· Подтверждение намерений о покупке - внесение аванса/задатка
· Проведение мероприятий по подготовке к сделке (согласование даты, времени, условий и порядка взаиморасчетов, нотариата)
· Обсуждение условий договора купли-продажи (ДКП) (цена, срок договора, выписка, освобождение объекта)
Этап №6. Сделка:
· Подготовка и обсуждение договора аренды ИБС (условия доступа к сейфу)
· Проведение взаиморасчетов (закладка денежных средств в ИБС)
· Оформление и подписание ДКП сторона сделки
· Формирование пакета документов для Росреестра
Этап №7:
· Подача документов на регистрацию прекращения права собственности
· Снятие с регистрационного учета по месту жительства
· Подготовка и освобождение квартиры
· Выдача Свидетельства о праве собственности
· Проверка на наличие технических ошибок
· Отметка документов в банке
· Подписание акта приема-передачи квартиры
Факторы,формирующие конечную цену продажи квартиры
1. «Объективные» данные о квартире и доме:
1.1. Адрес дома, особенности местоположения и доступности, инфраструктуры района…
1.2. Технические характеристики дома, серия, материал стен, наименование застройщика, год и качество постройки и последнего капитального ремонта, состояние коммуникаций…
1.3. Площадь, планировка, балконы и окна, расположение квартиры, высота потолка…
1.4. Состав объекта: наличие мебели и бытовой техники, парковки и гаража, подвала…
1.5. Эксплуатационные расходы.
2. Условия продажи:
2.1. Сроки продажи: «срочно», или «вы попродавайте, я никуда не тороплюсь».
2.2. Состояние всех документов, права третьих лиц, обременения, долги, доверенности, перепланировки, необходимость согласования с органами опеки…
2.3. Способ отчуждения: прямая продажа, встречная альтернативная покупка, переуступка права, дарение…
2.4. Конфиденциальность или открытость продажи…
2.5. Форма и условия взаиморасчетов, валюта платежа, рассрочки, налоги, транзакционные издержки…
3. Сам собственник, его поведение и отношение к процессу продажи:
3.1. Истинная мотивация собственников. Очень субъективный и скрытый фактор.
3.2. Готовность клиента быстро оформить сделку.
Варианты:
- одно мотивированное лицо, принимающее конечное решение,
- агрессивно разводящиеся супруги,
- три сособственника в разных городах/странах с разной мотивацией к продаже.
3.3. Недоверие и явно демонстрируемая нелюбовь к риелтору или полная лояльность (вплоть до отсутствия при показе) и выполнение профессиональных рекомендаций по подготовке квартиры.
3.4. Готовность обеспечить доступ на объект в согласованное с риелтором время.
3.5. Поведение собственника при покупателе…
4. Макроэкономические рыночные факторы, находящиеся вне зоны нашего контроля:
4.1. Курс валют на день продажи, цена на нефть, фондовые биржевые индексы, ипотечные ставки…
4.2. Макроэкономические прогнозы правительства и заявления экспертов, формирующие позитивные или негативные (оптимистические или пессимистические) ожидания потребителей.
4.3. Политические факторы федерального и местного масштаба…
4.4. Миграционные и межнациональные вопросы, конфликты, безопасность…
5. Микрорегиональные и иные факторы, с ограниченной степенью нашего контроля и влияния:
5.1. Публикации в местной прессе о перспективах застройки рядом мусороперерабатывающего завода или наоборот – нового моста и станции метрополитена, слухи о качестве дома, о ценах…
5.2. Текущее соотношение спроса и предложения на целевой сегмент, ввод в эксплуатацию новых объектов, массовый выброс на продажу новых объектов или приход новых крупных инвесторов…
5.3. Остановка лифта на длительный плановый ремонт, начало ремонта трубопровода перед подъездом или забивание свай для 7-подъездного нового дома напротив…
5.4. Погодные аномалии (лесные пожары, морозы…), природные и техногенные катастрофы в период активной продажи объекта.
5.5. Сезон отпусков и праздников.
6. Профессионализм риелтора и используемые им технологии продажи:
6.1. Варианты:
- срочный выкуп за день (минус 20-35%),
- пассивное ожидание случайных покупателей с рекламой в «Бюллетень Недвижимости»,
- максимальное использование всех маркетинговых каналов продвижения объекта,
- в идеале: проведение аукциона среди проявивших максимальный интерес покупателей на уникальную квартиру.
6.2. Обладание риелтором навыками формирования, концентрации и управления спросом, навык проведения торгов, выбор лучшего для собственника предложения и эффективное завершение сделки.
6.4. Работа с возражениями покупателя, принимающего конечное решение. Удержание внимания, оставлять возможность «возвращаться» и делать встречное предложение.
6.5. Влияние риелтора на деятельность контрагента – агента покупателя. Работает ли он на сделку, на снятие волнений, формирование потребности и убеждение покупателя в правильном решении или, наоборот – тянет время и отговаривает.
7. Случайные факторы:
7.1. Поломка лифта во время показа, заклинивание замка перед покупателем, порывы теплоносителя зимой или авария подстанции темным вечером…
7.2. Валяющийся в подъезде шприц, появившаяся вчера надпись на стене, перегоревшая лампочка…
7.3. Шумное появление «дружелюбно» настроенных пьяных соседей на лестничной площадке в момент показа, бурное выяснение семейной ситуации или громкая рок-музыка в соседней квартире, странное поведение маленьких детей и домашних животных…
7.4. Звезды, гороскопы, вчерашний сон, гадалки и фен-шуй, настроение сторон сделки…
8. «Субъективное» мнение собственника, влияющее на его представление о желаемой цене:
8.1. Оценка престижности и популярности, экологии, перспективы района, его привлекательности с точки зрения текущего платежеспособного спроса.
8.2. Оценка состояния дома и квартиры: двор, подъезд, консьерж, домофон, вид из окна, оценка качества «дизайнерского» ремонта и цветовых решений, произведенных вложений и затрат…
8.3. Эмоциональное мнение собственника: «я тут был счастлив», «у меня тут замечательные, самые лучшие соседи»…
8.4. Доступная собственнику информация о рынке и ценах, на основании которой он делает вывод о стоимости своего объекта.
9. Мнение покупателей, определяющих в итоге конечную цену продажи:
9.1. Мотивация покупателей и их готовность к покупке. Очень субъективный фактор, на который нужно грамотно влиять в процессе сделки.
9.2. Первое впечатление потенциального покупателя о квартире: чистота в подъезде, входная дверь, освещенность, запахи, захламленность, невымытые окна, капающие краны, «веселые картинки» и траурные фотографии на стенах, необходимости дополнительных вложений…
9.3. Специфические потребности покупателей: рядом живет мама, ограниченные способности к передвижению, особенности инфраструктуры рядом (спорт, шопинг, отдых), «мы здесь раньше жили», наличие единственно нужного детского садика, подходящей школы, парка, поликлиники, места для выгула собаки…
9.4. «Да, все понравилось!
Вывод:
Никто не может сказать определенно, сколько стоит любой объект недвижимости, не учитывая кто, когда продает, при каких обстоятельствах, в каких условиях, как быстро, что включается в базис продажи, с какими документами, с какими условиями расчетов, кому…
Тем более невозможно предсказать, по какой цене собственник подпишет договор купли-продажи к нужному ему сроку, оставшись при этом удовлетворенным работой риелтора. На любом самом открытом и прозрачном рынке ценовая неопределенность с учетом вышеперечисленных особенностей самого объекта и мотивации его владельца составляет минимум 5-7%.
При существующем у нас теневом сером рынке и отсутствии достоверной статистики продаж этот люфт вырастает до 10-12%.
Учет всех этих факторов позволяет достичь Максимально возможной цены продажи!