Риторика: Курс лекций / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Т.В. Мальцевич и др.; под ред. Л.А. Муриной. – Мн.: БГУ, 2002. – 175 с.
Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер – Ростов-на-Дону, 1995. – 448 с.
Воодушевляющая речь
1. Общая характеристика. Жанры воодушевляющей речи
2. Ведущие принципы создания воодушевляющей речи
1 Общая характеристика
Воодушевляющая речь обращена к чувствам, желаниям людей, призвана пробуждать лучшие глубинные душевные порывы, склонять слушателей к осознанию первичности долга перед личной выгодой. В воодушевляющей речи не приводятся новые сведения, факты. Ее цель – обратить внимание слушателей на уже известное, но не до конца осознанное, воздействовать на чувства, активизировать духовную жизнь.
Важнейшие жанры воодушевляющей речи: военно-патриотическое выступление, приветственная, поздравительная и поминальная речь, проповедь и др.
В сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социально-политического и академического красноречия. Военно-патриотическая речь носит призывный патриотический характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь – это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком авторитетным, известным своей отвагой, имеющим боевые заслуги.
Приветственная речь относится к так называемым рамочным речам (к такого рода речам относятся также выступления по поводу открытия чего-либо и благодарственные речи), которые не являются центром мероприятия, но обрамляют событие.
В приветственной речи рекомендуется соблюдать следующую последовательность:
1. Открытие заседания и приветствие собравшихся. Нужно избегать при этом стереотипных оборотов речи типа «мне выпала особая честь» и т. д. Заранее необходимо обдумать, следует ли особым образом выделить в приветствии присутствующих на собрании (конференции, симпозиуме и под.) крупных общественных, политических деятелей. В основной части приветственной речи можно заострить внимание на том, что послужило поводом для собрания, каково значение мероприятия для всех его участников, какой резонанс это мероприятие может получить в общем культурном, научном или политическом контексте.
2. Приветствие и представление докладчика или докладчиков. Возможно, выступающий с приветствием должен кое-что сказать о личности докладчика, использовать фигуру комплимента, если уместно, то и юмор.
3. Предоставление слова докладчику.
В речи, завершающей собрание, можно использовать следующие тактики:
1. Выражение благодарности выступающему / выступающим. Уместны простые, деловые и в то же время сердечные слова.
2. Обоснование благодарности. Лаконично можно дать оценку самым существенным моментам доклада / докладов.
3. Прощание со слушателями.
Поздравительная (торжественная) речь – это эмоциональное высказывание по торжественному поводу; ее назначение – создать праздничное настроение, согреть сердца слушателей. А значит, при подготовке такой речи мы должны спросить себя: что движет слушателями в этот праздничный час? Главное достоинство поздравительной речи – искренность, во многом по этой причине поздравительная речь требует тщательной подготовки. Нужно найти простые и в то же время очень точные похвальные слова, выражающие ваше отношение к виновнику / виновникам торжества. Поздравительная речь убедительна, если в ней присутствует «дыхание поэзии», если образы, которые вам удалось найти, свежи, если мысли, которые вы выражаете, позволяют по-новому оценить достоинства того, к кому вы обращаетесь с поздравительной речью. Наиболее частотна юбилейная речь как вид поздравительной речи.
Юбилейная речь выступает в двух разновидностях: это может быть речь, посвященная какой-либо знаменательной дате – юбилею предприятия или организации, и речь, произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, носит и чисто деловой характер, и тогда она мало чем отличается от политической речи.
Юбилейная речь в честь заслуженного деятеля произносится в торжественной, дружеской атмосфере, неизменно имеет похвальный характер. Она выражает уважение и почет юбиляру, исполнена добрых чувств и пожеланий ему. В такой речи главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Все это нередко сочетается с чтением дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, идущие от всей души. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные «речи», которые производят эффект заученности. Юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, может сопровождаться шуточными импровизациями, инсценированными коллективными выступлениями артистов, сольным пением и т.п. Здесь красноречие органически сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного представления.
Для юбилейной речи в честь заслуженного деятеля может быть предложен такой план: приветствие; повод для произнесения речи; характерные пункты жизненного пути юбиляра; краткая обрисовка существенных сторон его натуры; подчеркивание положительных сторон; приведение соответствующих примеров; возможно, рассказ о событиях с личным участием выступающего, относящихся к юбиляру; резюме о значении деятельности юбиляра; возможно, выражение благодарности; пожелания на будущее.
Нередко при произнесении праздничных речей получается «бесконечная череда». При пятом поздравляющем ораторе успехом могут пользоваться только короткие и забавные пассажи.
Надгробная (поминальная) речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать».
Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений, а нередко и призыв к здравствующим продолжать дело ушедшего. Такие речи, как правило, произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием, талантом и честностью. Надгробное слово друга должно быть достойным и простым. Здесь отвечают на вопрос: кем он нам был, что значит он для нас сегодня? Лучше всего простые слова о достоинствах умершего без какой-либо чрезмерности. В заключение речи уместно изречение из Библии или стихотворное изречение.
Богословско-церковное красноречие – одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких ее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.
Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры в то, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Исполненная милосердия, любви и добра к людям, проповедь является средством воздействия на человека. Проповедник не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказывать свои мысли, он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке».
Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждение прихожан, нередко на их воображение, церковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерывается действие, замолкает орган, прекращается хоровое пение и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово.
Для богословской риторики, как и богословия вообще, характерен приоритет веры над знанием. Однако в своей проповеднической деятельности церковь уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается как-то возвысить его. Богослов-ритор твердит о единстве современной науки и веры. Не отрицая земных радостей, богословская риторика одновременно напоминает о «небесах», обращая к ним взоры верующих.
Различают также такие виды богословского красноречия, как лекция в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных канонов, апостольских «посланий» и т. д. В них можно усмотреть и следование правилам формальной логики, и отточенность звучащего слова, и элементы ораторского искусства в духе современности.
Ведущие принципы создания воодушевляющей речи
1. Принцип сдержанной патетики. Воодушевляющая речь призвана пробуждать в душах слушателей высокие чувства, это возможно лишь при условии, если оратор искренен в выражении собственных чувств. Однако излишняя эмоциональность, сентиментальность оратора могут сделать тон речи неестественным, фальшивым. Чтобы избежать риска выглядеть чересчур сентиментальным, оратору следует обращаться не к самим эмоциям, а к фактам, вызывающим эмоции. Необходимо позаботиться также и о мере в формировании позитивного или негативного настроя. Если оратор стремится возбудить положительные чувства у аудитории, не следует принуждать слушателей видеть все в розовом цвете. В речах, посвящённых тёмным сторонам жизни, также не следует держать слушателей всё время в угнетённом состоянии, необходимо закончить речь с уверенностью и надеждой, что светлое начало восторжествует.
2. Принцип предупреждения штампованности речевой формы. Люди предпочитают тактичное, сдержанное отношение к тому, что подлежит чувственной сфере. Искренность, проникновенность ораторской речи зависит не только от тона произнесения, но и от речевой формы – тех слов и выражений, которые употребляет выступающий. Риторические средства усиления выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, антитезы, аллегории и др.) должны подвергаться строгому отбору; здесь нет места штампам, приевшимся выражениям. Воодушевляющая речь – это всегда новое, свежее, а потому проникновенное слово о чем-то известном, близком слушателям.
3. Принцип панегиричности. Данный принцип рассматривается в отношении речей похвального содержания и подразумевает исключение из речи критики, негативных элементов в адрес виновника торжества.