I. Анкетные данные
|
|
Фамилия, имя ребенка
|
|
Дата рождения
|
|
Домашний адрес
|
|
Поступил(а) из
|
|
Заключение МПК
|
|
|
II. Анамнез
|
|
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у
|
родителей и родственников до рождения ребенка
|
|
|
|
2. Протекание беременности
|
- от которой по счету беременности ребенок
|
|
- характер беременности (токсикозы (1-ой, 2-ой половины беременности);
|
хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-
|
сосудистой и эндокринной системы и др.)
|
|
|
|
- простудные и инфекционные заболевания, перенесенные матерью во
|
время беременности (в 1-й, 2-й половине)
|
|
|
- применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудо-
|
рожные, антикоагулянтные, антипаразитические, сензитивные средства,
|
антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги)
|
|
|
|
- влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленно-
|
сти и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы и т.д.)
|
|
|
- повышенный фон радиационного излучения
|
|
- экологические вредности
|
|
|
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков
|
|
|
- психические и физические травмы матери во время беременности (1-ая,
|
2-ая половина беременности)
|
|
|
- резус-фактор (совместимость, отрицательный)
|
|
3. Протекание родов
|
|
- роды в срок, досрочные
|
|
- характер протекания родов (нормальные; стремительные, затяжные
|
воженные); слабость родовой деятельности матери, применение средств
|
родовспоможения (стимуляция (механическая, химическая, электростиму-
|
ляция); наложение щипцов; кесарево сечение; наличие асфиксии (синей,
|
белой); травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы,
|
крово излияния, родовая опухоль у ребенка); вес и рост ребенка при рож-
|
дении
|
|
|
|
|
4. Раннее постнатальное развитие ребенка
|
|
- вскармливание (когда принесли кормить) ребенка
|
|
- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, тру-
|
дность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро насту-
|
пающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания при
|
кормлении, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание,
|
последующее вскармливание (смешанное, искусственное)
|
|
|
|
- характер «жизненнего ритма младенца» (без особенностей, чрезмерное
|
двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач,
|
стойкое нарушение сна)
|
|
|
- раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ________, сидит _____, стоит ________, ходит__________
|
5. Перенесенные заболевания:
|
- до года
|
|
- после года
|
|
|
- ушибы, травмы головы
|
|
- судороги при высокой температуре
|
|
- наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной
|
расщелины, удаление аденоидов, полипов носовой полости и т.д.)
|
|
|
|
6. Речевое развитие ребенка
|
время появления и характер
|
гуления
|
|
первых слов
|
|
фразовой речи
|
|
речевая среда
|
|
Вывод:
|
|
|
|
|
|
III. Логопедическое обследование
|
1. Психологические особенности ребенка
|
- контактность
|
|
- особенности поведения
|
|
|
|
|
|
2. Состояние слуховой функции
|
а) слуховое внимание и восприятие:
|
- узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих
|
игрушек
|
|
- определение направления источника звука
|
|
б) восприятие речи:
|
- беседа
|
|
- выполнение специальных заданий, содержащих несколько последова-
|
тельно данных инструкций: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки
|
красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»
|
|
|
Вывод:
|
|
|
|
Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса
|
- называние и дифференциация основных цветов и их оттенков
|
|
|
- соотнесение картинки с цветовым фоном
|
|
- показ правой, левой руки
|
|
- показ предметов впереди, позади, вверху, внизу
|
|
- складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей
|
|
- складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти)
|
|
|
Вывод:
|
|
|
|
|
4. Состояние двигательной сферы
|
а) общая моторика:
|
- естественные движения
|
|
- прыжки на обеих ногах
|
|
- прыжки на правой (левой) ноге
|
|
- поймать брошенный мяч
|
|
- подбросить мяч над головой, поймать
|
|
Вывод: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нор-
|
мальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможен-
|
ность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная,
|
некоординированность); способность удерживать равновесие (удерживает,
|
не удерживает)
|
|
|
|
|
б) ручная моторика:
|
кинестетическая основа движения
|
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой)
|
руки, обеих рук
|
|
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой)
|
руки, обеих рук
|
|
- положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед
|
собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)
|
|
|
- соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымян-
|
ным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук
|
|
|
кинетическая основа движения
|
- поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная
|
с большого (мизинца)
|
|
- «пальчики здороваются»
|
|
- «игра на рояле»
|
|
- одновременное изменение положений кистей рук
|
|
- «кулак – ребро - ладонь»
|
|
Вывод: объем движений (полный, неполный); темп выполнения (нормаль-
|
ный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность,
|
двигательное беспокойство); способность к нахождению и удержанию по-
|
зы (находит, длительный поиск, трудность удержания); способность к пе-
|
реключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние
|
движения); координация движений (нормальное, некоодинированность);
|
наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мус-
|
кулатуре (отсутствуют, отмечаются)
|
|
|
|
|
|
в) артикуляционная моторика:
|
движения нижней челюсти
|
- открыть рот
|
|
- закрыть рот
|
|
- попеременно открыть, закрыть рот
|
|
- подвигать нижней челюстью из стороны в сторону
|
|
движения губ
|
- «улыбка» с оскалом резцов
|
|
- «хоботок»
|
|
- попеременно «улыбка» - «хоботок»
|
|
движения языка
|
- высунуть язык, удержать по средней линии
|
|
- широкий язык («лопатка»)
|
|
- узкий язык («иголочка»)
|
|
- попеременно «лопатка» - «иголочка»
|
|
- поднять кончик язык за верхние резцы
|
|
- опустить кончик языка за нижние резцы
|
|
- попеременно поместить кончик языка за верхние – за нижние резцы
|
|
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта
|
|
движения мягкого нёба
|
- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)
|
|
- произнести звук <а> с широко открытым ртом
|
|
работа мышц лицевой мускулатуры
|
- надуть щеки
|
|
- поднять брови
|
|
- нахмурить брови
|
|
- поочередно зажмурить глаза
|
|
- наморщить нос
|
|
- поднять верхнюю губу
|
|
Вывод: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, не-
|
полный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо-
|
койство); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); способ-
|
ность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно
|
движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы); мы-
|
шеечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый);
|
наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются); способность к переклю-
|
чению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движе-
|
ния); тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы;
|
отклонение кончика языка при высовании; увеличение гиперкинезов или
|
замедление темпа при повторных движениях; слюнотечение; отклонение
|
маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней
|
стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);
|
гипокинез мягкого нёба; сглаженность носогубных складок.
|
|
|
5. Анатомические строение периферического отдела артикуляционного
|
аппарата.
|
- губы (тонкие; толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней гу-
|
бы: частичная, полная; односторонняя, двухсторонняя)
|
|
|
- зубы (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, рас-
|
положенные вне челюстной дуги; диастема; сверхкомплектность
|
|
|
- прикус (прямой; глубокий; переднеоткрытый; боковой открытый одно-
|
сторонний или двухсторонний; перекрестный; прогнатия; прогения)
|
|
|
- язык (макроглоссия; микроглоссия; короткая или укороченная, толстая
|
или утолщенная подъязычная связка; наличие после операционного узла)
|
|
- твердое и мягкое нёбо (высокое, готическое нёбо; низкий уплощенный
|
свод нёба; расщелина: сквозная односторонняя или двухсторонняя; неск-
|
ввозная полная или неполная; субмукозная; укорочение мягкого нёба;
|
отсутствие, укорочение или раздвоение маленького язычка; рубцовые из-
|
менения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных ще-
|
лей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление
|
носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами
|
или задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
|
|
Вывод:
|
|
|
|
|
6. Состояние звукопроизношения
|
- гласные звуки
|
|
- губные звуки
|
|
- переднеязычные звуки
|
|
- среднеязычные звуки
|
|
- заднеязычные звуки
|
|
Вывод: _________________________________________________________
_________________________________________________________________
объем нарушений звукопроизношения (мономорфное, полиморф-
|
ное); характер нарушения произношения (отсутствие; замена на другие
|
звуки; искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и
|
ротовых согласных звуков; неназализованность носовых звуков).
|
7. Состояние звукослоговой структуры слов
|
- повторение слов: ваза, каша, снег, шарф, хлеб, крыша, кошка, капуста,
|
вдвоем, блюдце, аквариум, стрекоза, сквозняк, скворечник, хитрая, сахар-
|
ница, прилетели, выкрасилась, притворилась, земляника, сковорода, тем-
|
пература, милиционер, водопроводчик, парикмахерская, художественный
|
|
|
- повторение предложений:
|
Картошку жарят в сковороде.
|
В аквариуме плавают рыбки.
|
У мальчика поднялась температура.
|
Милиционер ездит на мотоцикле.
|
|
|
8. Состояние дыхательной и голосовой функций
|
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, сме-
|
шанное)
|
|
- объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (достаточный,
|
недостаточный; продолжительный, непродолжительный; плавный, неплав-
|
ный или прерывистый)
|
|
|
- голос (по силе: нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно низкий; по
|
высоте: модулированный, недостаточно модулированный; по тембру: гну-
|
савый, глухой)
|
|
|
- направление голосовыдыхательной струи при речи (через рот и нос;
|
только через нос; только через рот)
|
|
|
Вывод:
|
|
|
|
|
9. Состояние просодических компонентов речи
|
- темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)
|
|
- ритм (нормальный, дисритмия)
|
|
- паузация (правильная или неправильная расстановка пауз в речевом
|
потоке)
|
|
- интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побу-
|
дительная)
|
|
Вывод:
|
|
|
|
|
10. Состояние фонематических функций
|
а) дифференциация звуков:
|
- слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении
|
(почка – бочка; мошка – ножка; банка – банька; мышка – мишка; корка -
|
горка; дом – ком)
|
|
- слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак -
|
лак; гроза – глаза; угорь – уголь; суп – зуб; коса – коза; свет – цвет; Луша -
|
лужа; кочка – кошка; миска – мишка; речка – редька; лес - лещ
|
|
|
- определение правильности слов (магазин, нилиционер, мога, сопака, боч-
|
ка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум,
|
щасы, чайник, ландыш, девочка, зорока, чипр, кровачь, щенок, чука, плаш,
|
козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, жаяц, цковорода, щапка, яшик, че-
|
ловек)
|
|
|
|
- слухо-произносительная дифференциация та – да; ба – ма; да – га; ва –
|
та; ня – на; ка – га; фа – фя; ма – ка; ба – на – ба; ка – ка – га; на – ня – на;
|
са - та – са; за – за – жа; ца – са – ца; ча – тя - ча
|
|
|
Вывод:
|
|
|
|
б) способность к фонематическому анализу и синтезу:
|
- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро,
|
умный, Ира, иней
|
|
- выделение звука из слова: звук <C>: сом, мак, нос, коса, утка, миска, де-
|
рево, автобус, лопата, санки
|
|
- звук <Ш>: дым, шар, нога, душ, киша, кошка, картина, подушка, камыш
|
|
- звук <Р>: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, топор, сказка, роза
|
|
- звук <Л>: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол
|
|
- определение первого, последнего звука в слове: мак, дом, рука, ландыш,
|
палец, колесо, самолет
|
|
- определение местоположения звука в слове: сумка, капуста, нос; рак, па-
|
роход, топор
|
|
- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза,
|
кошка, волк
|
|
- составление слова из последовательно названных звуков: <C>, <О>, <К>;
|
<Л>, <У>, <Ж>, <А>; <П>, <О>, <Л>, <К>, <А>
|
|
в) фонематические представления
|
- отобрать картинки с названным звуком
|
звук <С>: носок, сумка, кошка, гусь, ваза, весы, цыпленок, пижама, роза,
|
лодка, мышь, стакан
|
|
звук <Р>: моряк, ракета, ландыш, жаба, лейка, топор, пароход, рыба, кар-
|
тина, лапа
|
|
- подобрать слова с названным звуком
|
|
|
Вывод:
|
|
|
|
11. Состояние лексики
|
а) словарь существительных:
|
- называние предметных картинок по лексическим темам
|
|
|
- обобщение названий картинок одним словом
|
|
|
- называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка;
|
машина – кабина, фары, колеса, кузов; рубашка – рукав, воротник, пугови-
|
цы; рука – плечо, локоть, кисть, пальцы; лицо – брови, ресницы, подборо-
|
док, лоб
|
|
|
б) глагольный словарь:
|
- называние действий по предъявленному предмету
|
расческа -
| лейка -
|
игла -
| карандаш -
|
лопата -
| удочка -
|
- называние глаголов движения
|
улитка -
| корабль -
|
рыба -
| заяц -
|
самолет -
| птица -
|
- называние профессиональных действий
|
врач -
| маляр -
|
учитель -
| повар -
|
художник -
| шофер -
|
- называние действий (щенок идет, лакает, сидит, лежит, грызет, играет,
|
лает, спит, кусает)
|
|
|
в) словарь прилагательных
|
- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый,
|
голубой, розовый, оранжевый
|
|
- подбор определений к слову:
|
еж -
| бабочка -
|
роза -
| дерево -
|
друг -
| цветок -
|
г) подбор антонимов (с 6-ти лет)
|
делать добро -
| поднимать гирю -
|
большой мяч -
| широкий пояс -
|
старый друг -
| покупать фрукты -
|
Вывод:
|
|
|
|
12. Состояние грамматического строя речи
|
Состояние словоизменения:
|
- изменение имен существительных по числам:
|
петух -
| дерево -
|
улитка -
| перо -
|
стол -
| колесо -
|
стул -
| рот -
|
лист -
| лев -
|
кукла -
| пень -
|
- изменение имен существительных по падежам
|
У меня есть кукла.
| Я нарисую …
|
У меня нет …
| Я любуюсь …
|
Я завяжу бант …
| Я говорю о …
|
- употребление формы родительного падежа множественного числа
|
дом - …
| кофта - …
|
ключ - …
| ручка - …
|
стакан - …
| платье - …
|
день - …
| блюдце - …
|
книга - …
| дерево - …
|
вилка - …
| окно - …
|
- употребление предлогов (на материале картинок или демонстрации
|
действия): на, из, в, к, от, с, под, из-за, из-под, около
|
|
|
- согласование имен прилагательных с существительными (называние
|
цвета)
|
шар – голубой
| небо - …
|
кофта - …
| рукавицы - …
|
- согласование имен существительных с числительными «два» и «пять»
|
гриб - …
| два - …
| пять - …
|
заяц - …
| два - …
| пять - …
|
белка - …
| две - …
| пять - …
|
яблоко - …
| два - …
| пять - …
|
ночь - …
| две - …
| пять - …
|
- изменение глаголов в форме настоящего времени по числам
|
мальчик стоит -
| мальчики …
|
мальчик бежит -
| мальчики …
|
девочка поет -
| девочки …
|
девочка пьет -
| девочки …
|
- изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам
|
мальчик упал – девочка …
| - дерево - …
|
кот ушел – собака …
| - стадо - …
|
фонарь светил – лампа …
| - солнце - …
|
Вывод:
|
|
|
|
|
Состояние словообразования
|
а) суффиксальный способ образования:
|
- уменьшительно-ласкательные суффиксы
|
миска - …
| цветок - …
|
машина - …
| дом - …
|
пуговица - …
| платье - …
|
солнце - …
| скамейка – …
|
кукла - …
| ухо - …
|
- суффиксы увеличительности
|
дом - …
| волк - …
|
нос - …
| глаза - …
|
- суффиксы вместилища
|
сахар - …
| чернила - …
|
салат - …
| масло - …
|
хлеб - …
| конфеты - …
|
б) префиксальный способ образования
|
ходит - …
|
летает - …
|
наливает - …
|
в) образование качественных прилагательных
|
- Лису за хитрость называют…
|
- Зайца за трусость называют …
|
- Зиму за снег называют …
|
- Осень за дождь называют …
|
г) образование относительных прилагательных
|
стакан из стекла - …
| варенье из яблок - …
|
шапка из меха - …
| коробка из картона - …
|
кофта из шерсти - …
| рыба из моря - …
|
д) образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет)
|
книга дедушки - …
| уши зайца - …
|
платок мамы - …
| рога оленя - …
|
хвост лисы - …
| берлога медведя - …
|
Вывод:
|
|
|
|
|
13. Состояние связной речи (пересказ рассказа, составление рассказа по
|
серии сюжетных картинок)
|
Вывод:
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации (дислалия: механическая, функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная; дизартрия: псевдобульбарная, экстрапирамидная, корковая, мозжечковая; ринолалия: открытая (органическая или функциональная), закрытая (органическая или функциональная) ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________