Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Предпосылки формирования информационного права.



Информационные ресурсы

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-СД.Ф.09)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

 

 

 

Екатеринбург

 

Программа дисциплины «Информационные ресурсы» в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведения» по циклу «Специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

 

Семестр 6

Общая трудоемкость дисциплины 200 часов,

в том числе:

Лекций 32

Практические занятия 16

СРС – 138 ч

КСР -14 ч

 

 

Контрольные мероприятия:

Рефераты: нет

Коллоквиумы: нет

Эссе: нет

Контрольные (самостоятельные) работы: 4

Другие: тест

 

Составитель (разработчик): КИЛИН АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ, к.и.н., доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького

 

 

Рекомендовано к печати проколом заседания кафедры Документационного и информационного обеспечения управления, протокол № 1 от 15 февраля 2010 г.

 

© Уральский государственный университет, 2010

© Килин А.П., 2010


I. ВВЕДЕНИЕ

 

Всё явственнее проступающие черты информационного общества требуют при подготовке специалистов самого разнообразного профиля больше внимание уделять работе с информацией. Это в первую очередь относится к студентам, обучающимся по направлению «Документоведение и архивоведение».

Основной целью их подготовки, нам видится, выработка умения ориентироваться в многообразии информационных проблем, подвергать анализу информационные потоки, подготавливать качественные информационные продукты, продвигать их на информационный рынок, соблюдая существующие правовые нормы.

Курсы, предусмотренные учебным планом этой специальности можно условно подразделить на несколько блоков: математический, информационный, правовой, управленческий и общегуманитарный. Наличие столь широко спектра направлений вполне закономерно. Следует учитывать тот факт, что специальность «документоведение» носит междисциплинарный характер. По нашему мнению, было бы недальновидно сводить подготовку специалистов в информационной сфере, получающих университетское образование, исключительно к изучению делопроизводства. Специалист, вышедший из стен Университета в начале третьего тысячелетия, должен уметь ориентироваться в предельно широком комплексе проблем, находить нестандартные решения, основанные на междисциплинарном подходе.

Курс «Информационные ресурсы: правовое регулирование» формально относится к правовому блоку, но, по сути, носит междисциплинарный характер. В рамках курса изучаются структура, источники и проблемами информационного права. Информационная сфера в целом, и информационные ресурсы в частности, являются объектами правового регулирования. Проблема состоит в том, что общественные отношения столь динамичны, что их регламентация сильно отстает от современных потребностей. Мы постоянно сталкиваемся с этими проблемами либо в процессе профессиональной деятельности, либо как граждане – обратившись за необходимой информацией в органы власти.

На наш взгляд правовой блок, который представлен в учебном плане гражданским, административным, трудовым и финансовым правом, с необходимостью должен быть дополнен правом информационным. Проблемы информационного права рассматриваются в ряде курсов. Так, в курсе «Архивоведении» изучают Закон «Об архивном деле в РФ», в «Истории государственных учреждений», рассматриваются функции органов власти, в том числе и в информационной сфере, «Защита информации» знакомит слушателей с техническими средствами защиты информации. Однако комплексного представления о системе информационного права у студентов не складывается. Данный курс, посвященный, по сути, информационному праву, частично решает эту проблему.

Изучение информационного законодательства специалистами – документоведами, не должно ограничиваться лишь знакомством с системой права и источниками этой отрасли права, но и предполагает выработку конкретных навыков. В частности, приступая к работе, начиная сбор информации необходимо четко представлять свои права и обязанности, уметь квалифицированно заключить договор на информационное обслуживание своей организации, отследить законность использование произведенного информационного продукта и т.д.

Эти проблемы «всплывают» и в ходе обучения, в частности, при написании курсовых и дипломных работ. Неоднократно приходится акцентировать внимание на отличие понятий «компиляция» и «плагиат». Наличие ссылок на использованную литературу, это не столько формальность, сколько показатель общей информационной культуры специалиста – документоведа, свидетельство знания и соблюдения им правовых и этических норм. Особое внимание в последнее время привлекает проблема использование студентами информации распространяемой при помощи глобальных компьютерных сетей, которая может быть решена при соблюдении норм авторского права. В связи с этим в курсе предусмотрена тема, посвященная правовому регулированию сети Интернет.

Целью данного курса являются:

Изучить основные характеристики и принципы классификации информационных ресурсов, научиться ориентироваться во всем многообразии имеющихся продуктов, уметь их использовать в своих целях.

Изучить основные аспекты нормативно-правового регулирования информационных отношений в РФ. Правовая культура не только рядовых граждан, но и представителей всех ветвей власти, предопределяет качество той информационной среды, в которой нам приходиться жить. Знание основ информационного права, в этой связи, представляется нам необходимым элементом информационной культуры граждан.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- терминологию, характеризующую информационные ресурсы;

- существующую классификацию информационных ресурсов;

- основные особенности информационного права как самостоятельной отрасли

- базовые определения, нормы-дефиниции

- структуру, систему права и структуру законодательства в информационной сфере

- содержание информационных процессов и основные законы развития информационной сферы общества

- особенности информации как объекта права

- основные методы правовой защиты информации

- особенности правового регулирования отношений в различных предметных областях, в отношении различных информационных ресурсов

- специфику правового регулирования информационных процессов в глобальных сетях

- права и обязанности субъектов – участников информационных отношений (в том числе свои собственные)

 

Уметь:

- грамотно и последовательно излагать свои мысли в конкретной предметной области

- определять тип, свойства, состав информационных ресурсов, классифицировать ресурсы по различным признакам и соотносить их с информационными потребностями различных категорий пользователей;

- ориентироваться в системе российского информационного права

- использовать терминологию курса в своей практической деятельности, в том числе при составлении документов

- определять правовой режим информационных ресурсов и правовой статус субъектов, участвующих в информационных отношениях

- анализировать структуру информационного законодательства

- применять действующие нормы права для решения проблемных ситуаций в профессиональной сфере

- определять структуру и основные положения локальных нормативных актов, регламентирующие информационные процессы в организации

Владеть (методами, приемами):

- навыками использования различных информационных ресурсов;

- навыками качественной оценки информационных ресурсов, в связи с потребностями пользователей, организации;

- поиска в правовых информационных системах

- системного анализа при рассмотрении институтов информационного права

- анализа локальных нормативных актов, на предмет их соответствию законодательству

- защиты информации ограниченного доступа

- основами правовой информационной культуры

 

Данный курс опирается на знания студентов, полученные в ходе изучения курсов: Конституционное право, Гражданское право, Административное право, Трудовое право, История и организация государственных учреждений России, Теория и практика управления, Документоведение, Организация и технологии ДОУ.

II. Содержание курса

Введение

Место курса в системе подготовки. Структура и логика курса. Описание контрольных мероприятий и механизмов отчетности. Входной контроль (тестирование)

 

Тема 1. Предпосылки формирования информационного права.

Технологические революции в информационной сфере. Углубление разделения труда. Специализация видов деятельности при работе с информацией. Информация и общество. Основания для формирования информационного права в качестве самостоятельной отрасли права.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.