Психологические особенности младенца (от рождения до 1 года)
Развитие ориентировки младенца.
В развитии ориентировки младенца можно выделить несколько этапов:
1 этап – это период от рождения до 6 месяцев. На данном этапе познавательные процессы еще не ярко развиты.
На этом этапе идет накопление впечатлений, развитие действий глаз, рук. На данном этапе можно проследить следующие особенности
- происходит сосредоточение взгляда (до 2 мес.)
- появляются инициативные движения глаз (ребенок переводит взгляд с одного предмета на другой – в 2 мес.)
- появляется согласование действий глаз и рук (ребенок при помощи зрения управляет своими движениями руки – 3-4 мес.)
- появляется согласование действий глаз и слуха (3-4 мес. Необходимо чтобы ребенок увидел источник звука)
2 этап –от 6 до 12 мес. На данном этапе начинают закладываться познавательные процессы.
Ощущения присутствуют у ребенка еще до рождения. Во второй половине 1 года жизни они становятся более дифференцированными, четкими. У ребенка появляются предпочитаемый звук, цвет, вкус.
Восприятие у ребенка не целостное, он воспринимает какую-то отдельную деталь.
Память.До 6 мес. У ребенка вместо памяти присутствуют впечатления ( предмет, исчезнувший из поля зрения, ребенок считает исчезнувшим вообще и не предпринимает попытку его искать). После 6 мес. У ребенка развивается кратковременная память, в основном зрительная.
Мышление.У младенца закладываются элементы наглядно-действенного мышления, при помощи которого он устанавливает связи между предметами и явлениями.
Воображение у младенцев отсутствует.
Этапы развития предпосылок речи
1 этап – гуканье– произнесение звуков на выдохе или на вдохе. Прогрессивное гуканье – на выдохе, тупиковое – на вдохе (это значит, что тупиковое гуканье замедляет психическое развитие).
2 этап – гуление – (3-4 мес.) певучее, протяжное произнесение гласных и согласных.
3 этап – лепет (6 мес.) произнесение отдельных слогов (ге-ге-ге, ба-ба-ба). На этом этапе формируется понимание слов, речи. Это понимание связано с жестами, мимикой, эмоциями взрослого человека, с ориентировкой на место, где ребенок впервые увидел предмет.
4 этап – появление первых слов (к 1 году). У ребенка появляется активный словарь (произносимые слова) и пассивный словарь (количество понимаемых слов). Пассивный словарь является показателем развития мышления ребенка.
Развитие эмоциональной сферы младенца.
В эмоциональной сфере выделяются следующие этапы:
1 этап (2-4 недели) – появляется первая положительная эмоция, которая проявляется в виде улыбки.
2 этап (3 мес.) – появление первой отрицательной эмоции, которая проявляется в слезах.
3 этап (6 мес.) – появляется младенческий юмор, который выражается в смехе. Юмор для младенца – это неожиданные приятные действия с ним.
4 этап (8 мес.) – появляется детский гнев, который связан с неудовлетворением потребностей ребенка. Он выражается в сжатии кулачков, покраснении, крике.
5 этап (к 1 году) – формируется привязанность к матери или к лицу ее заменяющему. Это благоприятный (сензитивный) возраст для развития любви, привязанности к взрослому человеку.
Развитие действий и движений
Для познавательного развития ребенка наиболее важное значение имеет развитие восприятия и тонких движений рук
В развитии действий и движений выделяют 2 направления:
Направление – развитие действий и движений рук
Здесь выделяют следующие этапы:
1 этап (4 мес.) – хватание – способность брать что-либо пальчиками (большой палец противопоставляется остальным)
2 этап (4.5 мес.) – манипулирование – бессистемное, хаотичное движение руками.
3 этап (6 мес.) – появляются действия, направленные на получение прямого результата (сжатие бумаги, чтобы она хрустела)
4 этап (8 мес.) - подражание действиям взрослого.
5 этап (1 год) – появляются действия, направленные на получение косвенного результата (ребенок действует на один предмет, чтобы получить результат от другого. Например, кидает игрушку, чтобы пришла мама). Таким образом, ребенок устанавливает связи между предметами и явлениями.
направление – развитие действий и движений ног
Здесь выделяют:
1) низкое ползанье (от 3 до 6 мес.) – это ползанье на животе.
2) высокое ползанье (от 6 до 7-8 мес.) – когда ребенок опирается на ручки и на ножки.
3) прямостояние (7-8 мес.)
4) прямохождение (к 1 году)
5. Основные условия жизни младенца
Развитие младенца будет проходить нормально при следующих условиях:
2) общение со взрослым – основа психического развития.
Младенчество заканчивается кризисом 1 года. Кризис характеризуется сменой ведущего вида деятельности – на смену общения приходит предметная деятельность. У ребенка появляется интерес к окружающим предметам и явлениям, появляется самостоятельность в поведении.