Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 19 Психологический портрет современного преподавателя

В настоящее время, диктующее определенные требования к подготовке специалистов, возрастает роль преподавателя высшей школы. От его психологической компетентности и культуры во многом зависят успешность деятельности и авторитет.

Известно, что авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если еще двадцать лет назад главным был авторитет роли, то сегодня на первый план выходит личность преподавателя, его индивидуальность. Именно индивидуальность преподавателя оказывает воспитывающее и психотерапевтическое воздействие на студентов.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая наблюдательность, уважение к своим студентам, стимулирование их активности, гибкость и нестандартность в принятии решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных преподавателей преобладают жесткие, авторитарные методы в общении, наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании, монологичность общения, неумение уважать своих студентов независимо от их успехов в учебе. Опросы студентов показывают, что в своих преподавателях они ценят больше всего личностные качества: доброту, общительность, жизнерадостность, активность, смелость, отзывчивость, во вторую очередь интеллектуальные: живость ума, находчивость, знание предмета. Студенты высоко оценивают преподавателей, у которых сочетаются личностные и интеллектуальные свойства. Крайности не вызывают одобрения. Интеллектуальный, но не умеющий строить общение преподаватель, получает низкие оценки и прозвище “зануда”, а сверхобщительный и разговорчивый – «рубаха-парень».

На основе наблюдений и психологических исследований составлен психологический портрет преподавателя технического вуза. По темпераменту больше всего сангвиников и меланхоликов - по 35 %, 19 % флегматиков и 11 % холериков. Для успешных преподавателей характерны такие качества, как общительность, отзывчивость, чувствительность. Затрудняют работу преподавателя раздражительность, агрессивность, сухость, медлительность, отсутствие способности к эмпатии.

Многим преподавателям присуще чувство тревожности. Как правило, ярко выражена личностная тревожность (самокритика, внутреннее волнение, беспокойство) и незначительно - ситуативная тревожность. То есть у большинства из них развито умение собраться, быть сдержанным в текущей ситуации.

Среди акцентуаций черт характера наиболее типичны смена настроения, тревожность, высокая чувствительность, педантизм и очень часто восторженность.

При рассмотрении такой личностной характеристики, как направленность, выявлена в большинстве случаев направленность на решение задач и на себя, а не на взаимодействие с другими людьми. У преподавателей технического вуза лучше развит невербальный интеллект, чем вербальный.

Перечисленные качества могут быть и у молодых, и у опытных преподавателей. Психологические трудности возникают у преподавателей независимо от опыта. Однако при анализе труда молодого преподавателя выделяются следующие особенности: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования; податлив; высоко ответственен, стремится все делать хорошо; недостаточно реально относится к себе и студентам; перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей чаще возникают психологическое напряжение и трудно- управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: в частности, общение со студентами носит более партнерский характер, они более искренни, внимательно относятся к проблемам студентов. В то же время, если его взгляды не совпадают со взглядами студентов, молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный. Контрастность – одна из основных черт деятельности молодого преподавателя. По опросам, лишь 7 % молодых преподавателей считают, что без всяких проблем включились в деятельность. Причина здесь в кардинальной смене роли с обучаемого на обучающего. У молодых специалистов ярко выражена потребность в поддержке и одобрении, обусловленная неуверенностью в своих силах. Их особенно озадачивают положения, когда, как им кажется, они могут обнаружить собственную профессиональную несостоятельность. Это проявляется в том, что в случае конфликта они стремятся подавить его развитие любыми, часто неконструктивными способами.

Этап профессиональной зрелости характеризуется подъемом творческих способностей, неуспокоенностью и в то же время осознанием разрыва между мечтой и действительностью, потерей интереса к новому, тяготением к штампу. Через 10-15 лет после начала работы появляется вероятность возникновения педагогических кризисов, которые проявляются в утрате радости от проделанной работы; увлеченность и вдохновение сменяются механизмом мастерства, неудовлетворенностью своим трудом.

Согласно проведенным исследованиям, преподаватели от 41 до 50 лет

более подвержены стрессу; мужчины в два раза чаще испытывают кризисные состояния, чем женщины; семейные менее подвержены кризисам, так как имеют социальную поддержку; люди с низкой способностью к релаксации сильнее и чаще попадают в стрессовую ситуацию; преподаватели, сильнее ощущающие напряжение времени и испытывающие непрерывную потребность в достижении, более склонны к стрессу; способствует стрессу наличие черт личности, не совместимых с требованиями профессии.

Каждодневная работа преподавателя является большой нагрузкой на психику человека. У каждого преподавателя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет сильную эмоциональную окраску и которых он стремится избежать. По мнению исследователей, это социальные страхи преподавателя. Выделяют два основных вида причин возникновения страхов – внешние и внутренние. К внешним относятся особенности поведения студентов и администрации; к внутренним, связанным с индивидуальностью преподавателя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.

Страхи, присущие, в основном, молодым преподавателям: страх равнодушия со стороны студентов; страх отрицания сказанного со стороны студентов; страх, что все будут заниматься своими делами во время занятий; страх большой аудитории; страх направленного внимания большого количества студентов; страх показаться смешным; страх критики со стороны администрации; страх неумения установить оптимальную дистанцию со студентами, страх показаться фамильярным; страх разочаровать студентов, если они хорошо относятся к преподавателю; страх дать недостаточно нужной информации, стыд тратить напрасно время студентов; страх тишины и внимательного отношения к себе; страх непонимания со стороны студентов; страх ответственности; страх, что не будут любить. Страхи классифицируются в зависимости от причин, их вызывающих.

 

 

Классификация страхов и трудностей

 

Внешние причины Внутренние причины
1Поведение группы студентов: страх равнодушия, страх провокационных действий, вопросов, активное негативное отношение, страх аудитории (большого количества человек, состава, неудобного расположения) 2 Действия администрации: страх оценки, страх осуждения (наказания) 3 Затруднения в общении: 3.1 Затруднения в восприятии и понимании человека человеком: страх непонимания, страх отсутствия эмоционального контакта, страх показаться смешным 3.2 Слабое владение техникой налаживания коммуникативных отношений: страх потери интереса в общении, страх неудачи 4 Личностные особенности: 4.1 Комплекс неполноценности: неуверенность в своей компетентности, неспособность адекватно реагировать на нестандартные ситуации, низкая оценка своей внешней привлекательности, низкая оценка своего общекультурного интеллектуального развития 4.2.Завышенная самооценка, страх повторения отрицательного опыта

 

Хотя страхи и опасения и имеют под собой логическую основу, это состояния иррациональные. Анализируя свое поведение, преподаватель может выделить те действия, которые проявляются у него в трудных ситуациях, определить их эффективность и на основе этого планировать свою дальнейшую деятельность. Интересны данные опросов студентов о признаках, по которым у них складывается первое впечатление о преподавателе, приводимых М.К.Тутушкиной:

1.Внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли студентам, выразительность лица, жестикуляция) – этот признак назвали 37,2% опрошенных студентов.

2.Особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу) – 34% опрошенных студентов.

3.Отношение к студентам (требовательность, умение следить за поведением студентов, контакт со студентами, внимание к ним) – 17% опрошенных студентов.

4.Проявляемая эрудиция, интеллект – 8,5% опрошенных назвали этот признак.[1]

На профессиональном пути преподавателя встречается много трудностей. Пути их преодоления связаны, прежде всего, с формированием психологической культуры каждого преподавателя: умением мыслить на психологическом языке, анализировать особенности своей индивидуальности и студента и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.