаторском корпусе семь "генералов") — одна из наибо­лее заметных тенденций обновления региональных элит в последние годы*. И хотя вхождение силовиков во власть началось еще при Б.Ельцине, именно при В.Путине оно приобрело "массовый" характер**. По данным социологов, за первые два года правления Путина удельный вес военных во всех элитных группах увеличился более чем вдвое [Зудин 2004]. В настоящее время к вы­ходцам из "силовых" структур принадлежит четверть российской элиты (про­тив 11,2% в 1993 г.). Это обстоятельство подтолкнуло некоторых исследовате­лей и публицистов к выводу о формировании в России, в т.ч. на региональ-

* Следует отметить, что эффективность выходцев из военных кругов в качестве глав субъектов РФ весьма сомнительна. В большинстве случаев их главным козырем выступает контроль над "силовыми" органами, тогда как по другим критериям влиятельности — объем экономических ресурсов, связи во властных и бизнес-структурах, степень контроля над СМИ, личные качества — они заметно уступают даже лицам из своего ближайшего окружения {так обстоит дело, в ча­стности, у воронежского губернатора В.Г.Кулакова). Один из немногих примеров политического успеха бывшего военного в сфере регионального гражданского управления — карьера Б.В.Громо­ва на посту губернатора Московской области. Пройдя через череду конфликтов с федеральными, московскими и муниципальными властями, он сумел укрепить свои позиции в области и на по­вторных выборах получил поддержку более чем 80% избирателей.

** Примечательно, что в 2000 г. в целом ряде регионов эта категория управленцев оставалась за пределами рейтинга политического влияния.

которое повлекло за собой усиление конкуренции в региональном политико-экономическом пространстве и тем самым актуализировало необходимость за­конодательной защиты региональных бизнес-интересов. Наконец, третья при­чина — потребность в консолидации регионального бизнеса перед лицом экс­пансии федеральных ФПГ.

"Вольные стрелки". Как уже отмечалось, главными каналами рекрутирова­ния данной категории политической элиты выступают политические партии, общественные организации, учреждения науки, культуры, образования, СМИ, конфессии. Рассмотрим их подробнее.

По заключению многих исследователей, политические партии и обществен­ные организации не играют существенной роли в качестве каналов рекрутиро­вания элит в масштабе страны. Однако при сопоставлении данных опросов 2000 г. и 2003 г. выявляется значительный рост партий но-политического сег­мента в составе региональных элит. Суммарное число влиятельных в регио­нальной политике представителей партий увеличилось за три года почти в шесть раз.

Структурный анализ партийного сегмента показывает, что своим увеличе­нием он обязан прежде всего "Единой России", СПС и — в меньшей степе­ни — КПРФ. Число политически влиятельных членов ЕР выросло в 10 раз; СПС — в 9,3; КПРФ — в 4,6 (см. табл. 1). При этом удельный вес единоро-сов и членов СПС в корпусе влиятельных партийных политиков повысился (с 22% до 40% и с 10% до 16%, соответственно), а коммунистов — снизился (с 42% до 33%). Упал удельный вес и партийных политиков из "Яблока" и ЛДПР (см. рис. 1-2). Таким образом, основной рост "партийного влияния" достиг­нут за счет ЕР и СПС.

Таблица I

Число влиятельных в региональной политике представителей партий

Партия 2000 г. 2003 г.
"Единая Россия"*
КПРФ
ЛДПР
СПС
"Яблоко"

Учитывается суммарное число политиков, вошедших в блок.

"Яблоко"

СПС 10%

ЛДПР 8%

"Единая Россия" (сумма политиков, вошедших в блок)

22%

КПРФ 42%

Рис. 1. Политически влиятельные представители партий (2000 г.)

СПС 16%

ЛДПР 3%

КПРФ 33%

Рис. 2. Политически влиятельные представители партий (2003 г.)

Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что повы­шение удельного веса "партийцев" в составе региональных элит объясняет­ся не усилением влияния в субъектах Федерации института партий, но ор­ганизационно-политическим укреплением "Единой России". Не случайно именно эта партия дала наибольший прирост числа "партийцев" в составе элиты и именно ее доля в партийном сегменте увеличилась заметнее всего. Укрепление ЕР обусловлено ее эволюцией в качестве "нового издания" рос­сийской разновидности "партий власти" (предшественницы ЕР на этом по­прище — ДВР и НДР). Принципиальная особенность подобных партий, ука­зывающая на их принадлежность к категории картельных*, — тесная связь с госаппаратом, что, в свою очередь, стимулирует приток в их ряды лиц, за­нимающих высокие позиции в региональном управлении и бизнесе. В пол­ном соответствии с этой схемой "Единая Россия", утвердившись как полно­ценная "партия власти", мобилизовала под свои знамена значительное чис­ло статусных фигур**.

Таким образом, в случае "Единой России" мы сталкиваемся с механиз­мом, противоположным по своей направленности по отношению к традици­онным для партийного представительства: региональные отделения ЕР явля­ются не столько каналами политического продвижения новичков (хотя это тоже имеет место), сколько инструментом упрочения позиций влиятельных региональных политиков и предпринимателей, укрепления их связей в струк­турах федеральной власти. Происходит взаимовыгодный обмен ресурсами: высокопоставленные региональные политики и предприниматели использу­ют свое положение для содействия "партии власти" на местах, обретая тем самым поддержку со стороны федерального центра. Примеры подобного вза­имовыгодного обмена мы видим во многих регионах. С учетом специфики ЕР как партии картельного типа это означает рост влияния федеральной исполни­тельной власти на состав руководства субъектов РФ и региональный политиче­ский процесс в целом. В пользу данного заключения говорят результаты как гу­бернаторских выборов 2003 г., так и последней парламентской кампании, в ходе которой федеральный административный ресурс сыграл решающую роль в обеспечении победы не только партийных списков, но и кандидатов-одно­мандатников, что привело к сокращению в Государственной Думе числа ре­гиональных лоббистов.

Укрепление позиций СПС, по-видимому, объясняется тем, то вплоть до недавнего времени его идеологические установки во многом совпадали с офи­циальными, а лидеры "правых" активно сотрудничали с правительством. Ду­мается, что данное обстоятельство и определяло политический и экономиче­ский вес представителей этой партии (достаточно упомянуть А.Чубайса, кото-

* О картельных партиях см. Katz, Mair 1995.

*• На последних думских выборах в избирательных списках ЕР присутствовало более 70 регио­нальных руководителей.

рый обладает высоким уровнем влияния как на федеральном, так и на регио­нальном уровне).

О реальном продвижении к вершинам региональной власти по партийно-по­литическим каналам правомерно говорить, пожалуй, лишь в отношении КПРФ. Как известно, при поддержке этой партии были избраны главы целого ряда субъектов Федерации (в частности, губернаторы Курской, Тульской, Рязанской, Владимирской и некоторых других областей); в настоящее время члены КПРФ или ее сторонники составляют примерно пятую часть губернаторского корпуса. Этот факт, наряду с наличием мощных коммунистических фракций в Государ­ственной Думе и многих региональных парламентах, казалось бы, свидетельст­вует об эффективности данного канала рекрутирования элиты. Тем не менее, следует учитывать, что рост числа политически влиятельных представителей этой партии заметно уступает соответствующим показателям ЕР и СПС, а удельный вес сторонников КПРФ в "партийном сегменте" элиты падает.

Оценивая эффективность КПРФ как канала политического продвижения, необходимо принимать во внимание еще ряд моментов. Во-первых, число гу­бернаторов, избранных при поддержке оппозиционных политических партий, постепенно снижается, а перспективы переизбрания инкумбентов в качестве кандидатов от оппозиции становятся все более проблематичными. Не нашед­шие общего языка с Кремлем губернаторы вряд ли могут рассчитывать на ус­пех. Весьма показателен в этом плане опыт экс-губернатора Кировской обла­сти В.Сергеенкова, имевшего репутацию сторонника КПРФ. Под давлением Москвы, не желавшей его переизбрания, областной парламент отказался вне­сти в устав области поправку, разрешающую губернатору баллотироваться на третий срок, и Сергеенков автоматически выбыл из игры. Поддержанные Кремлем кандидаты (включая победившего на выборах Н.Шаклеина), ранее известные как приверженцы левых идей, участвовали в выборах под знамена­ми "Единой России".

Ориентирующиеся на переизбрание губернаторы стремятся заручиться поддержкой не только федеральной власти, но и бизнес-структур, обоснован­но считая этот фактор важным, а порой — и решающим условием успеха. Так, в переизбрании волгоградского губернатора Н.Максюты, известного как сто­ронника КПРФ, эксперты видят победу "нерушимого блока коммунистов, Газпрома и Лукойла". Поддержке Газпрома и Лукойла во многом обязаны своей победой на выборах губернаторы Астраханской и Архангельской облас­тей; рязанского губернатора поддерживала ТНК, самарского — ЮКОС.

Во-вторых, абсолютное большинство губернаторов-коммун истов "встрое­ны" в существующую систему власти: в текущей управленческой деятельнос­ти, а также в отношениях с федеральным центром они, как правило, избега­ют идеологизированности. Сегодня население при оценке власти руководст­вуется прежде всего функциональным критерием — его интересуют объектив­ные результаты, а не лозунги. Иначе говоря, на смену идеологии приходит прагматизм, точнее, прагматизм становится идеологией.

Для иллюстрации данного тезиса обратимся к ситуации во Владимирской области, где коммунисты традиционно имеют весьма прочные позиции. Каж­дый третий из списка влиятельных политиков области — сторонник КПРФ, и именно при поддержке этой партии пришел к власти нынешний губернатор области Н.Виноградов. Однако в своей политике он опирается и на другую политическую силу — "Единую Россию", причем, как отмечают эксперты, представители КПРФ, занимающие высокие посты в областной администра­ции, приняли активное участие в формировании регионального руководства единоросов. Как и многие его коллеги, Виноградов полностью лоялен Крем­лю, а его деятельность соответствует стратегическому курсу федерального цен­тра. Аналогичные процессы эксперты фиксируют и в других регионах. Так, несмотря на свои коммунистические "корни", волгоградский губернатор Максюта энергично поддерживает усилия "Единой России" по расширению ее электоральной базы в области, а нижегородский губернатор Г.Ходырев (ру-

ководивший областью еще в советский период), добившись избрания на этот пост, тут же покинул ряды КПРФ.

Еще более красноречив пример губернатора Кемеровской области А.Туле­ева. Как известно, на парламентских выборах 1999 г. этот "официальный оп­позиционер" (занимавший одну из лидирующих позиций в предвыборном списке КПРФ) обеспечил "Единству" 37% голосов в своем регионе в обмен на помощь Москвы в борьбе с экономическим конкурентами, в частности с группой "Миком". Если тогда подобный шаг был редкостью, то сегодня — уже тенденция. На выборах депутатов Госдумы в 2003 г. тот же Тулеев откры­то поддержал "Единую Россию", а губернатор Орловской области, бывший секретарь ЦК КПСС Е.Строев даже возглавил региональный список ЕР. Ак­тивно содействовали успеху на выборах кандидатов от "партии власти" и мно­гие другие губернаторы-коммун исты.

Значение остальных партий как каналов рекрутирования элиты в россий­ских регионах невелико, даже если их представители и присутствуют в рей­тингах политического влияния. Но несмотря на это, региональные отделения партий (а до принятия нового Закона о партиях — и региональные партии) в субъектах Федерации продолжают создаваться, причем, как правило, по ини­циативе и/или при участии региональных властей и бизнеса. Причины тако­го положения вещей очевидны: влиятельные региональные политико-эконо­мические сообщества видят в политических партиях эффективный инструмент достижения электорального успеха.

Еще меньшую роль в политическом продвижении играют наука, культура, образование и СМИ, Хотя в ряде регионов (Воронежская и Владимирская об­ласти, Приморский край и др.) продвинувшиеся по этим каналам лица входят в политическую элиту, их число и влияние обычно незначительны, что отра­жает общее положение науки и культуры в жизни современного российского общества. Исключение составляют две категории — руководители СМИ и ректоры ведущих региональных вузов, доля которых в составе региональных элит существенно выросла по сравнению с 2000 г. Удельный вес руководите­лей СМИ, влиятельных в политике, увеличился в 17 раз, а ректоров вузов — в 14 (см. табл. 2). Например, в рейтинге политического влияния Томской об­ласти присутствуют ректоры сразу четырех вузов, опережающие по степени влияния даже председателя областного правительства. В Приморье в двадцат­ку влиятельных политиков края входят ректоры трех вузов.

Таблица 2

Удельный вес руководителей СМИ и ректоров вузов в составе региональных политических элит

Должность 2000 г. 2003 г.
Редактор СМИ 0,П 1,88
Ректор вуза 0,15 2,18

Особое положение "ректорского клуба", по-видимому, обусловлено не­сколькими причинами. Прежде всего нельзя забывать, что высшее образова­ние в России стало де-факто платным, вследствие чего ректоры вузов концен­трируют в своих руках значительные средства и могут использовать их для по­литического продвижения. Так, в губернаторских выборах в Оренбургской об­ласти участвовал ректор Оренбургского университета В.Бондаренко (пятая по­зиция в областном рейтинге политического влияния); в губернаторских выбо­рах в Тамбовской области — проректор Тамбовского университета А.Позня­ков. Кроме того, многотысячные коллективы вузов — важный сегмент элек­тората (в 500-тысячном Томске учатся или работают в вузах 160 тыс. чел.), по­зиция которого приобретает существенное значение в период выборов. Это, в свою очередь, актуализирует возможности политического влияния руководи-

телей вузов. Наконец, не следует сбрасывать со счета и то обстоятельство, что с помощью руководителей вузов региональные политики и бизнесмены реша­ют свои личные проблемы (получение второго образования, а также научных степеней и званий, образование детей).

Политические возможности руководителей СМИ определяются ролью ме­дийного ресурса как важного компонента политического влияния, прежде всего на тех территориях, для которых характерна высокая степень медийной насыщенности (примером может служить Томская область). Особое значение СМИ приобретают в ситуациях острых политических конфликтов. Весьма по­казателен в этом плане опыт Санкт-Петербурга, где политическая жизнь раз­вивается под знаком глубокого внутриэлитного раскола, истоки которого вос­ходят к губернаторским выборам 1996 г. Не случайно пятая часть политичес­ки влиятельных в городе лиц тесно связана со СМИ. Кроме того, повышен­ное влияние СМИ в Санкт-Петербурге обусловлено традициями свободомыс­лия, сложившимися там еще в XIX в.

Санкт-Петербург дает также уникальный пример политического влияния представителей социальной сферы: руководители значимых для города учреж­дений культуры, образования и науки (Государственный Эрмитаж, Мариин-ский театр, Санкт-Петербургский университет и, в частности, его юридичес­кий факультет, Горный институт и др.) составляют внушительный по удель­ному весу и влиянию сегмент политический элиты. Однако это исключение лишь подтверждает правило и объясняется не только положением Санкт-Пе­тербурга как второй столицы страны и знаковым характером перечисленных учреждений для российской культуры, но также питерскими "корнями" Пу­тина и возможностями непосредственного контакта упомянутых руководите­лей с Президентом РФ.

Интеграция в политически влиятельные группы может происходить и по цер­ковным каналам. Так, в рейтинги политического влияния ряда регионов входят представители Русской православной церкви: митрополит Волгоградский и Ка-мышинский Герман (Волгоградская область), митрополит Воронежский и Ли­пецкий Мефодий (Воронежская область)*, архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий (Курская область), митрополит Смоленский и Калининградский, ру­ководитель Отдела внешних связей Московской патриархии Кирилл (Смолен­ская область), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Калужская об­ласть) и др. В Республике Башкортостан, где традиционно доминирует ислам, заметным влияниям пользуется Верховный муфтий ЦДУМ России Т.Таджутдин (26-я позиция в рейтинге политического влияния). Нынешний глава Чеченской Республики А.Кадыров — бывший муфтий Чечни. Тем не менее, в масштабе страны политическое влияние служителей культа относительно невелико, что ес­тественно для светского государства, каковым является Российская Федерация.

ОСНОВАНИЯ ВНУТРИЭЛИТНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ

В современной отечественной и зарубежной литературе для определения действующих в поле российской политики элитарных групп употребляются такие понятия, как "клан", "коалиция", "картель", "корпорация" и т.д. Осо­бой популярностью пользуется термин "клан", и это вполне правомерно — ведь хотя, как справедливо отмечает ряд исследователей [см. напр. Puthland 1997], кровнородственные или этноконфессиональные связи не являются обя­зательным признаком российских элит, для них характерны все те качества (закрытость, клиентелизм, сугубо корпоративная, партикулярная ориентация), которые составляют существо клановых отношений [Перегудов 1998: 147; Га-ман-Голутвина 1998: 364].

Характер формирующихся в российских регионах элитарных кланов в зна­чительной мере обусловлен доминирующими моделями политической культу­ры. Так, в национальных республиках основой кланов нередко выступают

* Митрополит Мефодий недавно переведен в Казахстан.

родственные и земляческие отношения, общность социального происхожде­ния. Именно так обстоит дело, в частности, в Республике Татарстан, элита ко­торой состоит из нескольких кланов, "вращающихся", подобно спутникам Солнечной системы, вокруг президента РТ. По оценке экспертов, в структур­ном плане татарстанская элита представляет собой совокупность концентри­ческих кругов с центром в лице М.Шаймиева: первый круг — "семья" (родст­венники); второй — друзья "семьи"; третий — "социально близкие" высоко­поставленные функционеры (этнические татары — выходцы из деревень); чет­вертый — "приближенные к трону" (люди, выдвинувшиеся благодаря дело­вым качествам, но с учетом безусловной личной лояльности лидеру)*.

Примером этнической консолидации влиятельных групп может служить Мордовия. В республиканской элите эксперты выделяют четыре важнейшие группы, сложившиеся по этническому признаку: эрзянскую (восточную), мок­шанскую (западную), русскую (городскую) и татарскую. Показательно, что положение этих групп в структуре власти определяется этнической принад­лежностью первого лица республики. В настоящее время доминирующие по­зиции занимает та часть мокшанской группы, которая объединилась вокруг главы РМ Н.Меркушкина**.

"Семейные" политические кланы встречаются и в "русских" регионах***, но, скорее, в качестве исключения. Гораздо шире там распространена внутри-групповая консолидация по идеологическому признаку. Например, в Туль­ской, Брянской, Владимирской и ряде других областей решающим фактором объединения доминирующей группы вокруг фигуры губернатора стала при­надлежность к КПРФ. Тем не менее идеологический принцип вряд ли можно считать ключевым основанием дифференциации региональных элит Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в рамках сложившихся по идеологиче­скому признаку сообществ зачастую формируются субгруппы (как это произо­шло в Рязанской области), интересы которых, несмотря на идеологическую близость, далеко не всегда совпадают. Иными словами, общность политико-экономических интересов оказывается важнее идеологии.

Не является определяющей и дифференциация по "отраслевому принци­пу" (политика vs экономика): региональные кланы включают в себя как по­литиков, так и предпринимателей. То же самое относится к институциональ­но-организационным факторам. Даже когда ядром элитарных групп выступа­ют отдельные уровни управления или отрасли экономики, системообразую­щим началом служат не различия между организационными структурами, а расхождения в интересах персонифицирующих эти структуры лидеров. Так, в Свердловской области политический процесс долгое время определяло проти­востояние двух групп влияния. И хотя одна из этих групп сложилась вокруг губернатора Э.Росселя, а другая — вокруг мэра Екатеринбурга А.Чернецкого, обе они оказались сопоставимы по ресурсной обеспеченности, масштабу и ме­тодам деятельности и оперировали в политическом пространстве как субъек­та Федерации, так и муниципальных образований.

Существенно большую роль в групповой консолидации играет опыт совме­стной деятельности с первыми лицами региона. Например, в Ростовской об­ласти доминирует так наз. "старопролетарская" группа, в которую входят быв­шие партийные и советские функционеры Пролетарского района Ростова-на-Дону, где когда-то работал нынешний губернатор В.Чуб. Точно так же костяк команды президента Удмуртии А.Волкова составляют люди, в которыми он сотрудничал на предшествовавших этапах своей карьеры. Понятно, что реша­ющее значение здесь опять же имеет личная преданность патрону.

* См. комментарий по итогам опроса в Республике Татарстан [Гаман-Голутвина 2004]. ** См. комментарий по итогам опроса в Республике Мордовия [Гаман-Голутвина 2004].

*** Так, эксперты отмечают, что до недавнего времени заметное влияние на политический про­цесс в Санкт-Петербурге оказывали "семейные" кланы экс-губернатора В.Яковлева и бывшего полпреда Президента РФ в Северо-Западном округе В.Черкесова.

Таким образом, вне зависимости от источников внутригрупповой консоли­дации (семейные связи, родственные и земляческие отношения, идеологиче­ская близость и т.п.), обязательное условие групповой сплоченности — лояль­ность лидеру. Отсюда — такие важные особенности региональных кланов, как иерархичность и ориентация на патрона. Спектр методов и механизмов внут-ригрупповой консолидации весьма широк — от жесткой функциональной за­висимости (Омская, Кемеровская, Саратовская области и др.) до гибкого вза­имодействия в режиме неформальных связей. Компромиссные технологии ха­рактерны, в частности, для лидерской практики губернатора Чуба, который, как подчеркивают эксперты, стремится не увеличивать число врагов за счет вчерашних соратников. В Ростовской области проигравшие выборы, но ло­яльные губернатору главы администраций обычно не уходят в небытие, а по­лучают новое назначение. При этом, в соответствии с областным законом о статусе муниципальных служащих, за главами муниципалитетов, отказавши­мися баллотироваться на новый срок или не сумевшими добиться переизбра­ния, в течение года сохраняется денежное содержание в прежнем объеме. Дан­ное положение не только способствует ротации кадров муниципального уп­равления, но и обеспечивает сплоченность команды губернатора*.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что российские регио­нальные элитные кланы — это устойчивые политико-экономические группы, объединенные общностью политико-экономических интересов и, как прави­ло, консолидированные вокруг руководителей местной исполнительной влас­ти на основании отношений личной зависимости. Личная преданность клану и его патрону — важнейший неформальный механизм внутриэлитной консо­лидации и рекрутирования властных групп в регионах. Более того, если в 1990-е годы политический приоритет бюрократии в связке "бюрократия-биз­нес" прослеживался преимущественно на уровне субъектов РФ, тогда как в центре доминировали финансово-сырьевые и политико-информационные "империи" [см. Гаман-Голутвина 1998: 360], то сегодня высшие эшелоны фе­деральной политико-административной бюрократии активно участвуют в пе­рераспределении политического влияния между административной "вертика­лью" и крупными ФПГ.

Региональный уровень не является предельной единицей элитной консоли­дации. Как уже говорилось, региональные группы распадаются на субгруппы, что свидетельствует о прогрессирующем дроблении элит в России. Это обсто­ятельство (наряду с асимметричным характером Российской Федерации и экономическим неравноправием ее субъектов) обусловливает слабую внутрен­нюю сплоченность региональной элиты во взаимодействии с центром.

Личностные качества

Социально-демографические, психологические, лидерские и иные лично­стные характеристики региональных властных сообществ во многом зависят от политической биографии первого лица субъекта РФ. В регионах, возглав­ляемых выходцами из советской партийно-хозяйственной номенклатуры, в политическом классе обычно преобладают представители номенклатуры с со­ответствующими возрастными, образовательными и ментальными показателя­ми, а там, где у власти оказались "прагматики-либералы", — молодое поколе­ние управленцев-менеджеров.

В настоящее время около двух третей губернаторского корпуса составляют лица со значительным опытом управления в советский период; главы 13 субъ­ектов РФ занимают свои должности с 1991 г. В ряде регионов (Архангельская, Кировская, Пермская, Читинская, Новгородская области, Краснодарский и Ставропольский края, Мордовия, Ямало-Ненецкий АО) ведущие позиции в аппарате власти заняли "комсомольцы" — бывшие руководящие работники центральных и региональных органов ВЛКСМ. Менее всего в региональной

* См. комментарий по итогам опроса в Ростовской области [Гаман-Голутвина 2004].

политике сегодня заметны "демократы" начала 1990-х годов и депутаты реги­ональных парламентов той поры.

В последние годы, несмотря на переизбрание в части регионов "лидеров со стажем" (Омская, Свердловская и др. области), аналитики фиксируют призна­ки "усталости" населения от засилья "ветеранов" (Астраханская, Самарская, Ростовская, Омская, Свердловская области, Республики Калмыкия и Татар­стан). В некоторых областях (например, в Волгоградской) сложились благо­приятные условия для вытеснения выходцев из партийно-хозяйственной но­менклатуры новой генерацией политиков — относительно молодыми "прагма­тиками-либералами", представляющими интересы бизнеса, в других такая за­мена уже состоялась. Избрание на губернаторские посты крупных предприни­мателей (А.Хлопонин, Р.Абрамович, С.Дарькин и др.) естественным образом привело в региональные властные структуры управленцев-менеджеров, не имеющих опыта государственной работы, но прекрасно овладевших навыка­ми управления коммерческими предприятиями. Для этой когорты региональ­ных руководителей, независимо от полученного ими образования, характерны корпоративный стиль мышления и поведения, а также ориентация на корпо­ративные методы управления.

Смена первого лица региона зачастую влечет за собой не только персональ­ные перестановки в администрации, но и изменение механизмов и каналов рекрутирования управленческих команд. Эта тенденция хорошо просматрива­ется на примере Красноярского края. Анализируя эволюцию механизмов фор­мирования краевой элиты, аналитики выделяют в последней три "призыва", существенные различия между которыми обусловлены социально-профессио­нальными характеристиками инкумбентов: "зубовский" (преимущественно представители научной интеллигенции и советской номенклатуры), "лебедев-ский" (главным образом "варяги", набранные при поддержке московских ФПГ на условиях личной лояльности губернатору) и "хлопонинский" (выход­цы из крупных бизнес-структур, прежде всего ФПГ "Интеррос").

Следует отметить, что в политическую элиту абсолютного большинства ре­гионов входят исключительно мужчины. По-иному обстоит дело в Санкт-Пе­тербурге, где женщины играют в политике заметную роль. И.Яковлева, Н.Чап­лина, Л.Вербицкая, О.Дмитриева, М.Фокина, И.Потехина, А.Маркова обос­нованно присутствуют в городском рейтинге политического влияния. Анало­гичная картина наблюдается в Кемеровской и Томской областях, где четверть состава политэлиты — женщины. По-видимому, такая ситуация объясняется тем, что в перечисленных регионах утвердились модернизированные модели политической культуры.

Пол ити ко-административная карьера влиятельных политиков в субъектах Федерации, как правило, теснейшим образом связана с их регионами. Подав­ляющая часть руководителей — либо автохтоны, либо люди, давно живущие в данном регионе. "Чужакам" в российской глубинке не доверяют*. Значитель­ный удельный вес "пришлых" управленцев характерен лишь для тех регионов, которыми руководят "варяги" из корпоративных структур, хотя и в этих слу­чаях костяк аппарата нередко составляют местные жители.

Конфессиональная принадлежность представителей элиты соответствует "профилю" региона. Например, в "русских" областях большинство регио­нальных руководителей атеисты или православные, причем как те, так и дру­гие предпочитают не афишировать свои религиозные предпочтения.

Что касается личностных качеств, то на губернаторском уровне весьма це­нятся навыки публичного политика — коммуникабельность, убедительность,

* Справедливости ради надо признать, что такое недоверие нередко имеет под собой основания. 0 том, насколько хорошо "варяги" разбираются в местных делах, свидетельствуют, в частности, допускаемые ими порой "оговорки". Так, в начале губернаторской кампании 1998 г. в Красно­ярском крае АЛебедь назвал Красноярск Краснодаром, а новоизбранный тверской губернатор Д.Зеленин, выступая перед избирателями, перепутал Тверскую область с Орловской и Вышний Волочек — с Воловцом.

умение конструктивно взаимодействовать с населением и со СМИ, ораторские способности, харизматичность. И хотя, как показывают, в частности, результа­ты проходивших в 2003 г. региональных и думских выборов, подобные навы­ки не являются ключевыми в достижении политического успеха, порой они иг­рают определяющую роль в привлечении других ресурсов. Среди качеств, спо­собствующих административному продвижению на региональном уровне, сле­дует назвать прежде всего склонность к командной игре и компромиссу с чле­нами своей команды, непримиримость по отношению к конкурентам, профес­сиональную компетентность. Огромное значение имеют также личная лояль­ность патрону, преданность клану (политическому, экономическому, профес­сиональному, этническому и др.), готовность "играть по правилам".

Стиль политического лидерства в рамках региональных команд нередко близок к авторитарному. Наиболее очевидно это в Саратовской, Омской и Ке­меровской областях, а также в республиках Татарстан, Башкортостан, Мордо­вия и Удмуртия, где главы регионов обладают высокой степенью контроля над политической и — отчасти — экономической элитами.

Обретение политических перспектив в регионах (как, впрочем, и в центре) зависит от административного ресурса, финансового капитала, наличия и "ка­чества" связей во властных и экономических структурах федерального и реги­онального уровней. Поддержка центра и федеральных ФПГ — главная пред­посылка политического успеха. В условиях высокоструктурированного поли­тического пространства и монополизации политического рынка попытки по­литиков-одиночек конкурировать с могущественными политико-финансовы­ми кланами обречены на провал: эра самовыдвиженцев в региональной поли­тике окончательно ушла в прошлое. Применительно к федеральной политике данная тенденция в полной мере проявилась уже в середине 1990-х годов, ког­да крупные политико-финансовые кланы закрепились в качестве наиболее влиятельных субъектов российской политики. Со временем эта волна захлест­нула и регионы.

В регионах, где решающую роль играет "властная вертикаль" (национальные республики, Саратовская, Ростовская и некоторые другие области), возможно­сти политического продвижения определяются прежде всего позицией админи­страции. На территориях, отмеченных присутствием мощных экономических структур, важнее поддержка бизнес-элиты (Красноярский край, Вологодская, Волгоградская и др. области). Например, по оценке экспертов, исход предсто­ящих губернаторских выборов в Волгоградской области будет во многом зави­сеть от того, поддержат ли Максюту Лукойл и Газпром. Но вне зависимости от характера региона непременным условием политического успеха выступают ло­яльность своему клану (и его патрону), способность к командной игре.

Неизбежным спутником авторитарных региональных режимов является эффект "выжженной земли": главы регионов пытаются "очистить" политиче­ское поле от потенциальных конкурентов. Сегодня, после того как действую­щие губернаторы получили право баллотироваться на третий срок, появление новых лиц на властном Олимпе подобных регионов проблематично. Такова ситуация в Омской, Кемеровской и Ростовской областях, в Удмуртии, Мор­довии, Татарстане и Башкортостане. Жесткая иерархическая система затруд­няет выдвижение перспективных политиков — им надо заручиться поддерж­кой доминирующей группы.

* * *

Значительные экономические, социокультурные и иные различия между регионами не позволяют выстроить единую для всех иерархиию механизмов и каналов политического влияния. Но основные тенденции выявить можно. Ключевыми механизмами рекрутирования региональной элиты являются из­брание и назначение на руководящие должности в структурах исполнитель­ной либо законодательной власти регионального/муниципального уровня, чему способствуют значительный объем властных и/или экономических ре-

сурсов, общность политико-экономических интересов, родственные или зем­ляческие связи и опыт совместной деятельности с первыми лицами регионов; патрон-клиентные отношения. При этом, несмотря на приоритетность пуб­личных механизмов политического продвижения, определенную роль играет и неформальная поддержка со стороны групп влияния (фаворитизм, протек­ционизм, коррупция и т.п.).

Каналами продвижения региональных политических элит выступают феде­ральные и региональные властные структуры (включая силовые ведомства, тер­риториальные отделения федеральных органов управления и аппарат полпре­дов), органы местного самоуправления, федеральные, региональные и местные коммерческие предприятия, в меньшей степени — политические партии и об­щественные организации; СМИ, учреждения образования, культуры, науки.

В настоящее время существуют три главных источника пополнения регио­нальной элиты: администрация регионального и федерального уровней, биз­нес и политические партии. Большинство региональных лидеров нового по­коления рекрутируются из сферы бизнеса. Исключения немногочисленны. Редки также случаи выдвижения политиков левой ориентации*. Успешную политическую и административную карьеру в большинстве субъектов Федера­ции сегодня обеспечивают не личные качества, а принадлежность к той или иной группе влияния и ее поддержка.

Гаман-Голутвина О.В. 1998. Политические элиты России; вехи исторической эволюции. М.

Гаман-Голутвина О.В. 2000. Определение основных понятий элитологии. — Полис, № 3.

Гаман-Голутвина О.В. (ред.) 2004. Самые влиятельные люди России-2003. М.

Зудин А.Ю. 2004. Российские элиты при В.В.Путине. — Политические элиты России пе­ред историческими вызовами XXI века. М.

Перегудов СП. 1998. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского обще­ства и государства. — Полис, № 1.

Эксперт. 2000.

Katz R., Mair P. 1995. Changing Models of Party Organization and Democracy: The Emergence of the Cartel Party. — Party Politics, № 1.

Puthland P. 1997. Elite Consolidation and Political Stability in Russia. A Paper for IPSA Congress. Seoul.

Putnam R. 1976. The Comparative Study of Political Elites. N.Y.

Окончание следует

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект № ОЗ-ОЗ-ОО621а)

• К их числу относится, в частности, председатель Волгоградской областной думы Р.Гребенни­ков, занявший свой пост в 25 лет при непосредственной поддержке обкома КПРФ и его перво­го секретаря А.В.Апариной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.