Оборудование. Картинки, изображающие мячи большой и маленький; шары большой и маленький; мячи красный и синий; шары красный и синий; пирамидки большую и маленькую; пирамидки красную и синюю.
Логопед предлагает детям парные картинки (например, большой мяч и маленький мяч, маленькая машина и большая машина) и называет прилагательное большой, а дети должны показать мяч. На прилагательное большая дети показывают машину. И т. д.
2. Ответить на вопросы: какой? какая?
Логопед демонстрирует большую пирамидку, большой мяч. Дети отвечают: «Большой мяч. Большая пирамидка».
3. Рассмотреть свою картинку (игрушку). Ответить на вопросы: какой? какая?
Образец ответа: Мой мяч большой. Мой мяч синий. Моя пирамидка красная.
4. Рассмотреть игрушку, картинку. Ответить на вопросы: какой? какая?
Рассматривается предмет.
а) По размеру: большой, маленький, большая, маленькая.
б) По форме: круглый, круглая, овальный, овальная, квадратный, квадратная.
Цель. Развитие умения правильно согласовывать существительное с прилагательным, правильно отвечать на вопросы.
Оборудование. Альбомы по числу детей, цветные карандаши, контурное изображение цветов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Рассказ логопеда.
«Рано утром дети вышли в поле. Смотрят: поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые!» (Дети рассматривают цветы, называют их.)
Логопед. Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить?
— Ромашка белого цвета (ромашка белая). (Логопед показывает цветное изображение ромашки.)
— Посмотрите, вся ли она белая.
— Нет, середина желтая.
— Какой нужен карандаш, чтобы раскрасить ромашку?
— Белый и желтый.
— Нужен ли вам белый карандаш? (Выясняется, что белый карандаш заменяет бумага.)
— Теперь возьмите нужный карандаш и раскрасьте ромашку. (Дети раскрашивают ромашку.)
— Какой цветок будем раскрашивать теперь?
— Одуванчик.
— Какой нужен карандаш? (Желтый.)
— Почему?
— Одуванчик желтый.
Логопед следит, чтобы дети аккуратно раскрашивали цветок, соблюдали контур и ровно закрашивали. В конце работы он вместе с детьми рассматривает рисунки, оценивает их и как итог занятия предлагает детям внимательно прослушать текст, чтобы ответить на вопросы.
«Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. И сколько в ней цветов? Одни поднимают свои нарядные головки в лиловых колпачках, другие в белых веночках, а у иных голова вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко» (СНОСКА: Текст Г. Скребицкою.).
— Какие цветы видел автор? Как ты догадался? (Если дети затруднятся ответить, можно предложить им цветные открытки, изображающие названные цветы.)
Занятие 2
Тема. «Согласование существительного с глаголом в числе». Цель. Научить детей строить простое предложение, согласуй подлежащее со сказуемым.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных и птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Отгадывание загадок по опорным картинкам.
Работа над простым распространенным предложением
Винительный падеж существительных без предлога
Игры
«Экскурсия»
Цель. Правильное употребление формы винительного падежа существительных.
Оборудование. Картинки, изображающие овощи, фрукты, растения поля, леса, луга.
Логопед объявляет детям, что они сегодня будут играть. Игра называется «Экскурсия». Что такое экскурсия, детям объясняют, и еще логопед говорит, что это будет необычная экскурсия, ненастоящая. Они должны будут себе представить, что находится, например, в саду, и ответить на вопрос: что они увидели в саду? Отвечать на вопросы можно и с помощью картинок, и без них. Картинки логопед раскладывает перед каждым ребенком. Ребенок должен найти картинку, показать ее и назвать (например, яблоко, сливу, грушу), а затем положить картинку изображением вниз и ответить без нее. Так можно побывать на огороде, в лесу, в магазине игрушек и т. д.
«Кто кого обогнал?»
Дети бегут парами наперегонки. Воспитатель (логопед) спрашивает у детей: «Кто кого обогнал?» Дети отвечают: «Рита обогнала Машу. Коля обогнал Петю». И т. д.
Конспект занятия
Тема. «Пересказ по ролям сказки «Человек и животные».