В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих эффективность их использования в учебном процессе, можно выделить следующие.
Типичные недостатки структуры и формы представления информации:
• Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
• Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
• Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
• Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
• Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;
• Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
• Отсутствие связи фона презентации с содержанием.
Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:
• Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
• Отсутствие единства стиля страниц;
• Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов; использование темного фона со светлым текстом;
• Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
• Отсутствие полей на слайдах;
• Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
• Использование слишком мелкого шрифта;
• Использование шрифтов существенно разного размера на соседних слайдах;
• Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;
• Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;
• Низкая контрастность фон / текст;
• Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
• Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
• Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.
Основные принципы разработки электронных (учебных) презентаций
Оптимальный объем
Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).
В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально - 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.
Рекомендуемый объем учебной презентации (количество слайдов на один урок):
Для учащихся:
Общий объем (кол-во слайдов)
Кол-во слайдов с новой учебной информацией
старших классов
12 —15
8-10
начальных классов
7-8
4-6
Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала (например, лекция по астрономии в планетарии, или урок по истории живописи). Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия - по 2 мин.
В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.
Доступность
Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (зрителей). Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.
Научность
Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.