Для студентов очной формы обучения (2 курс, 3-й семестр)
Составитель: доцент Н.В. Муращенкова
1. Общий психологический практикум: понятие, предмет, задачи, роль в подготовке специалиста-психолога.
2. Общая характеристика психологического исследования: понятие, этапы, виды, требования к организации и проведению.
3. Понятие объекта и предмета психологического исследования, конкретные примеры формулирования объекта и предмета психологического исследования.
4. Гипотеза психологического исследования, виды гипотез, основные требования, предъявляемые к гипотезе.
5. Общая характеристика основных направлений практической деятельности психолога.
6. Этические аспекты научно-исследовательской и практической деятельности психолога.
7. Понятие «метода» в психологии, классификация основных методов психологического исследования.
8. Понятие субъективного и объективного метода в психологии.
9. Общая характеристика организационных методов психологического исследования.
10. Общая характеристика эмпирических методов психологического исследования.
11. Общая характеристика методов обработки данных (количественных и качественных).
12. Общая характеристика интерпретационных методов.
13. Наблюдение как метод психологического исследования: понятие, виды, особенности организации, преимущества и ограничения.
14. Технология создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.
15. Беседа как метод психологии: понятие, виды, особенности организации и проведения, преимущества и недостатки.
16. Эксперимент как метод психологического исследования: понятие, виды, особенности организации, этапы проведения, преимущества и ограничения.
17. Квазиэксперимент как метод психологического исследования.
18. Переменная: понятие, виды (зависимая и независимая переменные), примеры переменных в психологических исследованиях.
19. Применение метода тестов в психологической практике, классификация тестов, требования к разработке, преимущества и недостатки тестирования.
20. Понятие валидности и надежности теста.
21. Опрос как метод сбора первичной информации: формы, особенности организации, типы вопросов, преимущества и ограничения.
22. Социометрия: общая характеристика метода, особенности организации, способы обработки результатов.
23. Инструкция: понятие, требования к составлению, решаемые задачи. Выявление степени внушаемости (суггестивности) испытуемого под влиянием инструкции.
24. Протоколы: ведение, обработка и интерпретация.
25. Математическая статистика в психологии: основные понятия и сферы применения.
26. Понятие измерения в психологии. Виды измерительных шкал.
27. Приемы количественной обработки результатов психологического исследования.
28. Меры центральной тенденции.
29. Меры изменчивости.
30. Общая характеристика восприятия как познавательного процесса. Исследование особенностей восприятия.
31. Память: понятие, виды, процессы памяти. Характеристика основных методик, исследующих особенности памяти (методика 10-и слов, «Пиктограмма», методика Джекобсона, и др.).
32. Общая характеристика внимания. Исследование свойств внимания (красно-черные таблицы Шульте, тест Мюнстерберга, тест Пьерона-Рузера, тест Бурдона, и др.).
33. Общая характеристика воображения.Исследование индивидуальных особенностей воображения.
34. Общая характеристика мышления. Техники исследования индивидуальных особенностей мышления (лабильность-ригидность, полезависимость-поленезависимость и др.).
35. Виды мышления. Техники исследования особенностей наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
36. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра: сферы применения, процедура проведения и обработки, характеристика шкал, возрастные границы.
37. Специфика изучения группового мышления (методика «Кораблекрушение», «Фермеры» и др.), сферы применения методик.
38. Характеристика речевой деятельности, функции речи. Особенности экспериментально-психологических методов исследования речи (прямые и косвенные методы).
39. Понятие и виды речи. Исследование темпа устной речевой деятельности. Исследование эготизма диалогической речи.
40. Общая характеристика письменной речи. Изучение параметров письменной речи и психографологических особенностей личности.
41. Понятие «личность». Возможности применения биографического метода в процессе исследования личности.
42. Проективные тесты: понятие, виды, примеры методик, особенности применения и интерпретации, преимущества и ограничения.
43. Возможности применения рисуночных тестов в процессе исследования личности.
44. Особенности и техники исследования эмоциональной сферы личности.
45. Особенности и техники исследования волевой сферы личности.
46. Особенности и техники исследования мотивационно-потребностной сферы личности.
47. Возможности, сферы применения, специфика процедуры и обработки методики цветовых метафор (И.Л. Соломин).
48. Сфера применения методики цветовых предпочтений (И.Л. Соломин).
49. Понятие самосознания и самооценки личности, специфика и техники исследования.
50. Особенности и техники исследования свойств нервной системы.
51. Понятие и виды темперамента, особенности и техники исследования темперамента личности.
52. Понятие и типы характера, акцентуации личности, техники изучения особенностей характера личности.