Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искаженное психическое развитие



Искаженное психическое развитие характеризует ран­ний детский аутизм.

Из всех нарушений психического развития ранний дет­ский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дис­гармоничностью структуры психических нарушений.

Ранний детский аутизм проявляется, в основном, в неже­лании контактировать с окружающими, «уходе в себя». Аутичный ребенок, как правило, находясь среди окружаю­щих его людей, ведет себя так, как будто он один: не обра­щает внимания на других, не отзывается на свое имя, смот­рит мимо, чаще всего молчит. Его действия, в том числе и игровые, бедны, стереотипны.

У аутичного ребенка часто отсутствует эмоцио­нальная реакция на ситуацию, наблюдается эмоцио­нальная холодность к близким. В то же время аутичного ре­бенка характеризует повышенная ранимость, пугливость.

При раннем детском аутизме у ребенка наблюдается по­вышенная чувствительность к обычным сенсорным раз­дражителям: свету, звуку и др. Поэтому раздражения от окружающей среды, которые являются для здорового ре­бенка нормальными, вызывают у аутичного ребенка отри­цательные эмоции, дискомфорт. Сверхсильным раздра­жителем для него является и человеческое лицо. Поэтому ребенок с аутизмом избегает зрительных контактов, пря­мого взгляда.

В симптоматике раннего детского аутизма большое место занимают страхи. Часто даже обычные предметы и явления вызывают у такого ребенка чувство страха (некоторые игрушки, бытовые предметы, шум воды, свист ветра). Чув­ство страха вызывает и все новое.

При РДА наблюдаются особенности моторики, проявляющиеся в слабости движений, в неловкости произ­вольных движений, трудностях овладения навыками само­обслуживания. Особенности моторики носят характер как подкорковых, так и корковых нарушений. Обращает на себя внимание толчкообразность, отсутствие плавности движений, их неловкость. В тяжелых случаях нарушается программа движений, их временно-пространственная организация.

Интеллектуальная недостаточность не является обяза­тельным симптомом РДА. У детей могут быть хоро­шие интеллектуальные данные и даже одаренность в отдельных областях: абсолютный музыкальный слух, уме­ние рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интел­лектуальная деятельность характеризуется нарушением це­ленаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определенная вы­чурность мышления, склонность к символизации. Следует отметить, что деятельность аутичного ребенка, в частнос­ти, игры, интересы, интеллектуальная деятельность, дале­ки от реальной ситуации.

Аутизм своеобразно проявляется в речи детей. Аутичные дети не пользуются речью, избегают речевого общения. Нарушения речевого общения проявляются по-разному: от полного мутизма до аутичной речи (эгоцентри­ческая речь, эхолалии при ответах на вопросы). Ребенок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Обращает на себя внимание неестественность модуляций голоса, их вычурность.

Таким образом, у детей с РДА нарушенной, прежде все­го, оказывается коммуникативная функция речи.

Во многих случаях нарушения речи носят иной характер и связаны с двигательными расстройствами. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений тем­па, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи.

В ряде случаев у детей с РДА отмечаются нарушения речи аналитического характера, в частности, на­рушение понимания значения слов, неусвоение граммати­ческих правил. Б. Хермелин и М. О. Коннор рассматрива­ют нарушения речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений интеллектуальной недостаточности, связы­вая их с трудностями использования знаков и символов.

Нарушения речевого развития у детей с РДА мо­гут проявляться в четырех вариантах (К. С. Ле­бединская, О. С. Никольская и др.):

Первый вариант. Появление гуления, лепета, первых слов соответствует норме или наблюдается даже рань­ше, чем в норме. Первые слова ребенка, однако, не обуслов­лены его потребностями: не слова типа да, на, мама, папа, баба, а слова, сложные по звукослоговой структуре {лис­ток, трава), которые произносятся ребенком утрированно четко. Употребляя слова, ребенок не соотносит их с опреде­ленными предметами.

Появление и развитие фразовой речи соответ­ствует норме и осуществляется довольно быстро. Однако обращает на себя внимание неконкретный характер речи, в отличие от речи здоровых детей.

В период 2-2,5 лет происходит регресс речи. Внеш­ней причиной является либо соматическое заболевание, либо психическая травма. Иногда регресс происходит без видимых причин. В ряде случаев ребенок полностью утра­чивает речь. Регресс речи сочетается с увеличением мотор­ных трудностей.

Второй вариант речевого развития детей с РДА характе­ризуется задержкой развития речи. Так, гуление наблюдается в 3-5 мес, лепет — в 5-11 мес, первые сло­ва — от 1 г. 2 мес. до 3 лет. Как правило, первые слова пред­ставляют собой штампы.

В речи детей имеются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановки звуков в словах и другие искажения структуры слова. Темп речи чаще всего замедленный. Из-за отсутствия побуждения к речи сло­варный запас обогащается очень медленно. Развитие фразовой речи нарушено, наблюдаются аграмма-т и з м ы, нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании существительного и прилага­тельного, существительного и глагола и др.

Ребенок не использует местоимение «я», заме­няет его местоимениями второго и третьего лица. Фразовая речь часто является воспроизведением штампов, лишенных конкретного содержания, она не соотносится с определен­ной ситуацией.

Диалогическая речь у этих детей не сформирова­на, дети не отвечают на вопросы и сами не задают их.

У детей наблюдается моторная неловкость не толь­ко в общей, но и в пальцевой, и в артикуляторной моторике.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют норме и даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок ус­ваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют норме и даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок ус­ваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

В речи детей появляются длинные монологи, но дети неспособны к гибкому диалогу, к учету собеседника в процессе диалога.

У этих детей обнаруживается повышенный интерес к зву­ковой структуре слова, они любят «играть со словом», за­меняя отдельные звуки, слоги, переставляя их. Им свой­ственна любовь к словотворчеству.

Фонетическая сторона речи характеризуется напряжен­ностью голоса, повышением его высоты в конце фразы, более быстрым темпом, недоговариванием слов, пропуском и заменой звуков. Иногда в речи наблюдается смазан­ное произношение, в других случаях речь скандированная.

Четвертый вариант. Раннее речевое развитие соответствует норме. Однако, как и при первом варианте, в период 2 – 2,5 лет наблюдается регресс речи. Этому предшествует соматическое заболевание или психическая травма. Но регресс речи не заканчивается полным мутизмом. Развитие речи как бы останавливается на пери­од до 5-6 лет. Фразовая речь исчезает. В речи ребенка преобладают эхолалии. В дальнейшем развитие фразовой речи характеризуется аграмматизмами.

Импрессивная же речь ребенка значительно более сохран­на. Ребенок обладает богатым пассивным слова­рем, соответствующим нормальному речевому развитию. У него нет нарушений звукослоговой структуры слова. Та­кие дети в большей мере интересуются смыслом речи. У них отсутствует склонность к употреблению речевых штампов.

Для всех вариантовречевого развития детей с РДА ха­рактерны следующие общие черты: нарушение комму­никативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значи­тельно большая, чем в норме роль эхолалии; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

В.В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психическое развитие ребенка с РДА, это:

  1. дефект психической активности;
  2. нарушения аффективного характера;
  3. нарушения сенсорной сферы;
  4. моторные нарушения;
  5. нарушения речи.

При раннем детском аутизме психическое развитие ха­рактеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает раз­витие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это услож­няет картину искаженного психического развития аутичного ребенка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.