Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.



Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

15) Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей. Под педагогизацией понимают целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, схем, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих им эффективно решать свои педагогические задачи в семье: выстраивать бесконфликтные, доверительные отношения с близкими, предотвращать появление отчужденности в отношениях с детьми, успешно реализовывать социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, сознательно готовить своих детей к выполнению этих социальных ролей. Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие предпосылки необходимости педагогизации родителей: 1) хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей; 2) семья влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком; 3) успешность влияния семьи во многом зависит от степени его согласованности с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-феминности; 4) семья служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Похожая статья: Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами. Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания. Ряд исследований посвящен влиянию отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка: - Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки. - В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее. - Мальчики, лишенные отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость. - Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте. Мальчики усваивают женские установки и женские взгляды на жизнь, а общество получает безынициативных, слабых, не способных разрешить трудности мужчин. Порицая в ребенке мужественность, приветствуя послушание, безоговорочное следование всем приказам матери, пассивность, женщины сами искажают мужскую природу. Мальчик должен обязательно иметь перед собой пример мужского поведения, мужского варианта реагирования на существующие трудности, мужского способа разрешения трудной ситуации. Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца. Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социальной ценности мужчин пo сравнению с женщинами. Поэтому родители в первую очередь стремятся дать качественное образование именно сыновьям. Похожая статья: Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994). В поведении родителей проявляется постоянное стремление держать дочку как можно ближе к себе: на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в опоре и поддержке другого человека. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, стимулирующие фантазию, сообразительность, поисковую активность. Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: - "социализация через манипуляции", - "вербальная апелляция", - "канализация", - "демонстрация деятельности". Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки. Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные физические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами. Похожая статья: Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу". "Демонстрация деятельности" означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа». Таким образом, следование гендерным стереотипам проявляется в том, что родители в процессе социализации ориентируют мальчиков в отличие от девочек на стиль жизни и деятельности, способствующий большей личностной самореализации. По своей сути, в настоящее время для родителей, жестко влияющих на гендерную социализацию своего малыша, на формирование его гендерной роли в семье, ребенок — материал для конструирования некоего вымышленного ими образа, из которого они лепят все, что им захочется, не учитывая реальных потребностей, способностей, возможностей и желаний самого ребенка. Но ведь для того, чтобы ребенок вырос человеком, способным бороться со всеми тяготами жизни, самостоятельным, решительным, сильным, ответственным, имеющим собственное мнение, процесс социализации в семье должен предусматривать его активность, освоение гендерной роли через его собственный анализ отношений между членами семьи. Таким образом, важнейшим условием правильного протекания процесса полоролевой идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей. Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учетом всех половых и индивидуальных особенностей личности. Так как достигнуть этих условий в жизни удается не всегда (вряд ли все семьи будут полными), то следует учитывать возможные отклонения в становлении гендерной идентичности ребенка и по возможности предупреждать их.


17)

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями
  сентябрь  
«Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком» задачи: Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе; Развивать у девочек предпосылки женственности, у мальчиков – мужественности; Воспитывать уважение друг к другу. Интеграция ОО «Социализация» «Коммуникация» «Познание» «Беседа» Мы – мальчики, мы – девочки» цель: обогащать представления детей о различных полах, об отличительных особенностях. Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки)» цель: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Внести иллюстрации с изображением детей для последующего самостоятельного рассматривания цель: способствовать проявлению интереса к сверстниках и о себе. Консультация «Что такое гендерное воспитание» цель: формировать представление родителей о гендерном воспитании. Памятки для родителей «Советы по воспитанию мальчиков и девочек» цель: содействовать пониманию социальных ролей женщины матери, мужчины – отца, мальчика – сына, девочки – дочери.
  октябрь  
  Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку. Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку. Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови» цель: способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем. Игра-этюд «Поссорились – помирились» цель: упражнять в проявлении эмоционального состояния, формировать навык управления своими эмоциями. Внесение альбома «Чем увлекаются мальчики (девочки)» для самостоятельного рассматривания цель: развивать познавательный интерес, познавательную активность; продолжать обогащать детей новыми впечатлениями. Внести атрибуты для хороводной игры «Кто у нас хороший» для самостоятельной организации. Цель: поддерживать положительный эмоциональный настой детей. Выпуск семейной фотогазеты «Я как папа» «я как мама» цель: определение роли половых особенностей в развитии ребенка в семье.   Круглый стол «Гендерные стереотипы и семья» цель: способствовать осмыслению родителями гендерных стереотипов в нашем обществе. Обратить внимание родителей на проблему гендерного воспитания в семье, выработать определенную точку зрения.
  ноябрь  
  Игра «найди себя на фотографии» цель: способствовать умению идентифицировать себя на общей фотографии, развивать интерес к совместным играм и действиям. Моделирование ситуаций «Сделай комплимент» цель: формировать у детей умение проявлять внимание друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям противоположного пола. Чтение детям произведения Бондаренко «Таня и братик» цель: закрепить представления детей о родственных связях, об отношениях братьев и сестер, обратить внимание на характерные особенности поведения мальчиков и девочек. Внести атрибута для хороводной игры «Кто у нас хороший» цель: укреплять положительные отношения между детьми, активизировать желание вступать в контакты. Внести атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «День рождения сына» цель: активизировать игровые действия, способствовать развитию сюжета, продолжать формировать умение распределять роли в игре. Оформление наглядной информации «Будущий мужчина», «будущая женщина» цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
  декабрь  
  Экскурсия на швейную фабрику цель: развивать познавательную активность детей, расширять представления о «женских профессиях», формировать понятия о том, почему данная профессия характерна для женщин. Игровой тренинг «Какие мы нарядные» цель: формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на наглядность (отражение в зеркале), формировать чувство уверенности в себе, своих силах. Предложить детям атрибуты для игры «Отгадай профессию» цель: закрепить знания детей о профессиях, формировать умение классифицировать на «женские» и «мужские» профессии. Развивать навык находить общие действия для мужчин и женщин во всех профессиях. Предложить детям атрибуты для выполнения физических упражнений: гантели, ленты, гимнастические палки, скакалки. Цель: развитие двигательной активности, обращать внимание девочек на пластичность, осанку, выразительность движений, мальчиков – на количество движений, качество выполнения, силовую сторону. Внести музыкальный центр. Предложить детям двигаться под музыку разных жанров. Цель: способствовать эстетическому развитию детей. Оказание помощи в организации совместной экскурсии на швейную фабрику цель: развивать интерес родителей к формам педагогической работы, совместным мероприятиям. Консультация «Секреты эмоционального здоровья» цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и развитии детей.
  январь  
«Путешествие в страну мальчиков и девочек» задачи: формировать у детей представление о себе как представителе определенного пола, о взаимодействии полов в общении, в жизни. Формировать представления о социальной роли мужчин и женщин в обществе. Воспитывать положительные взаимоотношения, интерес к представителям противоположного пола. Хороводная игра «Ходит Ваня» цель: поддерживать положительные эмоциональные взаимоотношения. Рассказ воспитателя «Героические профессии отважных мужчин» цель: формировать у детей представления о «мужских» профессиях, понятие о том, почему именно мужчинам свойственно проявление смелости, отваги. Коммуникативные игры «Скажи мне, почему?», «Для чего это нужно?» цель: развивать умение анализировать, сопоставлять, дифференцировать, обобщать. Предложить детям материалы для продуктивной деятельности для самостоятельного изображения людей. Обратить внимание на одежду человека. Цель: формировать умение изображать людей различного пола с элементами одежды, присущими данному полу. Формировать навык идентификации человека по половому признаку. Внести альбомы для самостоятельного рассматривания детьми «Мир красоты», «Военная техника», «Маленькие принцессы», «Мир техники: машины» цель: развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью Оказании помощи воспитателям в подборе иллюстративного материала и изготовлении альбомов для детей «Мир техники: машины», «Маленькие принцессы» цель: продолжать повышать уровень знаний родителей по проблеме гендерного воспитания детей, приобщать к совместной деятельности. Выставка поделок и рисунков детей совместно с родителями «Умелые руки не знают скуки» цель: активизация совместного творчества детей и родителей, приобщение детей к творчеству с учетом гендерной принадлежности.
  февраль  
  Создание коллективной работы, изготовление коллажа «Наша дружная группа». Предложить детям нарисовать друга (подругу) вырезать и сделать коллаж. Цель: закрепить умение рисовать фигуру человека с определенной гендерной принадлежностью, отображать в рисунке признаки гендерной принадлежности (короткие волосы, брюки, платья, украшения, банты). Закреплять проявление положительных эмоций по отношению друг к другу. Подвижные игры «Веселый хоровод» цель: активизация двигательной активности, воспитание положительных взаимоотношений. Прослушивание песни «Из чего же?», «Настоящий друг» М. Пляцковского цель: эстетическое развитие детей, формировать понимать смысл песни Внести атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Семья» цель: формировать умение отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членной семьи, характерных особенностях членов семьи, взаимоотношениях. Предложить детям фотоальбом «Наша дружная группа» (фотографии с праздников, прогулок, значимых мероприятий, повседневной жизни) цель6 закрепить положительное отношение детей друг к другу, формировать чувство общности группы, активное проявление положительных эмоций по отношению к сверстникам. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе, друзьях.   Участие родителей в музыкально-спортивном развлечении «Папа может всё что угодно» цель: привлечение внимания родителей к совместной деятельности с детьми. Оформление наглядной информации для родителей «Советы мамам и папам» цель: дать конкретные советы по воспитанию мужественности в мальчиках и женственности в девочках (с опорой на высказывания известных психологов и педагогов).
  март  
  Чтение детям произведения С. Маршака «О девочках и мальчиках» цель: закрепить представления о девочках и мальчиках, формировать умение выделять в художественной литературе женские и мужские образы. Развивающая игра «Дом добрых дел» цель: формировать представления детей об обязанностях членов семьи, воспитывать желание оказывать помощь членам семьи. Предложить детям материалы для продуктивной деятельности, альбомы с женскими прическами, нарядами для девочек, с моделями машин, самолетов. Предложить детям самим определить кто что будет изображать. Цель: развитие творческих способностей, гендерное воспитание. Внести атрибуты для организации детьми сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» цель: развитие игровых действий, формирование умения общаться в игре, договариваться о распределении ролей, формировать умение вести ролевые действия в соответствии с сюжетом игры, развивать сюжет. Изготовление памяток для родителей «Словесные поощрения мальчиков и девочек» цель: формировать умения родителей изъявлять поощрения детей в соответствии с полом ребенка (лишнего не заласкивать мальчиков, оказывать больше внимания девочкам).
  апрель  
  Развивающая игра «Кем я буду и каким?» цель: формировать умение планировать, аргументировано высказывать свои предположения, отвечать на поисковые вопросы, развивать творческое мышление, фантазию Игра-беседа «Кто мы?» цель: продолжать способствовать гендерной социализации детей, развивать умение проявлять интерес не только к внешнему виду, но и к потребностям друг друга, желаниям, формировать умение учитывать их при организации совместных игр. Предложить детям атрибуты для самостоятельного конструирования и аппликации на тему «Подарок для друга» цель: развивать дружеские взаимоотношения между членами группы, умение проявлять симпатии, организовывать общую деятельность. Предложить рассмотреть иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора», «Мужик и медведь» цель6 обратить внимание детей на яркие мужские и женские образы, закрепить умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха. Консультация «Что читать мальчикам и девочкам среднего дошкольного возраста?» цель: формировать понятия родителей о том какие произведения наиболее целесообразно использовать при показе детям особенностей взаимоотношения полов, при воспитании у них полоролевого поведения.
  май  
  Имитационная игра «Испуганный мальчик (девочка)» цель: формировать умение детей передавать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя. Чтение детям сказок «Русалочка» и «Добрыня и змей» цель: показать детям примеры таких качеств как защита и сострадание, проявляемых как женщинами, так и мужчинами. Беседа «Мальчики –юные мастера. Девочки – маленькие хозяюшки» цель: закрепить знания детей о характерных полоролевых связях, особенностях деятельности, нравственных качествах. Предложить детям рассмотреть карточки с изображением ситуаций нравственно-эстетического характера. Цель: закрепить умения детей отвечать на поисковые вопросы, развивать умение высказывать предположения, выбирать правильное решение. Внесение альбомов «Маленькие принцессы», «Большая прогулка», «Модели машина», «Чем увлекаются наши мальчики» цель: развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью Организация работы почтового ящика «Спрашивайте – отвечаем» цель: активизация общения с родителями по проблеме гендерной социализации детей, оказание практической помощи в данных вопросах.
  Июнь – июль - август  
  Развивающие игры «в какую игру можно поиграть с мамой, папой», «Скажи мне, почему?», игры с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо», «Что было бы, если», «Придумай новое окончание любимой сказке» цель: развивать логическое мышление, формировать умение детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. Чтение детям литературных произведений цель: подбор таких произведений, в которых герои самостоятельно разбираются с возникающими трудностями и извлекают некий урок для себя, прослеживаются яркие мужские и женские образы. Подвижные игры с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр различной направленности цель: закрепить умения развивать сюжет, осмысленно выполнять игровые действия, отображать в играх полученные впечатления, умение выполнять роль, которая наиболее полно соответствует его гендерной принадлежности и интересам. Изготовление атрибутов для новых сюжетно-ролевых игр «Спасатели», «Пожарные на учениях», «Собираемся на бал», «Салон красоты» цель: приобщение детей к совместной деятельности. Привлечение родителей к подбору материала и оформлению альбом для рассматривания для мальчиков и девочек, оформление фотогазет «мамина помощница», «папин помощник» цель: приобщение к решению задач гендерного воспитания дошкольников.

20 Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

\

 

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня".

 

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространенных в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

 

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).

 

Причины:

§ большой процент разводов в обществе;

§ преобладание неполных семей;

§ главенствующая роль матери в семье;

§ пассивное участие мужчин в воспитании детей;

§ отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.

§ программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

§ низкий процент мужчин-педагогов;

§ преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

§ построение педпроцесса без учета гендерных особенностей.

 

Гендерная культура предполагает:

§ формирование представлений о жизненном предназначении

§ мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

§ раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек.

§ формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

 

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

 

Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

 

Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.

 

Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

 

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

 

Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный –– ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения.

 

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

 

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

§ к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

§ в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

 

Чем же они отличаются друг от друга?

 

Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

 

Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

 

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.

 

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

 

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

 

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

 

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

 

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

 

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

 

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

 

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.

 

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

 

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

 

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

 

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

 

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

 

А суть — это,: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

 

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.

 

Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

 

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

 

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

 

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

 

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

 

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

 

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

 

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

 

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

 

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

 

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

 

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

 

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

 

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

 

Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

 

В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

 

В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.

 

Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.

 

Игра — элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. Место для игр.

 

Игра — это творческий процесс. Значит, место для игры — это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.

 

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

 

Как разобраться в играх для мальчиков и девочек?

 

Представьте, что у шестилетнего сына вашей подруги – день рождения, и вы отправились в торговый центр за подарком. Вы вертите в руках роботов, нажимаете на курок игрушечного пистолета и вздрагиваете от оглушительного «Трах!»… Нет, такое у него уже есть. У этого человека-паука какой-то непраздничный вид. Гоночная радиоуправляемая машинка? Восторг! Но что скажет мама, по чьим туфлям эта машинка не раз пронесётся с ветерком? И снова изучение игр и игрушек на стеллажах и ярлычков с ценами… А еще говорят, что игры для мальчиков сейчас выбрать проще простого! А как угодить девочкам?

 

Представления о социальной роли девочек и мальчиков, к сожалению, часто довольно стереотипны. И игры, которые предлагают считать нормой, могут помешать полноценной самоидентификации будущих девушек и юношей. Впрочем, далеко не все игры для девочек и для мальчиков подчеркивают гендерное различие детей. Многие игры для детей-девочек могут нравиться и мальчикам, и наоборот. Вот несколько игровых жанров, которые обычно нравятся и мальчишкам, и девчонкам.

 

Игры приключения. Думаете, от дерзких сорванцов в девчонках ничего нет? Предложите им пройти красочный детский квест или даже игры для девочек гонки! Сюжеты и графика игр приключений для девочек могут немного отличаться от того же в играх для мальчиков, но игровые действия в принципе очень похожи.

 

Игры бродилки. Для девочек они могут быть интересны чуть больше, для мальчиков, из-за отсутствия в играх-бродилках напряженной сюжетной линии. Задача игр-бродилок для девочек и мальчиков даже дошкольного возраста обычно простая: нужно просто гулять по игровому миру, собирать монетки или предметы и избегать опасностей для своего персонажа.

 

Игры с любимыми персонажами. Конечно, у девочек и у мальчиков — свои герои: девочка вряд ли полюбит Спайдермена, а не всякий мальчик захочет отправиться на поиски приключений с нежной Белоснежкой. Но персонажей вроде Микки-Мауса или Спанч-Боба ребята любят, пожалуй, одинаково!

 

Математические игры, игры с цифрами. Иногда помочь с математикой могут игры для девочек-магазины, где нужно рассчитывать бюджет и делать покупки с умом. Сомневаетесь, есть ли смысл учить девочек математике с детства? А вот, например, первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская осваивала математику с самых ранних лет. Если верить легенде, на её комнату не хватило обоев, и детскую маленькой Сони пришлось обклеить листами с лекциями известного механика и математика XIX века

 

…Выйдя из магазина, мы не можете избавиться от мысли, что есть какие-то способы поиска девчоночных и мальчиковых игр и игрушек. Перебираем в уме жанры игр: бродилки и стрелялки, гонки, логические игры….

 

Нейропсихологии физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование тендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку. так и ребенка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном, учреждении.

 

Игры нашего детства не были особенно затратны. Коробки мелков могло хватить на пол-лета, футбольный мяч служил несколько сезонов, а для игры в бадминтон можно было просто стряхнуть пыль с папиной ракетки. Игры для мальчиков в XXI веке во многом напоминают игры их родителей, за исключением одной мелочи: когда родители были детьми, о домашних компьютерах даже не мечтали. Опрос детей показал, что они сейчас отдают предпочтение компьютерным играм. Родителям обычно нравятся такие игры из-за их простоты доступа и относительно низких рисков для безопасности компьютера. Детские игры онлайн привлекательны для мальчиков ещё и тем, что флэш-игры могут быть интерактивными: это значит, что с их помощью можно играть в командные игры с другими детьми или даже общаться друг с дружкой.

 

Однако содержание игр дошкольников с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что приводит к отсутствию у детей, специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки — нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

 

Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных фактов о половых различиях в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей. Актуальными являются разработка и использование в работе с детьми дифференцированных, форм воспитания девочек и мальчиков с учетом этих различий: Но выявлено, что в группах ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

 

Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику.

 

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

 

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

 

В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.

 

Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

 

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д...

 

Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.

 

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

 

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

 

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

 

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

 

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

21)

Половое воспитание является одним из факторов полоролевой социализации. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению проблемы пола, отмечается терминологическая неопределенность данного феномена как в социально-психологическом, так и в педагогическом аспектах.

Применительно к дошкольному возрасту в отечественной психологии и педагогике принято оперировать термином «полоролевая социализация» введенным в категориальный аппарат науки И.С.Коном и рассматриваемым в отечественной психологии как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках данной культуры (Я.Л.Коломинский, М.Х.Мелтсас, В.Е.Каган, Т.А.Репина, Е.А.Конышева). Процесс вхождения ребенка в психосексуальную культуру общества осуществляется под влиянием целого ряда факторов, институтов социализации (в терминологии И.С.Кона «агентов социализации»): семьи, сообщества сверстников, искусства, средств массовой информации, воспитания как целенаправленного проводника культурных устоев общества. Социализирующее влияние указанных факторов хотя и совокупно, но в разные половозрастные периоды неравномерно, один из них может иметь доминирующее значение в развитии личности как представителя пола.

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (М.В.Колясникова, И.С.Кон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности, характерными для мальчика и девочки. Вторая фаза (индивидуальная) порождается противоречием между необходимостью «быть такими как все» в соответствии с закрепленным при рождении гражданским полом и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности и развитием качеств маскулинности и фемининности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своим и особенностями и отличиями в обществе как представитель того или иного пола, с одной стороны, и потребностью общественности принять, одобрить и культивировать его индивидуальные особенности согласно половой роли, которая передается индивиду «с молоком матери» и закрепляется в процессе полоролевой социализации – с другой стороны.

Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так Т.А.Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации.

1-й этап- осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап -формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап- овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.

22) Говоря о регуляции межгруппового взаимодействия, о регуляции поведения и деятельности людей, необходимым представляется рассмотреть те факторы, которые непосредственно влияют на процесс общения и взаимодействия двух групп – «женщин» и «мужчин». Весь этот процесс опосредован множеством факторов: позициями участников взаимодействия, ролевыми о

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.