Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные положения региональной политики в Российской Федерации



УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента Российской Федерации
от 3 июня 1996 г. № 803

4.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются: экологически обоснованное размещение производительных сил;

экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

 

1. Сущность и цели государственной региональной политики.

2. Инструментарий реализации государственной региональной политики.

3. Проблемы государственной региональной политики в России.

Для обеспечения макроэкономического равновесия и стабилизации важное значение имеет осуществление государственной региональной политики. Необходимость ее проведения связана с тем, что любая страна представляет собой совокупность территорий, которые различаются по многим показателям. В числе них такие:

- наличие природных ресурсов (сырьевая база и полезные ископаемые);

- плотность населения, наличие и качество трудовых ресурсов;

- структура производства;

- состояние социальной сферы;

- расстояние от высокоразвитых, промышленных и культурных центров.

Различие это носит как объективный, так и субъективный характер.

К объективным можно отнести пространственно-территориальную неравномерность природных ресурсов, жизненных удобств для человека. Исторически каждая страна формировалась путем освоения жизненного пространства определенной нацией. Распределение населения по территории в немалой степени было обусловлено неодинаковым размещением природных благ (то ли запасы полезных ископаемых или наличие плодородной земли, водных артерий). Немаловажную роль играет субъективный фактор - непосредственная деятельность человека по освоению заселенных территорий, внимание государства и оказание им помощи.

В связи с тем, что роль отдельных непроизводственных факторов в экономическом развитии со временем изменяется, предпосылки к росту районов не остаются постоянными. Таким образом, на развитие экономики страны существенно влияет пространственная неравномерность. Она связана, с одной стороны, с исходным неравенством в размещении производственных ресурсов по территории страны, с другой - с динамикой роли отдельных факторов в экономическом развитии. Поэтому в каждой стране могут существовать регионы богатые природными ресурсами, но с недостатком населения; обеспеченные в достаточной мере тем и другим; есть давно освоенные и недавно, или осваиваемые; где численность населения растет, а где падает; в одних преобладает население старших возрастных групп, а где эта доля падает и т.д.

Для сглаживания неравномерности отдельных регионов государство использует особое направление экономического регулирования - региональную политику. Государственная региональная политика представляет совокупность государственных мер по достижению определенного пространственно-производственного равновесия национального хозяйства.

При выработке региональной политики необходимо иметь в виду ряд концептуальных положений. Должна обеспечиваться поддержка территорий путем стимулирования роста производственного сектора; этот сектор создает наибольшее число новых рабочих мест. Государство соответственно помогает созданию и расширению производственных предприятий, а при необходимости - их переориентации и рационализации. Следующим критерием, из которого исходят при разработке региональной политики, является степень выравнивания экономического роста по регионам. Считается, что рациональный подход выражается в сглаживании различия территориальных уровней производительности труда. Если последнее существует длительное время, создаются помехи для эффективного распределения ресурсов в национальной экономике, сдерживается ее развитие.

Региональная политика должна базироваться на законодательно-правовых основах и отвечать социальным требованиям общества, а также экономической безопасности и стабильности. Регионы должны иметь определенную экономическую цельность и самообеспеченность.

Государственную региональную политику не следует смешивать с региональной политикой на местах. Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами - это то, что должно делаться и делается для согласованного и взаимосбалансированного развития всех элементов региона и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Ее задачами являются определение общих условий их деятельности, согласование пропорций общенационального и регионального развития. Тем самым государственная региональная политика реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов.

 

Программные методы регулирования территориального развитияПредлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевойпрограммы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честноназвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которойприводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности иоценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с однойстороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализацияпрограммных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов.Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическуювыгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов(стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению спериодом, когда подобная программа не применялась.Используемые методы государственного регулирования территориального развитияи селективной поддержки регионов исходят не из системного представления окритических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетнойобеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы как механизмбыстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способбезвозвратного финансирования из федерального бюджета), к сожалению,применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить переченьпотенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное числолокальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетногопрограммного финансирования с предоставлением гарантий государственногоучастия и с приданием соответствующим расходам статуса защищенных статейбюджетов всех уровней.При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ какформы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить ипереориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных иэкологических задач территориального развития.Главная задача региональной политики - сохранении страны как единогофедеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики, восновном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещенияинвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природныхресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональнойполитики, непосредственно выражается в таких принципах демократическогообщества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точкизрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, чтокачество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить иработать. Таким образом, характерная для региональной политики"дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдананеобходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, покрайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должнабыть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения,уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети,коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.