Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, структура и основные модели региональной политики

ЛЕКЦИЯ 1

 

Региональная политика как составная часть общей политики государства ставит целью обеспечение его целостности на основе системы региональных противовесов, снижения объективных противоречий между центром и регионами, сглаживание чрезмерных территориальных различий, особенно в социальной сфере общества.

Региональная социально-экономическая политика может осуществляться как напрямую в виде трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, включая специфические формы бюджетной региональной политики, так и косвенными методами, например, путем формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата для социально-экономического развития отдельных регионов.

Для РФ с ее объективно существующими природными и социально-экономическими контрастами, региональная политика имеет приоритетное значение для сохранения целостности государства и гармонизации взаимоотношений центра с субъектами Федерации и их отдельными региональными группами.

Основными структурными элементами региональной политики (по А. М. Лаврову) являются ее субъекты, направления и типы.

Субъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены или стремятся проводить политику в отношении регионов. Ключевое место среди них занимают государственные органы власти и управления различного уровня. При этом федеральные органы власти и управления проводят государственную региональную политику, региональные власти -внутрирегиональную политику. Задача федеральной региональной политики - разработка и реализация такой политики по отношению к различным регионам, которая через механизм частичного перераспределения ресурсов между ними приводит к оптимизации территориальной структуры всего общества.

Основные направления региональной политики - бюджетная, налоговая, ценовая (тарифная), инвестиционная, институциональная, социальная и экологическая.

Бюджетная политика включает в себя механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между регионами.

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Ценовая (тарифная) политика - это принципы определения сферы государственного реагирования цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Инвестиционная политика включает меры по поддержке инвестиционной активности субъектов хозяйствования, критерии и методы распределения бюджетных капиталовложений.

Институциональная политика- политика приватизации, реорганизации отношений собственности, управления государственной собственностью и взаимодействия с частным сектором экономики регионов, развития институциональной инфраструктуры и др.

Социальная политика включает в себя условия и требования, налагаемые на субъекты предпринимательства органами власти и управления ради достижения "внеэкономических" целей, например, обеспечения социальных гарантий местному населению (занятость, оплата и условия труда и др.).

Экологическая политика направлена на оптимизацию эколого-экономической структуры регионов, улучшение состояния окружающей среды, оказание помощи экологически кризисным регионам.

Тип региональной политики определяется общими подходами и механизмами ее реализации.

На федеральном уровне можно выделить два типа региональной политики - "формализованный" и "индивидуальный".

При проведении "формализованной" региональной политики центр определяет объективные критерии отнесения субъектов Федерации к регионам различных типов, основанные на расчетах и формулах, способы распределения помощи. При этом подходе решения по отдельно взятым регионам не принимаются, но каждый регион, удовлетворяющий заранее известным критериям, может претендовать на участие в тех или иных федеральных программах, получение федеральной поддержки, дополнительные полномочия и т. д.

Примером реализации такого подхода могут служить распределение между регионами средств федерального фонда финансовой поддержки регионов, реализация федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации".

До последнего времени в России господствовал "индивидуальный" тип региональной политики. Он предполагал, что взаимоотношения федерального центра с регионами строятся на индивидуальной основе, без четко установленных критериев и методов предоставления федеральной поддержки. Однако в последние годы предпринимаются активные действия по внедрению "формализованного" подхода, который сводит к минимуму "субъективный" фактор при реализации основных направлений региональной политики в России.

В то же время оба подхода к проведению федеральной региональной политики имеют свои достоинства и недостатки. "Индивидуальная" региональная политика может быть более гибкой, лучше учитывать специфику и нужды регионов. "Формализованная" политика более предсказуема, обладает более надежными источниками финансирования.

В эволюционном ряду моделей региональной политики можно выделить, по крайней мере, четыре основные модели: "неотложной помощи кризисным регионам", "межрегионального перераспределения экономического роста", "реструктуризации регионов" и "регионального саморазвития".

Первая модель доминировала в странах с рыночной экономикой в 1930-40-е годы. При оказании централизованной помощи приоритет отдавался кризисным в социально-экономическом отношении регионам.

Вторая модель преобладала в период относительно стабильного экономического развития 1950-70-х годов. Ее основу составила концепция "полюсов роста", при которой акцент делался на формирование региональных центров экономической активности, которые выполняли бы для кризисных территорий функцию "локомотива".

Третья модель доминировала на Западе в 1980-е годы. Акцент при ее проведении делался на технологические концепции социально-экономического развития, формирования инновационной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса.

Четвертая модель, которая стала развиваться с 1990-х годов, ориентирована на учет интересов самих регионов, возложение ответственности за их социально-экономическое развитие на местные власти, поддержку из центра в первую очередь местных инициатив.

Каждая их выше перечисленных моделей имеет свои преимущества и недостатки. Все они в той или иной мере применимы для российских условий, но для разных типов регионов.

Географические районы как территориальная основа проведения целевой региональной политики.Естественной территориальной основой для проведения региональной политики являются географические районы различных видов, уровней и типов. Для проведения экономической региональной политики необходимо использовать различные сетки интегральных и отраслевых экономико-географических районов. Для социальной региональной политики в широком смысле необходимо использовать все виды социального, культурного, демографического, этнического районирования.

Актуальным в настоящее время является проведение социально-экономической региональной политики по отношению к депрессивным и отсталым регионам.

К депрессивным регионам относят территории, хозяйство которых находится на этапе спада, "депрессии". К этому типу относится, например, Ивановская область, экономика которой в силу специализации на текстильной промышленности в последнее десятилетие находится в стадии глубокой депрессии, или Удмуртия, промышленность которой в советский период была преимущественно связана с выполнением оборонных заказов. Без оказания им целенаправленной федеральной помощи, в том числе по переструктуризации экономики, они не смогут выйти из этого состояния.

К отсталым регионам относят территории с низким уровнем социально-экономического развития, например республики Дагестан или Тува. По отношению к ним требуется проведение региональной политики другого типа, в том числе направленной на формирование на их территории благоприятного инвестиционного климата.

При этом классические депрессивные регионы представляют собой промышленно развитые территории, имеющие относительно развитую инфраструктуру, квалифицированные кадры. Для них важно проводить экономическую региональную политику, направленную на создание условий для привлечения инвестиций в основной капитал, на внедрение новых технологий и переструктуризацию экономической базы. Для экономически отсталых регионов в обозримой перспективе целесообразно проводить социальную региональную политику, направленную на снижение социальных межрегиональных контрастов, обусловленных историческими факторами развития их экономики.

Экономическая и социальная география располагает большим арсеналом методов и подходов, позволяющих направить разработку и проведение региональной политики в оптимальное русло. Особое место в этом процессе занимает не только знание основных проблем социально-экономического развития различных территорий, но и применение метода экономико-географического районирования. Выделение на разных иерархических уровнях различных типов экономико-географических районов - экономических, социальных, природно-хозяйственных, эколого-экономических и др. позволяет выделить конкретные проблемные территории, для которых необходимо разрабатывать целевые федеральные и территориальные программы их социально-экономического развития. Применение районного подхода к региональной политике позволяет использовать в условиях современной России практически все известные модели региональной политики - от "помощи кризисным территориям" до "поддержки местных инициатив". При этом можно говорить о формировании нового отдельного направления региональной политики - районной политики, в решении проблем которой ведущее место должна занять экономическая и социальная география.

Литература:

Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов.М.,2001.

Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемыи тенденции переходного периода. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Кузнецова О. В.Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: ЭдиториалУРСС, 2002.

Лексин В. К, Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.,2000.

Лившиц Ф. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Региональная политика. 1994. № 6.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.