Роль эмпатии в толерантных отношениях достаточно очевидна и с этим соглашаются почти все исследователи. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга… Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Полноценная эмпатия -безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ
составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание - как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим:
· способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения ( Я-высказывания и т.п.)
· готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование - независимо о степени расхождения с их собственными взглядами ),
· способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус );
· толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях ( при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок).
Последнее заслуживает особого внимания ( и не только в поведенческой плоскости, а во всех измерениях ) - можно сказать, что именно такие пограничные ситуации значимых встреч с другими - лакмусовая бумага для толерантности. Основой для исследования и развития этих аспектов толерантности может служить концепция конфликта и конфликтной компетентности Б.И.Хасана ( См. Хасан, 1996; Хасан, Сергоманов, 2001).
В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков.
Мне больше импонирует психологическое понятие толерантности .Это устойчивость к стрессам, искусство жить с непохожими на других, ценность к правам человека.
В психологии различают несколько основных видов толерантности в человеческих отношениях. Естественная (натуральная) Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности.
Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям это важнейшие качества детской толерантности. Все дети от природы толерантны.
Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим это нравственная толерантность. Именно она позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».
Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям.
Способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам говорит о его развитой этнической толерантности. Многим ли это свойственно сейчас? Я думаю нет.
С распадом Союза ,где все нации были равны, появилось большое число гастербайтеров.
По мнению некоторых –людей третьего сорта, которые выполняют «грязную»работу.
К сожалению уже привычным стало явление человека с протянутой рукой, в том числе и ребенка который просит милостыню. Иногда эти люди находят приют в монастырях и при церквях.
Следовательно, религиозная толерантность это в большей степени терпимость, суть которой заключается в установлении гуманных взаимоотношений между инаковерующими и инакомыслящими на принципах терпимости, лояльности, уважения к вере и взглядам других людей и народов.
Под веротерпимостью понимается непричинение вреда окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям.
Все чаще сегодня можно услышать призывы к гендерной толерантности, которая проявляется в уважении мужского в мужчине и женского в женщине . А так же в терпимом отношении к людям нетрадиционной
ориентации . Каждый имеет право быть таким какой он есть. . Проблема понимания и принятия другого связана с проблемой понимания и принятия самого себя.
На этот счет есть хорошая библейская истина : Не судите, да не судимы будите!
Тут же хочется вспомнить другую истину «Почитай отца и мать свою и будешь ты долговечен на земле» это о добром отношении к нашим старикам .Часто ли мы следуем этой истине? Общество считается процветающим ,когда в нем счастливы старики и дети. Нам, взрослым ,важно помнить об этом .В этом и будет проявлятся наша возрастная толерантность.
А легко ли быть толерантным в наше время? « И с чего непременно вообразили какие то мудрецы что человеку надо какого то доброхотения?» Асмолов в своей работе « На пути к толерантности» пишет ,что установка на толерантность представляет собой не столько рациональный сколько волевой акт и проявляется в действии а не в абстрактном рассуждении на тему. Основная установка толерантного сознания ,пишет Асмолов, это принятие самого себя как незавершенного существа, открытого опыту Другого существа, для которого этот опыт является одним из определяющих моментов в осознании своей целосности. А позиция интолерантности по мнению Асмолова кроется в собственной ограниченности и весьма ограниченном наборе собственных установок, жестко локализованных в пространстве и времени.
Главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека. С этой точки зрения «вынужденную» толерантность (так же как «выученную», «скопированную» и т.п. виды толерантности «в страдательном залоге» ) - т.е. не осмысленную, не принятую как ценность и не ответственную - следует рассматривать как псевдо-толерантность (а возможно - интолерантность, замаскированную под социально-желательные формы…). Именно поэтому толерантность не может быть гарантирована ни знаниями-умениями-навыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковым. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы - так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации.
Отсюда вытекает еще одно важное для понимания толерантности следствие: толерантность - это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими.
Мы все такие разные. Между нами существуют некоторые противоречия, и мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, но часто не смотрим в ее суть. Добиваясь победы, мы стремимся поскорее разрушить все то, что против нас, и такую победу считаем доказательством своей силы. Но силой является не разрушение, а созидание. Настоящей силой будет признание за другими людьми права на собственное мировоззрение, другими словами толерантность. Независимо от титулов и званий, состояния здоровья и финансового положения все люди равны, и не уважать в равной мере каждого, значит, не уважать в первую очередь себя.