Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 17 Социально-психологическая характеристика студенчества

Как отдельная социально – психологическая возрастная категория студенчество было выделено ленинградской психологической школой в шестидесятых годах ХХ века. С 1965 года две лаборатории Ленинградского государственного университета – лаборатория социологических исследований и лаборатория дифференциальной психологии и диагностики – начали экспериментально – психологическое исследование развития интеллекта и личности взрослого человека, составной частью которого явилось изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека и определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18 – 25 лет). В общепсихическом плане студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального развития, интенсивной социализации человека. Психологами выделяются следующие особенности этого возраста:

- зрелость в умственном, нравственном отношении;

- убежденность;

- чувство нового;

- смелость, решительность;

- способность к увлечению;

- оптимизм;

- самостоятельность;

- прямолинейность;

- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, часто сопровождающуюся резкостью и развязностью;

- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

- сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления

воздействовать окриком;

- пик интеллектуальных и познавательных возможностей;

- принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;

- выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

Принадлежа к большой социальной группе – молодежи – студенчество выступает как ее передовая, прогрессивная часть, усердно занимающаяся учебным трудом и характеризующаяся профессиональной направленностью и отношением к будущей профессии. Отличительными чертами этой социальной категории можно назвать следующие: ее существование ограничено временем (в среднем 5 лет); труд носит характер систематического усвоения и овладения новыми знаниями, действиями, способами учебной деятельности; знания приобретаются самостоятельно. Также можно отметить социальный престиж; молодые люди активно взаимодействуют с различными социальными образованиями и, таким образом, расширяют свой круг общения; они ищут смысл жизни, стремятся к новым идеям и прогрессивным преобразованиям. Период студенчества – это время наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и интеллекта. Укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Растет интерес к моральным проблемам: образу жизни, долгу, любви, верности и др. Однако способность человека к сознательной регуляции своего поведения развита еще не в полной мере. Поэтому у некоторых студентов иногда можно наблюдать немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых не всегда лежат достойные мотивы.

В этом возрасте реализуются возможности саморазвития. Вместе с тем имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое полвека назад развивалось уже к 17 – 19 годам, в настоящее время формируется только к 23 – 25 годам.

В период студенческой жизни формируется относительная экономическая самостоятельность, многие отдаляются от родительского дома, создают собственные семьи. Несмотря на то, что студенты в период обучения освобождены от обязательного участия в общественном труде, имеют систему льгот, многие из них после 2 – 3 курса во внеучебное время (а иногда и в учебное) работают. Некоторые из них работают в сфере выбранной профессии. И, хотя это отражается на качестве учебного труда, студент включается в реальную профессиональную деятельность, знакомится с профессиональными требованиями, пробует себя в ней, приобретает социальный опыт. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Случается, что именно в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.

Деятельность студента – учебная и учебно-профессиональная – предъявляет к нему требования как к личности с активной субъектной позицией. Соответственно внутренней логике психического развития человека в студенческом возрасте, оно (психическое развитие) характеризуется определенными психическими новообразованиями. В психологических исследованиях последних лет выделяются следующие основные новообразования, достижения, этого возрастного периода:

- усваивается мужская или женская роль, идет подготовка к семейной жизни, вступлению в брак;

- формируются социальная ответственность и готовность вхождения в новые социальные общности;

- «примериваются» различные социальные роли и обретается личностная идентичность;

- происходит становление интеллектуальной системы и ее дальнейшее развитие, связанное с вхождением в широкий социум; рефлексия, способность мысленного обращения к своим собственным мыслям, теоретизирование, идеализация; способность различать противоречия в словах, действиях, поступках;

- молодые люди стремятся к самореализации и индивидуализации;

- решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшему профессиональному совершенствованию и повышению квалификации становится профессиональная готовность.

В то же время многие психологи отмечают присущие этому возрасту социально – психологические противоречия:

1. Между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Это противоречия между результатами деятельности студента, его индивидуально – психологическими особенностями и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Возможны противоречия в системе “преподаватель – студент”.

К группе социально – психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способами их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3. Между количеством информации, поступающей через различные каналы, которая расширяет знания студентов, и отсутствием достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку, может вести к известной поверхностности в знаниях и мышлении и требует специальной работы преподавателей по углублению, как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.

Важной характеристикой студента является адаптация его в вузе.

Судьба человека во многом определяется его возможностями приспособления ко всему многообразию жизни при любых условиях. Способность к адаптации важна для сохранения психического здоровья, для развития и совершенствования человека. Особое значение приобретает процесс адаптации при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую.

В настоящее время перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в современном обществе. Поступление вчерашних школьников в вуз является важным событием в их жизни. С первых дней студенческой жизни они начинают осваивать роль студента. Меняются: социальная позиция, способы учебной деятельности, привычные связи, отношения, стереотипы поведения и т.д. Условия обучения в вузе требуют от студентов умения самостоятельной организации учебной и научной деятельности, способности приспособиться к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, умения учиться. Бывшему школьнику надо приспособиться к своей студенческой группе, определить свои взаимоотношения с ней, выработать свой собственный стиль поведения. Ломаются прежние стереотипы. А это, в свою очередь, может приводить на первых порах к низкой успеваемости, трудности в общении.

В исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу мы, наряду с другими психологами, выделяем следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие или на квартиру; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. Перечисленные факторы при наличии определенных личностных особенностей, неблагоприятной социально – психологической обстановке в студенческом коллективе могут способствовать развитию дезадаптации, которая проявляется в виде повышенной нервозности, тревожности, раздражительности, лабильности настроения, обидчивости, плаксивости, импульсивности, иногда агрессивности; возможны депрессивные переживания, снижение энергии; становится неадекватной самооценка; студент чувствует себя никчемным и беспомощным; теряется интерес к учебной деятельности, проявляется равнодушие к результата своего труда.

Обращает на себя внимание тот факт, что именно от уровня тревожности во многом зависит успеваемость и уровень комфортности студентов при обучении в вузе. Приведем для сравнения характеристики низко – и высокотревожных студентов.

 

Низкотревожные студенты Высокотревожные студенты
Быстро переключаются на новую учебную деятельность С трудом переключаются на новую деятельность
Не снижают результатов в решении трудных задач Лучше справляются с легкими задачами, а при решении трудных задач результаты снижаются
Характеризуются повышенным вниманием Характеризуются пониженным вниманием
Адекватно реагируют в стрессовой ситуации В ситуации экзамена испытывают сильное эмоциональное возбуждение, приводящее к неадекватным действиям
Быстро выходят из состояния фрустрации С трудом выходят из состояния фрустрации, при этом у них часто отмечаются эмоциональные нарушения
Характеризуются высокой подвиж-ностью личностных характеристик, психических функций, что указы-вает на широкие адаптационные возможности Характеризуются ригидностью личностных особенностей и психических функций, затруднением социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации
Характеризуются стабильной мотивацией Характеризуются снижением уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности

 

Как показывают исследования психологов, численность студентов с высоким уровнем тревожности значительно колеблется в зависимости от профиля вуза, специальности, пола студентов и т.д. По данным сектора организации умственного труда НИИ Высшей школы диапазон этих колебаний от 25% до 50% и более. При тревожности снижается работоспособность, происходят функциональные нарушения нервной системы. Все это отрицательно влияет на процесс адаптации.

По итогам исследований выявлены факторы, негативно влияющие на становление личности студента и вызывающие неврозы. К ним относятся следующие

1. Социальные факторы.

2. Психологические факторы, связанные со взаимоотношением лиц в различных микрогруппах: отношения в семье; психологичесая несовместимость между членами группы, проживающими в общежитии; взаимоотношения в учебном коллективе.

3. Большую группу составляют психолого-педагогические факторы: адаптационные трудности; несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента; авторитарность позиций преподавателя; психическое эмоциональное напряжение и повышение уровня невротизации студентов в период зачетных и экзаменационных сессий; чрезмерно большой объем информации, дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из – за неудовлетворенности методами преподавания; конфликтные ситуации с преподавателями и учебно – вспомогательным персоналом.

Таким образом, успешная адаптация – это предпосылка и условие эффективной деятельности студента.

Различают следующие формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно – информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов – первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Под воздействием обучения, воспитания, условий и образа жизни уровень адаптивности может повышаться или понижаться.

Многие первокурсники в условиях вуза на первых порах чувствуют себя дискомфортно. Они должны самостоятельно регулировать свое поведение, регулировать степень своей свободы в организации занятий и быта и т.д.

Процесс адаптации на различных курсах обучения имеет свои особенности.

С первого курса решаются задачи приобщения вчерашнего абитуриента к формам студенческой жизни. На этой стадии поведение студентов характеризуется значительным конформизмом, они еще до конца не осознают свои новые социальные роли.

К третьему семестру в основном завершается процесс адаптации к данной среде. Наступает самый напряженный период учебной деятельности. Все формы обучения и воспитания интенсивно включаются в жизнь второкурсников. Студенты получают общую подготовку, продолжают формироваться их культурные запросы и потребности.

На третьем курсе начинается период специализации. Развиваются и углубляются профессиональные интересы студентов. У некоторых из них укрепляется интерес к научной работе. Специализация в основных чертах начинает определять формы становления личности.

Многие ценности жизни и культуры переоцениваются студентами во время обучения на четвертом курсе. При прохождении учебной практики осуществляется знакомство со своей будущей специальностью. Поведение студентов характеризуется интенсивным поиском более рациональных путей и форм специальной подготовки. Видна перспектива скорого окончания вуза. Заканчивают формироваться установки на будущий род своей деятельности. Более актуальны становятся ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отдаляются от коллективных форм жизни вуза. Они готовятся перейти на новую ступень социального развития, настраиваются на иной вид деятельности. В ближайшем будущем у них будет новый виток в адаптационном процессе, но уже на более высокой ступени социализации. И успешнее будут функционировать те молодые специалисты, процесс адаптации у которых прошел в вузе более гладко.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.