к Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура), принята в целях реализации положения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Внимание
Подобный нормативный правовой акт для сферы образования принят впервые.
Номенклатуры, определяющей наименования должностей педагогических работников и руководителей, не утверждалось ни органами государственной власти СССР, ни органами государственной власти РФ, что создавало определенные трудности при решении вопросов, связанных с трудовыми и иными правами как педагогических работников, так и работников из числа руководителей образовательных организаций (далее – ОО).
Условной номенклатурой должностей для сферы образования в какой-то степени служили наименования должностей квалификационных характеристик, которым согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ должны соответствовать наименования должностей работников, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Вместе с тем, отсутствие официально утвержденного перечня могло, к примеру, повлиять на то, что правом на назначение трудовой пенсии досрочнопользовались не все педагогические работники, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Теперь же в соответствии со ст. 27 (ранее это была ст. 28) Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" предусматривается лишь сохранение права на досрочную трудовую пенсию за теми педагогическими работниками, которые имели это право до принятия указанного закона, а Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (п. 5 ч. 5 ст. 47) определил для педагогических работников право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. в порядке, указанном в законе о пенсиях.
Следует отметить, что если при разработке Номенклатуры в части должностей педагогических работников разногласий практически не возникало, то по определению должностей работников, относящихся к категории руководителей, мнения разработчиков не были однозначными. Отдельные представители разработчиков считали, что к должностям руководителей относятся только должности руководителей организаций, а должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений к таковым не относятся и в необходимых случаях для их обозначения следует использовать понятие "руководящие работники". Такой подход к формированию Номенклатуры не нашел поддержки, поскольку это противоречило бы Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 (далее – ОК 016-94).
При формировании Номенклатуры были приняты во внимание положения ОК 016-94, согласно которым должности руководителей организаций классифицированы в зависимости от объекта руководства: руководители организаций; руководители служб и подразделений организаций. Должности заместителей руководителей организаций и заместителей руководителей служб и подразделений организаций признаны производными от базовых должностей соответствующих руководителей.
Таким образом, раздел Номенклатуры "Должности руководителей образовательных организаций" состоит из должностей работников, которые осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей.
Раздел делится на два подраздела: 1) "Должности руководителей" и 2) "Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей". Ко второму подразделу относятся в т. ч. такие должности, как "помощник ректора", "помощник проректора", "руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики", "советник при ректорате", "старший мастер", "ученый секретарь совета организации", "ученый секретарь совета факультета (института)".
Внимание
Следует также отметить, что Номенклатура в целом сформирована на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС), включающего разделы ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (далее – квалификационные характеристики), утв. соответственно приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – Приказ № 761н) и от 11.01.2011 № 1н (далее – Приказ № 1н).
Формирование Номенклатуры на основе квалификационных характеристик необходимо было, прежде всего, для обеспечения сохранения за работниками действующих мер социальной поддержки, а также недопущения снижения их правового и социального статуса в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Раздел Номенклатуры "Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" состоит их двух подразделов: 1) "Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу" и 2) "Должности иных педагогических работников".
Выделение должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в отдельную группу обусловлено существенными различиями правового регулирования, установленными для этой категории педагогических работников трудовым и образовательным законодательством РФ.
Так, особенности правового регулирования связанны с заключением трудового договора, которому предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, а также с его прекращением в случае неизбрания по конкурсу на соответствующую должность или истечения срока избрания по конкурсу. К должностям профессорско-преподавательского состава предъявляются особые требования к квалификации, связанные с наличием ученой степени. Особенности установлены также при формировании должностных окладов профессорско-преподавательского состава в соответствии с ч. 11 ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Внимание
Должности педагогических работников в каждом из подразделов Номенклатуры представлены не по их значимости для функционирования и развития системы образования РФ, а в алфавитном порядке. Номенклатура предусматривает ряд примечаний – они содержат пояснения к наиболее вероятным вопросам, которые могут возникнуть в ходе ее применения.
Пример
Например, в каких случаях используются наименования должностей "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры", "заместитель начальника кафедры", "учитель-логопед", "логопед"? Или – в каких случаях:
· должность "директор института" относится к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к руководителям ОО?
· должность "преподаватель" – к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к иным педагогическим работникам?
· должность "тьютор" – к педагогическим работникам, а в каких случаях – к ним не относится?
· должность "ученый секретарь совета института" – к должностям руководителей ОО?
Применяя Номенклатуру и примечания к ней, также необходимо учитывать следующее особенности. К должностям профессорско-преподавательского состава должности директоров институтов относятся при соблюдении двух условий:
·
если институт является структурным подразделением организации, осуществляющей образовательную деятельность;
·
если директор института, возглавляя структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность, непосредственно участвует в образовательной деятельности, т. е. его должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности "декан факультета (директор института)", утв. Приказом № 1н.
Должности ученых секретарей советов институтов относятся к должностям руководителей образовательных организаций, если институты являются структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а ученые секретари непосредственно участвуют в образовательной деятельности, т. е. их должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности "ученый секретарь совета факультета (института)", утв. Приказом № 1н.
Важно
Наименование должности "логопед", предусмотренное в подразд. 2 разд. 1 Номенклатуры, в ОО не применяется, а используется только в организациях сферы здравоохранения, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
В образовательных организациях применяется наименование должности "учитель-логопед".
Такое регулирование по применению наименований должностей предусмотрено квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом № 761н по должностям "учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)".
Как следует из Номенклатуры, наименование должности "преподаватель" предусмотрено как в подразд. 1 разд. 1, так и в подразд. 2 разд. 1, но в одном случае должность с таким наименованием относится к должностям профессорско-преподавательского состава, в другом – к иным должностям педагогических работников.
Согласно примечанию 3 Номенклатуры к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, следует относить только те должности педагогических работников с наименованием "преподаватель", деятельность которых связана с реализацией образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, т. е. программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки. Это условие вытекает из ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 12Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Преподаватели, занятые в структурных подразделениях ОО высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы к лицам профессорско-преподавательского состава не относятся.
Согласно примечанию 4 Номенклатуры наименование должности "тьютор" относится к должностям педагогических работников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением ОО высшего образования. В образовательных организациях высшего образования должность с наименованием "тьютор" в соответствии с квалификационной характеристикой, утв. Приказом № 1н., относится к должностям работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.
Примечание 5, устанавливающее, что наименование должности "президент" применяется только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, обусловлено соответствующим положением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Примечанием 6 определено, что должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры", "заместитель начальника кафедры" предусматриваются только в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Данное примечание включено с той целью, чтобы в других организациях, реализующих образовательные программы высшего образования иной направленности, применялись традиционные наименования должностей, отнесенные к должностям профессорско-преподавательского состава, такие как "декан факультета" и (или) "директор института", "заведующий кафедрой".