Тема 6. Государственные требования к профессиональной
подготовленности бакалавра экономики
Цели обучения по основной образовательной программе университета по направлению 080100 бакалавр экономики. Формирование вузовского компонента, включающего дисциплины национально-регионального компонента; дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом.
Бакалавр экономики должен обладать компетенциями:
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации мастерства (ОК-9);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представить результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
знать:
- теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учёта; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- методы изучения рыночной конъюнктуры; отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;
- условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции; порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;
- номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии машиностроительного производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;
- основы социологии и психологии труда;
- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработку положений о премировании;
- содержание экономической работы на предприятии
- организацию бухгалтерского учёта на предприятии; первичные учётные документы;
- организацию машиностроительного производства в отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных служб;
- современные методы планирования и организации исследований, разработок;
- меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
- использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;
владеть:
- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, с использованием современных образовательных технологий;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
- методами анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;
- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;
- методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;
- методами финансового планирования на предприятии;
- методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления.
Бакалавр по направлению подготовки Экономика должен:
- знать основные положения экономической теории, а также учения в области управленческих и социальных наук, быть способным анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления предприятием, а также уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;
- иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;
- знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах; стандарты бухгалтерского учёта; экологическое законодательство; основы трудового законодательства; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
- номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии машиностроительного производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;
- теорию организации производства и особенности организации отраслевого производства;
- организацию бухгалтерского учёта на предприятии; первичные учётные документы;
- методологию и особенности перспективного и текущего планирования деятельности предприятия;
- владеть:
- методами инструментального анализа, необходимого для выполнения профессиональных функций;
- компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере производственного менеджмента;
- экономической терминологией и лексикой направления как минимум на одном иностранном языке;
а также быть подготовленным к продолжению образования, уметь приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.
Тема 7. Характеристика объектов профессиональной
деятельности бакалавра экономики
Объектами профессиональной деятельности бакалавра экономики являются производственные предприятия всех организационно-правовых форм и их структурные подразделения, проектные организации, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения и органы государственного и местного самоуправления.
Машиностроение как одна из ведущих отраслей экономики России. Продукция отрасли. Научно-производственный потенциал машиностроения. Место предприятия в отрасли.
Организационно-правовая форма предприятия. Характеристика выпускаемой продукции. Положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Общая характеристика производственного процесса на предприятии. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Общая характеристика производственной структуры и системы управления предприятием. Состав и функции основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, хозяйств и служб предприятия.
Цех как основная производственная единица предприятия. Производственная структура и система управления цехом. Общая характеристика технологических процессов, оборудования и персонала цеха. Особенности организации производства в цехе. Основные показатели работы цеха.
Структура и функции подразделений (отделов) системы управления предприятием. Цели и функции высших менеджеров предприятия. Цели и функции технических служб предприятия. Цели и функции экономических служб и их взаимосвязи с другими подразделениями предприятия. Основные должностные обязанности ведущих работников экономических служб предприятия.
Тема 8. Виды и обобщенные задачи профессиональной
деятельности бакалавра экономики
Бакалавр экономики должен уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:
Организационно-управленческая:
- организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;
- разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положения о подразделениях, должностные инструкции;
- проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;
- рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;
- разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.
Планово-экономическая:
- разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
- разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);
- составлять калькуляции себестоимости продукции;
- определять доходы и расходы предприятия;
- разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
- рассчитывать сметы комплексных расходов;
- осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.
Проектно-экономическая:
- проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
- осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
Финансово-экономическая:
- разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;
- формировать планы инвестиций;
- осуществлять финансовый анализ;
- контролировать управление оборотными средствами;
- обосновывать потребность и выбор источников финансирования;
- осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
Аналитическая:
- проводить анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;
- проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;
- определять тенденции развития предприятия;
- проводить анализ бюджетов (сметы).
- проводить оценку эффективности использования производственных ресурсов и деятельности прелприятия
Внешнеэкономическая:
- планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;
- определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности.
Предпринимательская:
- создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;
- разрабатывать маркетинговую политику предприятия;
- определять конкурентоспособность продукции предприятия;
- рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги.
Научно-исследовательская:
проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; научных основ
Образовательная:
- использовать основные методические приёмы чтения лекций, проведения практических занятий;
- применять активные методы обучения.
Для бакалавра экономики характерными являются организационно-управленческая, планово-экономическая, финансово-экономическая, внешнеэкономическая, научно-исследовательская, а также педагогическая деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.