Какова внутренняя структура осмысленного высказывания?
Когда человек говорит осмысленно: он умеет в той или иной форме обозначать свои намерения и вводить собеседника в контекст (о ком, о чем и почему он хочет об этом говорить), после этого коротко и четко говорить основную мысль (тезис). Если он видит, что собеседнику важно и интересно то, что он говорит, он уточняет и обосновывает тезис, дает иллюстрации и формулирует выводы: к чему он собственно вел, что следует из его мысли. В осмысленном высказывании всегда есть инструкция: вы можете не соглашаться с тезисом, но вы понимаете, что человек хочет сказать и что требуется от вас или от кого другого.
Осмысленная речь может (а нередко и должна!) быть эмоциональной. Четкий тезис, расцвеченный эмоциями, сияет ярче, звучит сильнее и запоминается лучше. Но эмоциональность эмоциональности рознь... Сила темперамента и эмоциональная выразительность жестов, лица и интонаций (правая эмоциональность) делает осмысленную речь сильнее, а желание "поделиться", выплеснуть чувства, впечатлительность и импульсивное реагирование (левая эмоциональность) лишает речь осмысленности. В этом смысле уход в чувства и осмысленная речь - несовместимы: чаще всего, когда поднимаются чувства, кончается осмысленность. С этим не нужно спорить, это лучше всего просто проверить. И вспомнить основную заповедь английского аристократа: вначале я управляю своими эмоциями, затем речью, а потом людьми. И речь свою я расцвечиваю не тем, что впал в чувства, а тем, что я умею делать эмоциональные акценты, использовать нужные интонации - в точном месте, в точный час.
Насколько осмысленна наша речь?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобится диктофон и внимательность. Собственно задание - отслушивать разговоры и разбирать их, оценивая определенность темы и наличие тезиса. Если человек скачет с темы на тему, а тезиса не слышно - речь не осмысленна.
Вы можете начать слушать и разбирать, как говорят другие - просто потому, что вы пока учитесь и, скорее всего, ваша речь мало осмысленна, но у себя это вначале отследить труднее, а вот слушать и оценивать наличие осмысленности в речи других проще. При этом помните, что ваша главная задача - научиться следить за собой, за осмысленностью собственной речи, отнюдь не за чужой. Поэтому замечания и не заказанные подсказки никому не делаем. Это сделает их коуч, если они решат овладеть важным навыком аристократа.
Разговоры можно слушать как бытовые, так и рабочие. Диктофон вам в помощь.
Если живую разговорную речь вам будет анализировать и отслеживать ее суть трудно, идите в своих тренировках по уровням сложности:
1. Самое простое – разбирать письменную речь. В интернете множество людей пишут свои блоги, разбираться в их потоке сознания - прекрасная практика.
2. Немного сложнее вникать в речь кинофильмов и телепередач. Задача облегчается прослушиванием записей, которые можно останавливать и возвращать на начало, чтобы уточнять свои выводы.
3. Следить за собой и собеседниками в живом общении – самое трудное, но одновременно самое интересное и важное. Продумайте заранее, как вы будете фиксировать результаты своих наблюдений и анализа: лучше всего всё записывать.
Для записи результатов помогает такая таблица:
1.01.15
2.01.15
3.01.15
4.01.15
5.01.15
6.01.15
7.01.15
Время разговора
5/15/27
Тем всего
2/1/9
Тезисов
0/3/5
Уходов в чувства
4/7/12
5/15/27 значит, что в этот день человек анализировал три разговора: первый разговор занял 5 минут, второй 15, третий - 27 минут.
2/1/9 означает, что в первом разговоре были подняты две темы, во втором - одна, а в третьем целых девять.
Наверное, далее вы уже сами разберетесь, что такое 0/3/5: в первом разговоре тезисы отсутствовали, во втором их было 3, в третьем разговоре - 5.
Ну, а фиксация уходов в чувства (в первом разговоре 4 раза, во втором 7, в третьем 12 раз) позволяет лучше понимать, насколько смена тем в разговорах была оправдана - либо происходила спонтанно, сбивая разумное обсуждение на другую тему.
Когда вы хорошо потренируетесь с этой табличкой, у вас появятся новые отличные привычки, которые дадут вам огромные преимущества!
Тренируйтесь, это очень полезно! Тренируйтесь сами, тренируйтесь с коучем! Но всегда помните об этом вашем отличительном признаке человека из высокого социального слоя: умение говорить тезисно и в рамках обсуждаемой темы, поставленной задачи. Овладевайте этим навыком аристократа! Обучайте этому своих детей! А вот ваши внуки и правнуки уже автоматически будут отличаться в своей речи от общей массы, потому что они в своем окружении другой речи просто слышать не будут.