Ты говоришь: "Если я пробую практиковать дзадзэн, то ко мне в голову лезут все эти мешающие мысли!". Но почему ты вообще узнаёшь все эти "мешающие мысли"? Это потому, что во время дзадзэн твоё кровяное давление понижается и твоя голова, наконец, становится ясной и трезвой!
Тот, кто считает себя хорошим человеком, на самом деле таким не является. Тот, кто считает себя плохим человеком, не такой плохой. Поэтому это ни что иное, как доказательство ясного ума, когда ты видишь твои иллюзии как иллюзии. Кроме этого нет иллюзий, которые надо было бы уничтожать, и нет истины, к которой надо было бы стремиться.
Ты жалуешься на свои мысли во время дзадзэн. Но разве это не совершенно естественно, если ты всю свою жизнь имеешь какие-то мысли? Не нужно объявлять их "мешающими" и пытаться уничтожить их. Не нужно считать их чем-то сильно важным. Просто дай твоим мыслям быть такими, какие они есть. Если они идут, дай им идти. Но не хватай их, чтобы плести одну из другой; так ты только потеряешься в своих мыслях. Если ты прекратишь это, то они растворятся сами собой. Если одна мысль исчезает, то сразу появляется другая. Если ты не занят ими, то все твои мысли исчезнут, не оставляя следов. И как будто из пустоты новые мысли появляются на поверхности твоего сознания. Просто сиди в дзадзэн тем, что ты даёшь идти тому, что идёт, не возясь с ним. Только дзадзэн позволяет тебе на самом деле не возиться с ним.
Дзадзэн прозрачен, поэтому твои иллюзии видны в таком ясном свете.
Если ты сидишь в дзадзэн с ясными чувствами, то всё должно быть именно таким, какое оно есть. Ты должен слышать шум на улице гораздо чётче, чем обычно. Ты живёшь свою жизнь не в коме, поэтому не должно быть причины хотеть выключить что-нибудь из твоего сознания.
Просто сиди в дзадзэн и дай всему идти точно таким, какое оно идёт. Что же это такое – то, что идёт? Разве это не абсолютно нормальная картина твоей повседневной жизни? Если твой дзадзэн действительно дзадзэн всех Будд, то содержимым этого дзадзэн должна быть совокупность страдающих существ.
Когда ты практикуешь дзадзэн, тысяча мыслей бежит в твоей голове, но это просто доказательство того, что твой мозг работает и ты жив. Это не иллюзия и не глубокая истина, это просто абсолютно само собой разумеющийся факт. Также как и белые облака, плывущие своей дорогой, так и твой ум не имеет места, где бы он мог задержаться.
84000 мыслей возникают и исчезают. Это означает, что твоё тело – без того, чтобы ты чего-нибудь делал – делает своё дело, не прерывая его ни на секунду. Поэтому на самом деле это не "ты", у которого "есть" эти мысли, и это твоя ошибка, если ты думаешь, что это – "твои мысли", с которыми ты теперь что-то должен сделать. Чтобы избежать этой ошибки, просто не возись со своими мыслями. Поза твоей практика правильна, если ты просто даёшь мыслям быть. Тогда ты поймёшь, что возникновение и исчезновение 84000 мыслей – это естественная функция твоего тела в каждом мгновении. Ты обязан этой функции тем, что ты жив в это мгновение, и поэтому каждая отдельная мысль – ни что иное, как свет истины.
Ты думаешь, что твой дзадзэн никудышен, потому что "Сколько я не практикую, мне никак не удаётся освободиться от своих мешающих мыслей!". Если ты постоянно ломаешь себе голову, как ты можешь избавиться от своих "мешающих мыслей", то это и неудивительно, что ты не можешь освободиться от них: Мысль (нэнсо) освободиться от мыслей (мунэн-мусо) сама является мыслью.
Если ты во время сидения думаешь о том, в порядке ли твой ум, какой он сейчас есть, и действительно ли эта практика является сатори или нет, то это означает, что у тебя совершенно нет доверия к дзадзэн. Что бы ни произошло в твоём уме во время дзадзэн, это не имеет значение – просто сиди! Просто сиди с абсолютным доверием к дзадзэн, ни на секунду не возясь с этими мыслями.
Некоторые жалуются на свои иллюзии во время дзадзэн и говорят, что практика им ещё неясна. Но там нечего объяснять: Буддадхарма – это именно то, что кажется "неясным" тебе, заурядному человеку.
Если посмотреть снаружи, то с твоим дзадзэн всё в порядке. Но если ты смотришь на него изнутри, то он не кажется тебе хорошим. Ты думаешь, что там ещё чего-то не хватает. Ты спрашиваешь себя, действительно ли правильно сидишь. И это хорошо, потому что ты бы был сумасшедшим, если бы думал: "Мой дзадзэн прекрасен, какой он есть!".
Поэтому Догэн Дзэндзи и говорит: "Когда Дхарма полностью заполняет твоё тело и ум, то ты замечаешь, что чего-то не хватает" (Гэндзёкоан).
Дзадзэн означает манифестировать Будду твоим телом заурядного человека. Но ты не должен осознавать этого. Будда, которого ты осознаёшь, существует только в твоём сознании заурядного человека.
Сиди таким, какой ты есть первоначально. Забудь всё то, что ты нахватался в этой жизни. Твоя карма не имеет в дзадзэн никакого значения. Освобождение, которое представляет собой дзадзэн – это освобождение от твоей кармы.