Вопрос № 17 Социально-психологическая характеристика студенчества
Как отдельная социально – психологическая возрастная категория студенчество было выделено ленинградской психологической школой в шестидесятых годах ХХ века. С 1965 года две лаборатории Ленинградского государственного университета – лаборатория социологических исследований и лаборатория дифференциальной психологии и диагностики – начали экспериментально – психологическое исследование развития интеллекта и личности взрослого человека, составной частью которого явилось изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека и определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18 – 25 лет). В общепсихическом плане студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального развития, интенсивной социализации человека. Психологами выделяются следующие особенности этого возраста:
- зрелость в умственном, нравственном отношении;
- убежденность;
- чувство нового;
- смелость, решительность;
- способность к увлечению;
- оптимизм;
- самостоятельность;
- прямолинейность;
- критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, часто сопровождающуюся резкостью и развязностью;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
- сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
- пик интеллектуальных и познавательных возможностей;
- принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;
- выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.
Принадлежа к большой социальной группе – молодежи – студенчество выступает как ее передовая, прогрессивная часть, усердно занимающаяся учебным трудом и характеризующаяся профессиональной направленностью и отношением к будущей профессии. Отличительными чертами этой социальной категории можно назвать следующие: ее существование ограничено временем (в среднем 5 лет); труд носит характер систематического усвоения и овладения новыми знаниями, действиями, способами учебной деятельности; знания приобретаются самостоятельно. Также можно отметить социальный престиж; молодые люди активно взаимодействуют с различными социальными образованиями и, таким образом, расширяют свой круг общения; они ищут смысл жизни, стремятся к новым идеям и прогрессивным преобразованиям. Период студенчества – это время наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и интеллекта. Укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Растет интерес к моральным проблемам: образу жизни, долгу, любви, верности и др. Однако способность человека к сознательной регуляции своего поведения развита еще не в полной мере. Поэтому у некоторых студентов иногда можно наблюдать немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых не всегда лежат достойные мотивы.
В этом возрасте реализуются возможности саморазвития. Вместе с тем имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое полвека назад развивалось уже к 17 – 19 годам, в настоящее время формируется только к 23 – 25 годам.
В период студенческой жизни формируется относительная экономическая самостоятельность, многие отдаляются от родительского дома, создают собственные семьи. Несмотря на то, что студенты в период обучения освобождены от обязательного участия в общественном труде, имеют систему льгот, многие из них после 2 – 3 курса во внеучебное время (а иногда и в учебное) работают. Некоторые из них работают в сфере выбранной профессии. И, хотя это отражается на качестве учебного труда, студент включается в реальную профессиональную деятельность, знакомится с профессиональными требованиями, пробует себя в ней, приобретает социальный опыт. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Случается, что именно в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.
Деятельность студента – учебная и учебно-профессиональная – предъявляет к нему требования как к личности с активной субъектной позицией. Соответственно внутренней логике психического развития человека в студенческом возрасте, оно (психическое развитие) характеризуется определенными психическими новообразованиями. В психологических исследованиях последних лет выделяются следующие основные новообразования, достижения, этого возрастного периода:
- усваивается мужская или женская роль, идет подготовка к семейной жизни, вступлению в брак;
- формируются социальная ответственность и готовность вхождения в новые социальные общности;
- «примериваются» различные социальные роли и обретается личностная идентичность;
- происходит становление интеллектуальной системы и ее дальнейшее развитие, связанное с вхождением в широкий социум; рефлексия, способность мысленного обращения к своим собственным мыслям, теоретизирование, идеализация; способность различать противоречия в словах, действиях, поступках;
- молодые люди стремятся к самореализации и индивидуализации;
- решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшему профессиональному совершенствованию и повышению квалификации становится профессиональная готовность.
В то же время многие психологи отмечают присущие этому возрасту социально – психологические противоречия:
1. Между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Это противоречия между результатами деятельности студента, его индивидуально – психологическими особенностями и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Возможны противоречия в системе “преподаватель – студент”.
К группе социально – психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.
2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способами их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.
3. Между количеством информации, поступающей через различные каналы, которая расширяет знания студентов, и отсутствием достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку, может вести к известной поверхностности в знаниях и мышлении и требует специальной работы преподавателей по углублению, как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.
Важной характеристикой студента является адаптация его в вузе.
Судьба человека во многом определяется его возможностями приспособления ко всему многообразию жизни при любых условиях. Способность к адаптации важна для сохранения психического здоровья, для развития и совершенствования человека. Особое значение приобретает процесс адаптации при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую.
В настоящее время перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в современном обществе. Поступление вчерашних школьников в вуз является важным событием в их жизни. С первых дней студенческой жизни они начинают осваивать роль студента. Меняются: социальная позиция, способы учебной деятельности, привычные связи, отношения, стереотипы поведения и т.д. Условия обучения в вузе требуют от студентов умения самостоятельной организации учебной и научной деятельности, способности приспособиться к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, умения учиться. Бывшему школьнику надо приспособиться к своей студенческой группе, определить свои взаимоотношения с ней, выработать свой собственный стиль поведения. Ломаются прежние стереотипы. А это, в свою очередь, может приводить на первых порах к низкой успеваемости, трудности в общении.
В исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу мы, наряду с другими психологами, выделяем следующие трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие или на квартиру; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями. Перечисленные факторы при наличии определенных личностных особенностей, неблагоприятной социально – психологической обстановке в студенческом коллективе могут способствовать развитию дезадаптации, которая проявляется в виде повышенной нервозности, тревожности, раздражительности, лабильности настроения, обидчивости, плаксивости, импульсивности, иногда агрессивности; возможны депрессивные переживания, снижение энергии; становится неадекватной самооценка; студент чувствует себя никчемным и беспомощным; теряется интерес к учебной деятельности, проявляется равнодушие к результата своего труда.
Обращает на себя внимание тот факт, что именно от уровня тревожности во многом зависит успеваемость и уровень комфортности студентов при обучении в вузе. Приведем для сравнения характеристики низко – и высокотревожных студентов.
Низкотревожные студенты
Высокотревожные студенты
Быстро переключаются на новую учебную деятельность
С трудом переключаются на новую деятельность
Не снижают результатов в решении трудных задач
Лучше справляются с легкими задачами, а при решении трудных задач результаты снижаются
Характеризуются повышенным вниманием
Характеризуются пониженным вниманием
Адекватно реагируют в стрессовой ситуации
В ситуации экзамена испытывают сильное эмоциональное возбуждение, приводящее к неадекватным действиям
Быстро выходят из состояния фрустрации
С трудом выходят из состояния фрустрации, при этом у них часто отмечаются эмоциональные нарушения
Характеризуются высокой подвиж-ностью личностных характеристик, психических функций, что указы-вает на широкие адаптационные возможности
Характеризуются ригидностью личностных особенностей и психических функций, затруднением социальных контактов, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации
Характеризуются стабильной мотивацией
Характеризуются снижением уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности
Как показывают исследования психологов, численность студентов с высоким уровнем тревожности значительно колеблется в зависимости от профиля вуза, специальности, пола студентов и т.д. По данным сектора организации умственного труда НИИ Высшей школы диапазон этих колебаний от 25% до 50% и более. При тревожности снижается работоспособность, происходят функциональные нарушения нервной системы. Все это отрицательно влияет на процесс адаптации.
По итогам исследований выявлены факторы, негативно влияющие на становление личности студента и вызывающие неврозы. К ним относятся следующие
1. Социальные факторы.
2. Психологические факторы, связанные со взаимоотношением лиц в различных микрогруппах: отношения в семье; психологичесая несовместимость между членами группы, проживающими в общежитии; взаимоотношения в учебном коллективе.
3. Большую группу составляют психолого-педагогические факторы: адаптационные трудности; несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента; авторитарность позиций преподавателя; психическое эмоциональное напряжение и повышение уровня невротизации студентов в период зачетных и экзаменационных сессий; чрезмерно большой объем информации, дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из – за неудовлетворенности методами преподавания; конфликтные ситуации с преподавателями и учебно – вспомогательным персоналом.
Таким образом, успешная адаптация – это предпосылка и условие эффективной деятельности студента.
Различают следующие формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно – информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов – первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Под воздействием обучения, воспитания, условий и образа жизни уровень адаптивности может повышаться или понижаться.
Многие первокурсники в условиях вуза на первых порах чувствуют себя дискомфортно. Они должны самостоятельно регулировать свое поведение, регулировать степень своей свободы в организации занятий и быта и т.д.
Процесс адаптации на различных курсах обучения имеет свои особенности.
С первого курса решаются задачи приобщения вчерашнего абитуриента к формам студенческой жизни. На этой стадии поведение студентов характеризуется значительным конформизмом, они еще до конца не осознают свои новые социальные роли.
К третьему семестру в основном завершается процесс адаптации к данной среде. Наступает самый напряженный период учебной деятельности. Все формы обучения и воспитания интенсивно включаются в жизнь второкурсников. Студенты получают общую подготовку, продолжают формироваться их культурные запросы и потребности.
На третьем курсе начинается период специализации. Развиваются и углубляются профессиональные интересы студентов. У некоторых из них укрепляется интерес к научной работе. Специализация в основных чертах начинает определять формы становления личности.
Многие ценности жизни и культуры переоцениваются студентами во время обучения на четвертом курсе. При прохождении учебной практики осуществляется знакомство со своей будущей специальностью. Поведение студентов характеризуется интенсивным поиском более рациональных путей и форм специальной подготовки. Видна перспектива скорого окончания вуза. Заканчивают формироваться установки на будущий род своей деятельности. Более актуальны становятся ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отдаляются от коллективных форм жизни вуза. Они готовятся перейти на новую ступень социального развития, настраиваются на иной вид деятельности. В ближайшем будущем у них будет новый виток в адаптационном процессе, но уже на более высокой ступени социализации. И успешнее будут функционировать те молодые специалисты, процесс адаптации у которых прошел в вузе более гладко.