Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Роль эмпатии в толерантных отношениях достаточно очевидна и с этим соглашаются почти все исследователи. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга… Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Полноценная эмпатия -безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ТОЛЕРАНТНОСТИ

составляет наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает особое внимание - как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых выделим:

· способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения ( Я-высказывания и т.п.)

· готовность к толерантному отношению к высказываниям других (восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование - независимо о степени расхождения с их собственными взглядами ),

· способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус );

· толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях ( при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок).

Последнее заслуживает особого внимания ( и не только в поведенческой плоскости, а во всех измерениях ) - можно сказать, что именно такие пограничные ситуации значимых встреч с другими - лакмусовая бумага для толерантности. Основой для исследования и развития этих аспектов толерантности может служить концепция конфликта и конфликтной компетентности Б.И.Хасана ( См. Хасан, 1996; Хасан, Сергоманов, 2001).

 

В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков.

Мне больше импонирует психологическое понятие толерантности .Это устойчивость к стрессам, искусство жить с непохожими на других, ценность к правам человека.

В психологии различают несколько основных видов толерантности в человеческих отношениях. Естественная (натуральная) Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности.

Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям это важнейшие качества детской толерантности. Все дети от природы толерантны.

Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим это нравственная толерантность. Именно она позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».

Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям.

Способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам говорит о его развитой этнической толерантности. Многим ли это свойственно сейчас? Я думаю нет.

С распадом Союза ,где все нации были равны, появилось большое число гастербайтеров.

По мнению некоторых –людей третьего сорта, которые выполняют «грязную»работу.

К сожалению уже привычным стало явление человека с протянутой рукой, в том числе и ребенка который просит милостыню. Иногда эти люди находят приют в монастырях и при церквях.

Следовательно, религиозная толерантность это в большей степени терпимость, суть которой заключается в установлении гуманных взаимоотношений между инаковерующими и инакомыслящими на принципах терпимости, лояльности, уважения к вере и взглядам других людей и народов.

Под веротерпимостью понимается непричинение вреда окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям.

Все чаще сегодня можно услышать призывы к гендерной толерантности, которая проявляется в уважении мужского в мужчине и женского в женщине . А так же в терпимом отношении к людям нетрадиционной

ориентации . Каждый имеет право быть таким какой он есть. . Проблема понимания и принятия другого связана с проблемой понимания и принятия самого себя.

На этот счет есть хорошая библейская истина : Не судите, да не судимы будите!

Тут же хочется вспомнить другую истину «Почитай отца и мать свою и будешь ты долговечен на земле» это о добром отношении к нашим старикам .Часто ли мы следуем этой истине? Общество считается процветающим ,когда в нем счастливы старики и дети. Нам, взрослым ,важно помнить об этом .В этом и будет проявлятся наша возрастная толерантность.

А легко ли быть толерантным в наше время? « И с чего непременно вообразили какие то мудрецы что человеку надо какого то доброхотения?» Асмолов в своей работе « На пути к толерантности» пишет ,что установка на толерантность представляет собой не столько рациональный сколько волевой акт и проявляется в действии а не в абстрактном рассуждении на тему. Основная установка толерантного сознания ,пишет Асмолов, это принятие самого себя как незавершенного существа, открытого опыту Другого существа, для которого этот опыт является одним из определяющих моментов в осознании своей целосности. А позиция интолерантности по мнению Асмолова кроется в собственной ограниченности и весьма ограниченном наборе собственных установок, жестко локализованных в пространстве и времени.

Главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека. С этой точки зрения «вынужденную» толерантность (так же как «выученную», «скопированную» и т.п. виды толерантности «в страдательном залоге» ) - т.е. не осмысленную, не принятую как ценность и не ответственную - следует рассматривать как псевдо-толерантность (а возможно - интолерантность, замаскированную под социально-желательные формы…). Именно поэтому толерантность не может быть гарантирована ни знаниями-умениями-навыками, ни набором тех или иных «психических черт», ни внешними условиями как таковым. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы - так же, как в гуманистической трактовке человека ему задана возможность, потенциал реализации здорового и конструктивного начала, который актуализируется не только при определенных условиях, но и при соответствующих усилиях самого человека. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации.

Отсюда вытекает еще одно важное для понимания толерантности следствие: толерантность - это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими.

Мы все такие разные. Между нами существуют некоторые противоречия, и мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, но часто не смотрим в ее суть. Добиваясь победы, мы стремимся поскорее разрушить все то, что против нас, и такую победу считаем доказательством своей силы. Но силой является не разрушение, а созидание. Настоящей силой будет признание за другими людьми права на собственное мировоззрение, другими словами толерантность. Независимо от титулов и званий, состояния здоровья и финансового положения все люди равны, и не уважать в равной мере каждого, значит, не уважать в первую очередь себя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.