В настоящее время в процессе модернизации система образования в России столкнулась со многими проблемами. Одной из них считается наличие множества различной учебной и научной литературы, авторы которой нередко придерживаются противоположных точек зрения на актуальные вопросы. Обучающиеся могут столкнуться с проблемами восприятия получаемого материала. Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они должны постоянно возвращаться к уже полученным знаниям, чтобы углубить их, либо, опираясь на них, познать что-то новое.
Совместно с подобными учебниками должны разрабатываться и различные методические материалы: сборники задач, методические указания для организации самостоятельной работы студентов, для выполнения курсовых работ, рефератов, эссе, а также методические рекомендации для преподавателей. Их необходимость объясняется проблемами преподавательского состава в учебных заведениях. Поэтому грамотно составленная методическая литература играет почти одинаковую роль с учебниками.
Одной из основных причин, тормозящих развитие образования в России, является проблема квалифицированности преподавательского состава. Большинство преподавателей вузов не имеют профессионального педагогического образования. Окончив университет, выпускники поступают в аспирантуру, параллельно занимаясь преподавательской деятельностью. Однако многие из них совершенно не заинтересованы в качестве преподавания. Причиной этого является низкая заработная плата в сфере образования, которая не стимулирует их заинтересованность. Именно низкий уровень оплаты труда и есть самая большая проблема современной системы образования. Пока государство не доведет уровень оплаты труда в этой сфере до приемлемого уровня, возрождения качественного образования в России не произойдет.
Современная система образования требует от преподавателя иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку, опыт научно-исследовательской работы, опыт практической работы в преподаваемых областях. Научить чему-либо может только человек, имеющий опыт в своей сфере знаний. Для этого вузы постоянно проводят работу по повышению квалификации преподавательского состава: различные научные и методические конференции, семинары, тренинги, круглые столы с приглашением аналитиков и практиков. Государству в большей степени следует стремиться повышать активность и эффективность профессорско-преподавательского состава: увеличивать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п. Преподаватели должны быть заинтересованными в непосредственном контакте со способными студентами. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний.
Что касается материально-технического обеспечения, то университет должен быть укомплектован самым современным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий, которые должны иметь доступ к сети Интернет, а так же к множеству сетевых университетских научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения, помогающие наглядно и полноценно уяснять получаемые знания. Университет должен обеспечить преподавателей и студентов учебными площадями, достаточными для возможности проводить как основные, так и дополнительные занятия. Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной периодической литературой.
Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Преподаватель должен заинтересовать и увлечь своим предметом, изыскать всевозможные методы и инструменты воздействия на целеустремленность обучающихся, всячески стимулировать и поощрять совместные работы и исследования, используя современные методики оценки знаний студентов.
Преобразование и совершенствование системы образования России зависит от решения многих проблем. Но именно они позволят вузам сформировать правильный политический, экономический и культурный стержень нации.