Вопрос № 19 Психологический портрет современного преподавателя
В настоящее время, диктующее определенные требования к подготовке специалистов, возрастает роль преподавателя высшей школы. От его психологической компетентности и культуры во многом зависят успешность деятельности и авторитет.
Известно, что авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если еще двадцать лет назад главным был авторитет роли, то сегодня на первый план выходит личность преподавателя, его индивидуальность. Именно индивидуальность преподавателя оказывает воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на студентов.
На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая наблюдательность, уважение к своим студентам, стимулирование их активности, гибкость и нестандартность в принятии решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных преподавателей преобладают жесткие, авторитарные методы в общении, наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании, монологичность общения, неумение уважать своих студентов независимо от их успехов в учебе. Опросы студентов показывают, что в своих преподавателях они ценят больше всего личностные качества: доброту, общительность, жизнерадостность, активность, смелость, отзывчивость, во вторую очередь интеллектуальные: живость ума, находчивость, знание предмета. Студенты высоко оценивают преподавателей, у которых сочетаются личностные и интеллектуальные свойства. Крайности не вызывают одобрения. Интеллектуальный, но не умеющий строить общение преподаватель, получает низкие оценки и прозвище “зануда”, а сверхобщительный и разговорчивый – «рубаха-парень».
На основе наблюдений и психологических исследований составлен психологический портрет преподавателя технического вуза. По темпераменту больше всего сангвиников и меланхоликов - по 35 %, 19 % флегматиков и 11 % холериков. Для успешных преподавателей характерны такие качества, как общительность, отзывчивость, чувствительность. Затрудняют работу преподавателя раздражительность, агрессивность, сухость, медлительность, отсутствие способности к эмпатии.
Многим преподавателям присуще чувство тревожности. Как правило, ярко выражена личностная тревожность (самокритика, внутреннее волнение, беспокойство) и незначительно - ситуативная тревожность. То есть у большинства из них развито умение собраться, быть сдержанным в текущей ситуации.
Среди акцентуаций черт характера наиболее типичны смена настроения, тревожность, высокая чувствительность, педантизм и очень часто восторженность.
При рассмотрении такой личностной характеристики, как направленность, выявлена в большинстве случаев направленность на решение задач и на себя, а не на взаимодействие с другими людьми. У преподавателей технического вуза лучше развит невербальный интеллект, чем вербальный.
Перечисленные качества могут быть и у молодых, и у опытных преподавателей. Психологические трудности возникают у преподавателей независимо от опыта. Однако при анализе труда молодого преподавателя выделяются следующие особенности: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования; податлив; высоко ответственен, стремится все делать хорошо; недостаточно реально относится к себе и студентам; перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей чаще возникают психологическое напряжение и трудно- управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: в частности, общение со студентами носит более партнерский характер, они более искренни, внимательно относятся к проблемам студентов. В то же время, если его взгляды не совпадают со взглядами студентов, молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный. Контрастность – одна из основных черт деятельности молодого преподавателя. По опросам, лишь 7 % молодых преподавателей считают, что без всяких проблем включились в деятельность. Причина здесь в кардинальной смене роли с обучаемого на обучающего. У молодых специалистов ярко выражена потребность в поддержке и одобрении, обусловленная неуверенностью в своих силах. Их особенно озадачивают положения, когда, как им кажется, они могут обнаружить собственную профессиональную несостоятельность. Это проявляется в том, что в случае конфликта они стремятся подавить его развитие любыми, часто неконструктивными способами.
Этап профессиональной зрелости характеризуется подъемом творческих способностей, неуспокоенностью и в то же время осознанием разрыва между мечтой и действительностью, потерей интереса к новому, тяготением к штампу. Через 10-15 лет после начала работы появляется вероятность возникновения педагогических кризисов, которые проявляются в утрате радости от проделанной работы; увлеченность и вдохновение сменяются механизмом мастерства, неудовлетворенностью своим трудом.
Согласно проведенным исследованиям, преподаватели от 41 до 50 лет
более подвержены стрессу; мужчины в два раза чаще испытывают кризисные состояния, чем женщины; семейные менее подвержены кризисам, так как имеют социальную поддержку; люди с низкой способностью к релаксации сильнее и чаще попадают в стрессовую ситуацию; преподаватели, сильнее ощущающие напряжение времени и испытывающие непрерывную потребность в достижении, более склонны к стрессу; способствует стрессу наличие черт личности, не совместимых с требованиями профессии.
Каждодневная работа преподавателя является большой нагрузкой на психику человека. У каждого преподавателя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет сильную эмоциональную окраску и которых он стремится избежать. По мнению исследователей, это социальные страхи преподавателя. Выделяют два основных вида причин возникновения страхов – внешние и внутренние. К внешним относятся особенности поведения студентов и администрации; к внутренним, связанным с индивидуальностью преподавателя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.
Страхи, присущие, в основном, молодым преподавателям: страх равнодушия со стороны студентов; страх отрицания сказанного со стороны студентов; страх, что все будут заниматься своими делами во время занятий; страх большой аудитории; страх направленного внимания большого количества студентов; страх показаться смешным; страх критики со стороны администрации; страх неумения установить оптимальную дистанцию со студентами, страх показаться фамильярным; страх разочаровать студентов, если они хорошо относятся к преподавателю; страх дать недостаточно нужной информации, стыд тратить напрасно время студентов; страх тишины и внимательного отношения к себе; страх непонимания со стороны студентов; страх ответственности; страх, что не будут любить. Страхи классифицируются в зависимости от причин, их вызывающих.
Классификация страхов и трудностей
Внешние причины
Внутренние причины
1Поведение группы студентов: страх равнодушия, страх провокационных действий, вопросов, активное негативное отношение, страх аудитории (большого количества человек, состава, неудобного расположения)
2 Действия администрации: страх оценки, страх
осуждения (наказания)
3 Затруднения в общении:
3.1 Затруднения в восприятии и понимании человека человеком: страх непонимания, страх отсутствия эмоционального контакта, страх показаться смешным
3.2 Слабое владение техникой налаживания коммуникативных отношений: страх потери интереса в общении, страх неудачи
4 Личностные особенности:
4.1 Комплекс неполноценности: неуверенность в своей компетентности, неспособность адекватно реагировать на нестандартные ситуации, низкая оценка своей внешней привлекательности, низкая оценка своего общекультурного интеллектуального развития
4.2.Завышенная самооценка, страх повторения отрицательного опыта
Хотя страхи и опасения и имеют под собой логическую основу, это состояния иррациональные. Анализируя свое поведение, преподаватель может выделить те действия, которые проявляются у него в трудных ситуациях, определить их эффективность и на основе этого планировать свою дальнейшую деятельность. Интересны данные опросов студентов о признаках, по которым у них складывается первое впечатление о преподавателе, приводимых М.К.Тутушкиной:
1.Внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли студентам, выразительность лица, жестикуляция) – этот признак назвали 37,2% опрошенных студентов.
2.Особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу) – 34% опрошенных студентов.
3.Отношение к студентам (требовательность, умение следить за поведением студентов, контакт со студентами, внимание к ним) – 17% опрошенных студентов.
4.Проявляемая эрудиция, интеллект – 8,5% опрошенных назвали этот признак.[1]
На профессиональном пути преподавателя встречается много трудностей. Пути их преодоления связаны, прежде всего, с формированием психологической культуры каждого преподавателя: умением мыслить на психологическом языке, анализировать особенности своей индивидуальности и студента и др.