Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прививки: основные проблемы



Предисловие ко второму изданию


После того, как «Беспощадная иммунизация» увидела свет, я получил огромное количество писем, как от врачей, так и от неврачей, прочитавших книгу. Примечательно, что хотя указания на мелкие ошибки и недочеты отнюдь не были редкими, ни одного письма, ставящего под сомнение не только саму идею книги, но даже отдельные выводы, мною получено не было. Что, конечно же, не означает безгрешность доказательной базы работы. Во второе издание «Беспощадной иммунизации» я включил новые факты и свои комментарии к ним, призванные продемонстрировать читателю порочность и опасность нынешней прививочной практики. Практически все без исключения главы подверглись переработке и исправлениям. Кроме того, была добавлена одна новая глава («Поствакцинальные осложнения»), в которой я хотел бы показать, каким образом адвокатам прививок на разных уровнях медицинской иерархии удается создавать статистику крайне малого числа поствакцинальных осложнений, соответствующую расхожей концепции «польза прививок намного перевешивает их риск». Как и в работе над первым изданием книги, я получил большую помощь от Александра Ястребова (СПб) и Александры Казачек (Мельбурн), за что искренне им благодарен. Некоторые старые и редкие материалы были найдены и предоставлены в мое распоряжение Розой Бородецкой (СПб), которой я хотел бы выразить свою глубокую признательность. Немало важных советов я получил в частной переписке и на форуме при моем Интернет-сайте. Я не имею возможности назвать все имена, но моя благодарность всем, кто помогал мне словом и делом в работе над вторым изданием книги, от этого не меньше.

Я надеюсь, что оценка второго издания «Беспощадной иммунизации» читателями будет не ниже той, какой удостоилось ее первое издание. Все отзывы и замечания будут приняты автором с благодарностью.

Александр Коток, апрель 2006 г.


Прививки: основные проблемы

Государство не имеет права жертвовать ни одним человеком, хотя бы даже для охранения миллионов, потому что каждый индивид имеет невознаградимую цену и стоит столько же, сколько миллион других. Подвергать же человека операции, которая в лучшем случае не приносит никакой пользы, но во многих других ставит на карту его здоровье и жизнь это акт несправедливого посягательства на свободу личности, который не может быть оправдан даже в видах безопасности частных лиц.

Д-р Лев Бразоль «Мнимая польза и действительный вред оспопрививания»

(1884 г.)

О конкретных болезнях и вакцинах мы будем говорить в отдельных главах, а настоящую главу я хотел бы посвятить проблемам, имеющим отношение к вакцинам и прививкам в целом. Прививочная практика ущербна с очень многих точек зрения — медико-биологической, правовой, этической, социологической, философской, экономической, и аргументированное обсуждение каждой из них легко обеспечило бы материалами довольно толстую книгу. Поэтому я ограничусь изложением вопросов лишь в самом общем их виде.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на необычность самой процедуры вакцинации, или, как ее еще называют, иммунизации — употребления последнего термина на страницах своей книги я буду избегать1. Когда мы говорим о том или ином виде лечения — его

1 Можно лишь пожалеть о том, что заведомо неточный термин красуется даже в федеральном законе РФ («Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней»); следовало, разумеется, использовать термин «вакцинопрофилактика», как это и предлагалось с самого начала законопроектом, поданным Российским Национальным комитетом по биоэтике при АН РФ («Закон о вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний у человека»). Эта


эффективности, осложнениях, о той цене (как в буквальном, так и в переносном смысле), которую приходится платить за то, чтобы избавиться от какой-то болезни или замедлить ее разрушительный для нашего здоровья ход, мы понимаем неизбежность некоей платы. Иногда лечение оказывается хуже самой болезни по своей тяжести или последствиям, — тогда пациент досадует и даже подает иски в суд против врачей, если считает, что лечением ему нанесен ущерб больший, чем могла бы нанести сама болезнь. Но не забудем: все, что пациент предпринимает, или дает разрешение предпринять врачам, он делает лишь с целью максимально возможного восстановления собственного здоровья. Он рискует, начиная даже самое безобидное лечение, и требует от медицины, чтобы она свела этот риск к минимуму. Однако риск был, есть и неизбежно будет. Таков характер медицины, ничто не в силах его изменить. И чем более агрессивной становится медицина, тем более возрастает степень такого риска для нас. Но эти рассуждения совершенно неприменимы к прививкам! Уникальность прививок как медицинского вмешательства состоит в том, что они подвергают опасности здоровых людей и не имеют своей целью улучшить их нынешнее состояние здоровья; декларируемая польза прививок относится к туманному будущему и основывается на статистических выкладках большей или меньшей степени достоверности (часто недостоверных вовсе — многие такие исследования прямо или

подмена терминов далеко не так безобидна, как может показаться, ибо создает у публики ложное впечатление, что прививка делает людей иммунными, то есть защищенными от какой-то болезни, невосприимчивыми к ней, если следовать строгому значению этого слова (от лат. immunire — укреплять изнутри, защищать или immunis — освобожденный, избавленный от чего-либо. Арнаудов Г. Terminologia medica polyglotta. Медицинская терминология на пяти языках. София, 1979, с. 204). На деле же иммунизацией является получение защитных антител из материнского молока или материнской крови, или же перенесение естественной болезни. Можно условно признать этот термин также подходящим для лечения сыворотками, полученными от гипериммунизированных людей или животных, но он совершенно неприменим по отношению к прививкам. Прививка не делает человека невосприимчивым к болезням х, y или z — наоборот, парентеральное введение вакцин превращает его в носителя хронической прививочной инфекции, последовательно ослабляя иммунную систему хозяина и уж никак не «иммунизируя» его! Очень точно выразила это мнение австралийский исследователь д-р Виера Шайбнер: «Иммунитет не является результатом введения патогена (и других инфекционных агентов и токсических веществ). Уже около ста лет официальные иммунологические исследования демонстрируют, что вакцинные инфекции не иммунизируют. Они сенсибилизируют, делают прививаемого более восприимчивым к тем болезням, защищать от которых были призваны, превращают его в хозяина чужеродной бактериальной и вирусной инфекции» (Scheibner V. Congressional Hearings on Hepatits В. 1999. Материал имеется на ряде сайтов в Интернете). Даже с точки зрения простого здравого смысла термин «иммунизация» не является верным. Иммунизация — это лишь желаемый результат процесса, называемого, как ни крути, вакцинацией. А будет ли на практике этот результат достигнут — совершенно отдельный разговор.


косвенно финансируются компаниями-производителями вакцин), с помощью которых пытаются определить риск заболеть той или иной болезнью и риск серьезно пострадать от нее. От прививаемых требуется подвергнуть себя реальному риску расстройства здоровья и даже смерти (такую возможность не исключают и сами вакцинаторы) ради предполагаемой пользы его лично или в некоторых случаях других членов общества, как в случае прививания детей от краснухи. Но мало того. Согласно концепции «допустимых поствакцинальных реакций» (высокая температура, рвота, беспокойство, непрерывный крик ребенка и даже судороги) и так называемого поствакцинального периода— отрезка времени, следующего за прививкой, характеризующегося подавлением функций иммунной системы и, соответственно, высокой подверженностью различным заболеваниям, — вакцинаторы прямо заявляют, что быть больным после прививки это нормально. При этом родителям никто с уверенностью не скажет, какие поствакцинальные реакции следует считать нормальными, а какие — патологическими, и сколько же длится этот самый поствакцинальный период для их конкретного, а не для среднестатистического ребенка, насколько он окажется тяжелым и когда можно будет, наконец, праздновать возвращение к прежнему состоянию здоровья при якобы имеющейся защите от привитой болезни. Равно как никто не гарантирует, что прививка не станет причиной пожизненной инвалидности, а то и вообще смерти (желающие проверить готовность врачей предоставить такую гарантию могут попросить педиатра подписать бумагу, согласно которой он берет на себя полную ответственность за исход прививки); при этом самые тяжелые последствия замалчиваются2. Согласно российскому прививочному календарю, в течение первых полутора лет жизни ребенок должен получить 9 (!) различных прививок, причем первую (от гепатита В) — в первые 12 часов жизни, а вторую (БЦЖ) — в возрасте 3-5 дней3. Таким образом, в течение

2 В 1957 г. в Ленинграде после прививки живой вакциной от полиомиелита скончались 27
малышей (сообщено автору д-ром Нонной Кухиной, которая была в числе троих детей,
тяжело заболевших, но выживших после этой прививки). В 1984 г. в оренбургской больни-
це Газпрома после прививок погибли восемь новорожденных, несколько тяжело заболели.
Вероятная причина — нарушение режима «холодовой цепи» на каком-то этапе (сообщено
автору врачом, принимавшим участие в расследовании происшествия и просившим сохра-
нить анонимность). Это только два происшествия, ставших известными автору книги со-
вершенно случайно. А сколько их было всего — кто-нибудь может подсчитать? Сколько де-
тей расплатились здоровьем и даже жизнью за двести с лишним лет массовых прививок?

3 Анисимова Т. Б. Прививки: полный календарь, сроки, показания и противопоказания.
Р/н/Д, 2003, с. 10.


первых 18 месяцев жизни ребенок совершенно законно должен быть почти постоянно болен, или, говоря языком прививочной пропаганды, «находиться в поствакцинальном периоде». Зададимся вопросом: каким же образом мыслится сделать ребенка более здоровым в будущем, если он постоянно нездоров в течение того самого времени, когда развиваются важнейшие системы организма, призванные обеспечить здоровье на всю жизнь? Вот что сообщают российские авторы: «При введении различных бактериальных и вирусных вакцин описаны однотипные изменения в иммунной системе, которые носят двухфазный характер. Первая фаза — иммуностимуляция, сопровождающаяся увеличением числа циркулирующих лимфоцитов, Т-хелперов, В-лимфоцитов. Вторая фаза — фаза транзиторного иммунодефицита. Она развивается через 2-3 недели после введения вакцины и характеризуется снижением численности всех субпопуляций лимфоцитов... и снижением их функциональной активности — способности отвечать на митогены, синтезировать антитела. У ряда привитых отмечался выраженный иммунодефицит продолжительностью до 4,5 мес... Вторая фаза необходима для ограничения иммунного ответа на антигены вакцины. Однако это ограничение распространяется на посторонние по отношению к вакцине антигены... Патогенетически поствакцинальный иммунодефицит неотличим от вторичных им-мунодефицитов, возникающих в ходе вирусных или бактериальных инфекций... Определенный вклад в развитие поствакцинального иммунодефицита может вносить развивающийся при вакцинации общий адаптационный синдром... который сопровождается угнетением выработки интерферона... Помимо изменения численности и функциональной активности различных субпопуляций лимфоцитов, вакцинация вызывает изменения и в системе неспецифической реактивности — угнетение активности комплемента, пропердина, лизоцима, бактерицидных свойств сыворотки крови, фагоцитарной активности лейкоцитов, что особенно выражено в первые 15 дней после прививки... а также интерфероновую гипореактивность, длительностью до 6 мес.»4.

Многие ли из родителей задумывались над логикой прививочного посыла: «Взять здорового, чтобы сделать его непредсказуемо боль-

4 Кузъменко Л. Г. и др. Патология вакцинального процесса у детей. Вестник Российского университета дружбы народов. 1999, 2, с. 40-60. Там же авторы замечают: «Можно согласиться с мнением С. П. Карпова с соавт., что «явления, в медицинском обиходе деликатно именуемые «побочным действием вакцин», суть не что иное, как видимая часть айсберга, о подлинных размерах которого мы только начинаем догадываться».


ным, для того, чтобы он в будущем стал более здоровым»? А если задумывались, неужели с ней соглашались?

Трудно найти сегодня страну, где прививки делались бы насильно. Практически нет считающих себя демократическими стран, где родители не могли бы сделать свободный и осознанный выбор в пользу отказа от прививок. Однако действительно осознанный выбор может основываться лишь на полной информации, а вот с доступом к ней дела обстоят совершенно неудовлетворительно именно потому, что такая информация очень часто не только не в пользу прививок, но и прямо указывает на приносимый ими вред. Эта информация малодоступна не только для родителей, но и для медицинских работников. Редкий педиатр имеет достаточное представление о том, что входит в состав вакцин, каковы токсикологические характеристики этих веществ, какова их предельно допустимая концентрация (ПДК) в организме человека, какие описаны осложнения после введения вакцин. Даже вполне грамотный средний врач плохо разбирается в тонкостях функционирования иммунной системы, в том, как она развивается, какова природа аутоиммунных заболеваний, число которых в последние годы увеличивается в пугающих пропорциях параллельно все возрастающему количеству прививок5. При невероятной загруженности институтского курса откровенно «шлаковыми» и не имеющими никакого отношения к будущей медицинской практике

5 Из недавнего материала на эту тему: «Аутоиммунные болезни поражают уже одного из каждых десяти человек в Европе и Северной Америке... их частота резко возросла в последние несколько лет, что документировано для сахарного диабета 1-го типа и рассеянного склероза... В последние десять лет накапливаются сообщения о различных побочных эффектах прививок, которые ранее не наблюдались или не признавались... Эти сообщения фокусируются на феномене аутоиммунности и на появлении полностью развившихся аутоиммунных болезней...». Авторы публикации, два израильских профессора из университетских госпиталей «Асаф Ха-Рофе» и «Шиба», заключают ее следующим образом: «Существуют ясные указания на то, что прививки могут вызывать и, вероятно, вызывают аутоиммунные побочные эффекты и могут даже запустить полноценные аутоиммунные болезни, хотя и довольно редко...» (Tishler M., Shoenfeld Y. Vaccination May be Associated with Autoimmune Diseases. 1MAJ 2004; 6:430-432). Все еще «довольно редко»! Сколько же детей должны пострадать от аутоиммунных последствий прививок, чтобы это удовлетворило «научным критериям» — столь строгим, когда речь заходит о том, чтобы признать связь прививок с болезнями и смертями после них, и столь мягким, когда обсуждается польза прививок? См. также Molina V., Shoenfeld У. Infection, vaccines and other environmental triggers of autoimmunity. Autoimmunity. 2005; 38(3): 235-245. Благодарю проф. И. Шенфельда за любезно присланные материалы. К слову, способность углеводородных масел, использующихся в вакцинах в качестве адъювантов, к числу которых принадлежит, например, сквален, вызывать аутоиммунные реакции уже показана и в эксперименте. См. Kuroda Y. Autoimmunity induced by adjuvant hydrocarbon oil components of vaccine. Biomedicine & Pharmacotherapy. June 2004; (58)5:325-337.


дисциплинами — биологией, физикой, различными химиями (во многом повторение школьного курса в усложненном виде — дань тем канувшим в лету стародавним временам, когда абитуриенты приходили из классических гимназий, без твердых основ в естественных науках) — иммунология читается второпях и мимоходом, при этом даже не отдельно, а в курсе микробиологии, словно единственное предназначение иммунной системы — бороться с возбудителями болезней. В последнее время все чаще приходится слышать о конфликтах между иммунологами и практическими врачами — первые имеют куда лучшее представление о том, чем могут грозить прививки, а на долю вторых выпадает претворять в жизнь спускаемые сверху планы «прививочного охвата»6. Российские авторы пишут: «...В последние годы в связи с увеличением количества детей, перенесших тяжелые осложнения перинатального периода и имеющих гипоксическое поражение головного мозга... назрела необходимость уточнения календаря профилактических прививок для данной категории детей. Универсальность иммунных механизмов при ответе на инфекционные, токсические и стрессорные воздействия, важная роль аутоиммунных процессов... онтогенетические особенности иммунного ответа (в частности, апоптоз неонатальных В-лимфоцитов при массивной антигенной нагрузке, затруднение кооперации Т- и В-лимфоцитов новорожденных... неспособность неонатальных В-лимфоцитов к изотипическому переключению синтеза иммуноглобулинов с IgM на IgG) ставят под сомнение необходимость ранней антигенной стимуляции с профилактической целью и являются основаниями для тщательного динамического изучения данных аспектов с позиции современной науки. Тем не менее, действующие нормативные документы пока не учитывают вышеуказанных особенностей»7. А что же мешает учи-

6 Наличие этого кризиса во взаимоотношениях между «теоретиками» и «практиками» было, например, подтверждено на недавней престижной международной конференции, собравшейся отметить двухсотлетие дженнеровского эксперимента и столетие со дня смерти Пастера: «Иммунология, когда-то поднявшаяся благодаря вакцинологии, сейчас занимается более теоретическими и престижными вопросами. Некоторые иммунологи считают, что встреча вакцинологии и иммунологии была лишь исторической случайностью. Иммунологи задаются вопросом о долгосрочных последствиях прививок. Например, не связано ли увеличивающееся количество лимфом с прививками? В свете появления «новых вирусов» — нет ли замены старых болезней, вытесняемых прививками, на новые, более опасные?» (Moulin A.-M. Philosophy of Vaccinology // Vaccinia, Vaccination, Vaccinology. Jenner, Pasteur and their successors. International Meeting on the History of Vaccinology, 6-8 December 1995, Marnes-La-Coquette, Paris, France. Paris, 1996, p. 21).

7 Володин Н. Н., Дегтярева М. В. Иммунология перинатального периода: проблемы и перспективы. Педиатрия, 2001, 4, с. 4-8.


тывать? Необходимость максимального «прививочного охвата», не считаясь ни со здоровьем детей, ни с научными данными?

Информация о том, что вакцины неэффективны, а их применение может быть небезопасным, тщательно фильтруется, чтобы родителям не попадались на глаза «неправильные», не соответствующие официальным представлениям исследования, которые могут поставить под вопрос родительское согласие на прививку детям. Вот что писал известный американский педиатр, профессор медицинского колледжа при Иллинойском университете Роберт Мендельсон (1922-1988) в книге «Как вырастить здорового ребенка... вопреки вашему доктору»: «На форуме Американской академии педиатрии (ААП) в 1982 г. была предложена резолюция, призванная обеспечить такое положение вещей, при котором родителей информировали бы о пользе и о риске прививок. Резолюция настаивала на том, чтобы «ААП подготовила на ясном и доступном языке информацию, с которой благоразумный родитель захотел бы ознакомиться, относительно пользы и риска календарных прививок, риска болезней, которые могут быть предотвращены вакцинами, и относительно наиболее общих побочных реакций на прививки и лечения их». Вероятно, собравшиеся доктора не сочли, что «благоразумным родителям» может быть разрешен доступ к информации такого рода, так как резолюцию отвергли!»8. Вакцинаторы открыто признают, что «лишняя» информация может повредить их прививочным успехам: «Создатели брошюр должны определить то основное, что пациент (или родитель) должен узнать, чтобы повести себя нужным образом. Тогда не требуется останавливаться на деталях. При написании брошюры нужно стремиться к созданию желаемого поведения, а не глубоких знаний»9. Под стать этому откровению рекомендация ответственного за выпуск информационных брошюр для родителей д-ра Мартина Смита из Департамента здравоохранения США: «Обилие и сложность материала... могут запутать родителей и

8 Mendelsohn R. How to raise a healthy child... in spite of your doctor. NY, 1984, p. 233.

9 Parent Comprehension of Polio Vaccine Information Pamphlets. Paediatrics. June 1996; 97:6-
809. Новозеландское «Общество осведомленности об иммунизации» («The Immunisation
Awareness Society Inc.»), процитировав эти слова, добавило в своем пресс-релизе от 22
сентября 2002 г. краткий комментарий: «Повести себя нужным образом» означает до
биться как можно большего числа родителей, делающих своим детям прививки. «Дета
ли», на которых не требуется останавливаться, вовсе не те, которые родителям действи
тельно нет нужды знать, а те, которые не помогут добиться максимальной вакцинации.
Другими словами, «не предоставляйте ту информацию, которая может заставить родите
лей отказаться от прививок. Предоставляйте только ту информацию, которая заставит их
эти прививки сделать». Перевод Е. Шевенковой (Окленд, Новая Зеландия).


без нужды вызвать их беспокойство»10. Подобные примеры сокрытия негативной информации о прививках можно умножать без счета.

Впрочем, если бы все ограничивалось лишь вопросом личной информированности и личных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо для собственных детей и для себя, то со всеми прививочными несуразностями можно было бы смириться. В конце концов, прививки были бы просто личным делом каждого члена общества или его опекунов. Однако далеко не бескорыстные адепты прививочных теорий стараются подмять под себя все общество (и для проведения такой политики они, к несчастью, располагают соответствующими средствами). Американский социолог Иван Иллич справедливо заметил в своей знаменитой книге «Немезида медицины», переведенной на множество языков, что «медицина подрывает здоровье не только посредством прямой агрессии против индивида, но и через влияние своих социальных организаций на все окружение»11. Говоря о прививках, надо подчеркнуть особую опасность прививочной концепции коллективного иммунитета. «Вакцинация — это не личное дело. Это в сущности своей общественный вопрос, поскольку предназначение большинства прививочных программ — выработка коллективного иммунитета», — заявила ВОЗ на своей 13-й ассамблее12. Согласно этой концепции, для того, чтобы прекратить циркуляцию возбудителя той или иной инфекционной болезни, необходимо, чтобы определенный процент населения имел к ней иммунитет. Тогда те, что не имеют иммунитета, будут также защищены. Речь идет не о 20%, не о 50% и даже не о 70% так называемого иммунного населения. Для не-

110 Vaccine brochures: AAP proposes changes. AAP News June 1989, p. 2. Цит. no: Neustaedter
R.
The Vaccine Guide. Making an Informed Choice. Berkeley, California, 1996, p. xi.

111111 Illich I. Medical Nemesis: The Expropriation of Health. NY, 1976, p. 40.

1112 Health Aspects of Human Rights. Geneva: World Health Organization, 1976, p 42. Цит. по:
Diodati С J. M. Immunization: history, ethics, law and health. Quebec, 1999, p. 15. К этой
очень интересной книге Кэтрин Диодати я буду обращаться и в дальнейшем, поэтому
мне хотелось бы сказать несколько слов об авторе. Вопросом прививок Диодати занялась
после происшествия, закончившегося, к счастью, благополучно. Будучи молодой мамой
и слепо, как почти все родители, веря медикам, она отнесла свою маленькую дочь на
третью прививку DPT (АКДС). Получив прививку, абсолютно здоровая до того девочка
много часов кричала, а затем на неделю впала в коматозное состояние, не реагируя на
раздражители. Приглашенный доктор не только отверг какую-либо связь с прививкой, но
обозвал мать истеричкой и потребовал, чтобы она и в будущем делала ребенку прививки.
Ни слова о возможности побочных эффектов сказано не было. Результатами самостоя-
тельного изучения вопроса стали полный отказ Диодати от всех дальнейших прививок
для своего ребенка и написанная в Виндзорском университете (Канада) в 1998 г. работа
на степень магистра под названием «Биомедицинская этика: этический аспект массовой
иммунизации» (там же, pp. vi-vii).


которых болезней (например, дифтерии, кори, коклюша) называется даже цифра в 95% (!), и ни для одной «управляемой прививками» болезни она не должна быть ниже 80%13. По мере расширения прививочных программ в планетарном масштабе у населения появляется все меньше возможностей получать антигенные «толчки» от природных возбудителей и поддерживать, таким образом, свой иммунитет. Естественный иммунитет теряется в человеческом обществе; заменить возбудителя призваны регулярные массовые прививки, и для достижения вожделенного коллективного иммунитета надо прививать всех или почти всех, при этом постоянно. Но как же этого достичь, когда согласно заявлениям, например, российских педиатров действительно здоровые дети (то есть именно те, кого прививать по прививочным меркам можно) фактически стали редкостью, число хронически больных и требующих постоянного наблюдения и лечения достигает четверти-трети всей детской популяции, а по иным данным — и половины и даже больше? Тогда в угоду вышеупомянутой концепции начинают уменьшать «неоправданно большое число противопоказаний»14 и прививать также и больных, калеча, а иногда и убивая их. Разумеется, все эти «отдельные факты» не афишируют, чтобы не подвергать сомнению прививочные теории и гарантировать безопасность тем, кто их осуществляет на практике15. Несмотря на однозначное требование российского Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г., согласно которому про-

13 Например, «...отечественный и зарубежный опыт прививочной работы убедительно
свидетельствует о том, что без 90-95% охвата прививками восприимчивого населения в
декретированные сроки нельзя добиться значительных и стойких результатов» (ТайцБ. М.,
Рахманова А. Г.
Вакцинопрофилактика. Краткий справочник. 3-е изд., СПб, 2001, с. 302).
Или: «...Выраженный эффект при вакцинопрофилактике достигается только в тех случа
ях, когда в рамках календаря прививок иммунизируется не менее 95% детей» (Онищенко
Г. Г.
Иммунопрофилактика как инструмент сохранения здоровья населения и увеличения
продолжительности жизни. Эпидемиология и инфекционные болезни, 2004, 6, с. 4-8).

14 «...Чрезмерное расширение противопоказаний приводит к уменьшению иммунной
прослойки и распространению инфекционного заболевания. В результате при возникно
вении инфекций здоровью непривитых наносится большой ущерб» (Адамович М. М. и др.
Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск, 2002, с. 30-31).

15 В архивах Минздрава СССР мне удалось найти очень любопытный «Перечень сведе
ний, не подлежащих опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевиде
нию. ..», утвержденный тогдашним министром здравоохранения СССР С. П. Буренковым
10 апреля 1981 г. В этот перечень входит п. 96 — «Сведения о количестве поствакци-
нальных осложнений числом более 5 случаев, возникших одномоментно при проведении
массовых и календарных прививок, постановке диагностических проб, возникших при
введении гаммаглобулинов и лечебно-профилактических сывороток, — без разрешения
Минздрава СССР...» (Минздрав СССР. Оперативные приказы (ДСП). ГАРФ, ф. 8009, оп.
50, д. 9138, л. 186-187).


водить профилактические прививки можно лишь «с согласия граждан, родителей или законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством РФ» (статья 11.2), прививки детям в роддомах, детсадах и школах делают без ведома родителей16; игнорируется и право граждан на «получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях» (статья 5.1). Родителей вынуждают согласиться на прививки детям методами бюрократического нажима — это орудие также эффективно, когда речь идет о взрослых. Среди излюбленных методов принудительной вакцинации, например, отказ в приеме на работу или в выплате зарплаты или социальных пособий; для студентов — отказ допустить к сессии или перевести на другой курс. Хотя право граждан на компенсацию в случае возникновения поствакцинальных осложнений закреплено в том же законе (глава V — «Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений», статьи 18-21), медицинские чиновники предпринимают все возможные меры, чтобы оставить пострадавших без этой компенсации, благо деньги на ведение судебных процессов казенные, а затягивать такие процессы бесконечными экспертизами, переносами заседаний и пр. можно на долгие годы, изнуряя истцов морально и финансово.

Здесь надо отметить, что сама теория коллективного иммунитета создавалась в начале XX в., когда в человеческом обществе имелся

16 Еще до принятия закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» сотрудник Института философии РАН к.ф.н. П. Д. Тищенко писал: «Существующая практика принудительной вакцинации нарушает следующее фундаментальное право пациентов, записанное в статье 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина». При проведении прививок ни пациенты, ни их родители или опекуны (если речь идет о детях) не информируются в обязательном порядке о противопоказаниях и риске возможных осложнений данного рода медицинского вмешательства. Согласие получается сплошь и рядом формально, пациенты не информируются о своем праве на отказ от прививок» (Тищенко П. Д. Вакцинация и права человека // Вакцинопрофилактика и права человека. Доклад РНКБ. М., 1994). Хотя закон и был принят, ничего не изменилось. И не может измениться, пока медики будут заинтересованы не в здоровье своих пациентов, а в выполнении абсурдных планов повального «охвата». Российский «Медицинский вестник» (2005, 20, с. 7) в статье «Вирус лидерства совсем не вреден» сообщает об успехах детской городской больницы № 3 г. Тулы и перечисляет такие ее достижения за последние годы — первое место в конкурсе вакцинопрофилактики, лучшая медсестра прививочного кабинета, первое место в «Медик-шоу» (защита прививки АКДС — мюзикл на сюжет «Снежной королевы»)... Но нет ни слова о том, насколько здоровее стали тульские дети от столь впечатляющих достижений своей городской больницы. Наверное, похвастаться нечем?


естественный иммунитет к болезням и требовалось привить сравнительно небольшое число людей, не имеющих этого иммунитета. Это казалось вполне достижимой целью. Теперь же эта концепция применяется к совершенно другому времени, к совершенно другой эпидемиологической обстановке, и никто не может сказать, является ли она вообще верной.

Таинство принадлежности к коллективному иммунитету заставляет вспомнить о нацистской Германии, где допуск к социальным благам находился в прямой зависимости от искусственно выдуманного фактора — «расовой чистоты». Сегодня прививки, являясь показателем «эпидемиологической чистоты», также служат гарантией допуска к определенному минимуму социальных благ. Например, непривитым детям в некоторых странах бывшего СССР и бывшего «социалистического лагеря» запрещено посещать дошкольные заведения и школы. Концепция прививочного коллективного иммунитета предполагает, что часть прививаемых должна быть принесена в неизбежную жертву поствакцинальным осложнениям. Прививочная пропаганда и не стремится это отрицать; она лишь пытается преуменьшить число потенциальных пострадавших и вообще значение опасности осложнений, заявляя, что «осложнения бывают очень редко», и раздувая страхи перед болезнями («опасность болезни намного превышает риск прививки»). Однако вряд ли общество может выиграть, прежде всего в моральном плане, увеча и уничтожая своих здоровых членов ради пользы общества «в целом». Оно ведь не уничтожает неизлечимо больных или инвалидов (что, кстати, также практиковалось в нацистской Германии и на заре человеческой расы там, где не могли прокормить растущее население), являющихся его заведомо убыточными статьями; а раз так, то еще меньше обоснованы ритуалы прививочного человеческого жертвоприношения. Кроме того, живущие за счет прививок «специалисты» ведут кампании против граждан, отказывающихся подчиниться прививочному шантажу. При этом вакцинаторов не смущает, что они пытаются ставить под сомнение правомерность существующих законов, принятых в соответствии с Конституцией, — они совершенно уверены в собственной безнаказанности. Вот, например, что пишется в брошюре, выпущенной по заказу (!) Министерства здравоохранения РФ: «... Почему же мы так дружно осуждаем родителей, не обращающих на своих детей должного внимания, наказывающих их, отдающих их в дома ребенка, и как само собой разумеющееся воспринимаем то, что именно родители обретают (вероятно, имелось в


виду «обрекают». — А. К.)невакцинированных по своей воле детей на тяжелые заболевания. Оставляя ребенка без вакцинации, родители создают угрозу не только его здоровью, но и здоровью окружающих. Ведь он, заболев, может заразить тех, у кого вакцинальный иммунитет оказался недостаточным или угасшим...»17. Публикации такого рода, откровенно подстрекательские по своей сущности, проходят мимо внимания прокуратуры, хотя единственное их предназначение — настроить общественное мнение против людей, реализующих данное им законом право на отказ от прививок, и спровоцировать конфликты. Под стать этому — интервью главного педиатра Москвы А. Румянцева (АиФ-«Здоровье», 09.04.2003): «Не хочешь прививать ребенка — будь готов к его болезням... Сознательные родители делают ребенку не только бесплатные прививки от 9 заболеваний, но и спрашивают у врача, какие надо сделать еще. Да, прививки, не входящие в официальный план, платные, но стоимость одной вакцины равняется цене одной бутылки водки. Или вы выпьете сегодня эту бутылку, или ваш ребенок будет защищен, например, от пневмококка или менингита...». Так населению внушается мысль, что отказ от прививок неминуемо «обрекает детей на тяжелые заболевания», а отказываются от прививок своим детям одни лишь алкоголики и маргиналы, хотя на самом деле все обстоит с точностью до наоборот: именно те образованные родители, что хорошо изучили тему прививок, отказываются от них, а соглашаются на прививки, как правило, те, кто привык бездумно верить врачам и примитивной пропаганде.

Пока что мы говорили больше о философских и правовых аспектах проблемы. Теперь нужно уделить внимание медицинским аспектам прививок.

Как известно, перед выходом нового лекарства на рынок оно должно пройти немало различных проверок — сначала тестирование в ла-

17 Таточенко В.К., Озерецковский Н.А. Родителям о прививках. М, 2001. Не меньшее недовольство вызывают и те, кто пытается рассказать населению об опасностях прививок: «Следует отметить отрицательную роль антивакцинальной пропаганды, которая периодически звучит в средствах массовой информации и способствует отказу населения от прививок. Во многих случаях эта пропаганда поддерживается медицинскими работниками. Тот, кто ратует за отказ от вакцинации, несет огромную морально-этическую ответственность за тот риск, которому подвергаются непривитые люди» (Медуницын Н. В. Вакцинология. М., 1999, с. 262; переписано слово в слово без указания источника в кн.: Адамович М. М. и др. Иммунопрофилактика... с. 46-47). О том, что сами прививки — фактор огромного риска, причем риска малоизученного, в отличие от риска хорошо всем известных болезней, в книге белорусских авторов вообще нет ни слова, а российский автор ограничивается перечнем документов, регламентирующих процедуру прививания и получения компенсаций ее жертвами или их родственниками.


бораториях, потом испытания на животных и лишь потом на людях. Если на каком-либо этапе обнаруживается «прокол», то дальнейшая разработка препарата становится невозможной. До тех пор, пока нет гарантии (возможной в пределах нынешнего состояния дел в науке) безопасности, препарат не станет доступным для широкого использования. История с талидомидом — лекарством, призванным предотвратить тошноту у беременных, которое оказалось тератогенным (стали рождаться дети без конечностей, производитель вынужден был выплатить гигантские суммы за нанесенный ущерб) — послужила хорошим уроком. Однако с вакцинами все обстоит совершенно не так, хотя, казалось бы, в данном случае речь идет о младенцах, тут нужна стократ большая осторожность! Никаких серьезных исследований не требуется для того, чтобы очередная вакцина была лицензирована и стала обязательной для применения у сотен тысяч и миллионов детей18. Вакцины, вопреки здравому смыслу и существующим стандартам, применимым к другим препаратам, обладают «презумпцией невиновности» и упорно применяются до тех пор, пока не будет очевидно доказан их вред. Так это недавно было с ротавирусной вакциной, так это происходит с «горячими сериями» (hot lots) вакцин, без лишнего шума отзываемыми с рынка после получения определенного количества сообщений о смертях и увечьях детей после их использования. В своем докладе на недавней конференции в Лозанне, посвященной проблеме аутоиммунности, связанной с вакцинами, специалист в исследовании лекарственных препаратов и медицинский эксперт д-р Марк Жирар привел пример, когда препарат толькапон, применявшийся для лечения болезни Паркинсона, в 1998 г. был немедленно отозван с рынка после получения всего десяти сообщений о вреде, наносимом им печени, хотя из этих десяти были опубликованы всего лишь три, да и те сомнительной достоверности. В то же самое время уже имевшиеся десятки сообщений о тяжелейших последствиях прививки от гепатита В, включая инвалидности и смерти, опубликованные в европейской базе данных REACTIONS, ничуть не помешали минист-

18 Вирусолог Г. П. Червонская, долгие годы проработавшая в главном прививочном учреждении бывшего СССР, а ныне главном в России — Государственном научно-исследовательском институте стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов (ГНИИСКе или ГИСКе) им. Л. А. Тарасевича, — пишет в своей книге: «Я очень хорошо знакома с фальсификацией изучения вакцин в нашей стране... Гораздо «выгоднее» распространять откровенную ложь о том, что вакцины будто бы достаточно хорошо изучены на безопасность... Разобщенность специалистов не позволяет вникнуть в детали системы контроля, существующей в ГНИИСКе, монополизировавшем все этапы разработки вакцин в нашем Отечестве...» (Червонская Г. П. Прививки: мифы и реальность. М., 2002, с. 88).


ру здравоохранения Франции объявить в 1994 г. о начале программы массовых обязательных прививок против гепатита В (всего несколько лет спустя эта программа была остановлена в связи с огромным количеством случаев рассеянного склероза и других тяжелых заболеваний у привитых вакциной от гепатита Вис подачей исков в суд против министерства здравоохранения Франции; см. главу о гепатите В)19. Другой очень хорошей иллюстрацией политики двойных стандартов может послужить нынешняя далекая от завершения история с вакциной MMR, которую родители детей, больных аутизмом, обвиняют в том, что она стала причиной этого тяжелого заболевания. Медицинские власти заявляют родителям, что вакцина безопасна, потому что не доказана ее связь с аутизмом; эта связь — всего лишь гипотеза. Однако когда возникла ничуть не более обоснованная гипотеза о том, что вирус так называемого коровьего бешенства, поражающий мозг животных, может быть опасным и для человека, никто не стал дожидаться доказательств, которые могли бы стоить жизни и здоровья людям, — предположительно инфицированный скот просто начали массово уничтожать! Таких примеров можно привести очень много.

Вакцины не проверяются ни на канцерогенный (способность вызывать рак), ни на мутагенный (способность вызывать генетические мутации) эффект. В вакцины добавляются высокотоксичные вещества (ртуть, формальдегид, фенол, алюминий), хотя никто и никогда не показал безвредность их применения у детей. Наоборот — достаточное количество исследований продемонстрировало, что эти вещества ядовиты, вредны для организма, могут стать причиной тяжелых болезней. После почти 70 лет бесконтрольного использования ртути в вакцинах, в 1999 г. в свете разгоревшегося общественного скандала Американская академия педиатрии рекомендовала незамедлительно от ртути избавиться. Два года спустя та же рекомендация была дана американским Институтом медицины (ЮМ). Кроме того, вакцины в процессе производства постоянно контаминируются (заражаются) микробами, вирусами, грибками и простейшими. Для деконтамина-

19 Girard M. Vaccination and auto-immunity: reassessing evidence // Vaccination, Infection & Autoimmunity: Myth & Reality. Lausanne, October 26-28, 2005. В виде статьи материал опубликован в Medical Veritas, 2 (2005); 549-554. Доклад завершается следующим образом: «Можно с легкостью привести немало других примеров убогой методологии, выборочных оценок и искажений фактов, позволяющих сделать вывод о том, что исследования и разработка вакцин остаются на нулевом уровне доказательной медицины». Перевод А. Чистяковой (Москва). Благодарю д-ра Марка Жирара (Версаль), любезно приславшего мне свой доклад и иные материалы конференции, а также публикации по связи вакцины от гепатита В с аутоиммунными заболеваниями.


ции, в свою очередь, также применяются токсические вещества (антигрибковые препараты и антибиотики), так что в итоге получается ядовитый коктейль с никогда не изучавшимися свойствами20. В главе, посвященной полиомиелиту, мы будем говорить о вирусе SV-40, который в течение многих лет проникал и, возможно, продолжает проникать в полиовакцины, и о предполагаемой связи прививочной кампании в центральноафриканских странах и появления ВИЧ.

Нельзя обойти вниманием еще один аспект, касающийся испытания вакцин. Вакцины тестируются на тщательно отобранных здоровых детях, имеющих заведомо меньший шанс развития осложнений. Однако когда вакцина лицензируется для массового использования, ее сразу же начинают получать все дети, без учета сопутствующих болезней, генетических особенностей и иных важных факторов, ведь требуется реализовать как можно больше вакцин и создать пресловутый коллективный иммунитет! Ротавирусная вакцина не давала, по утверждению фирмы-производителя, осложнений при проверке ее в группе здоровых детей. Но когда ее стали получать все дети, в том числе и недоношенные, оказалось, что она вызывает инвагинацию кишечника. Двое детей погибли, несколько десятков перенесли операции.

Когда новое лекарство испытывается на экспериментальной группе добровольцев, результаты его применения сравниваются с результатами применения плацебо. Когда же испытывается новая вакцина, результаты сравниваются не с плацебо, а с другой вакциной, что прин-

20 Лишь для иллюстрации: «Распространенность микоплазменной инфекции в клеточных культурах, широко используемых в научно-исследовательских лабораториях, значительна, причем в некоторых случаях зараженность коллекций культур превышает 50%... Недавно из препаратов вакцин против кори, полученных в Китайской Народной Республике, было выделено 13 штаммов М. gal-Usepficum; источником этих микоплазм были куриные эмбрионы, на которых выращивали вирус кори... Микоплазменная контаминация вакцин, предназначенных для широкого применения, может быть опасна в свете обнаруженной способности микоплазм изменять антигенные детерминанты макроорганизма и вызывать аутоиммунные последствия» (Борхсениус С. И., Чернова О. А. Микоплазмы. Молекулярная и клеточная биология, патогенность, диагностика. Л., 1989, с. 106). Благодарю Владимира Дворянчикова (Тольятти), обратившего мое внимание на этот аспект проблемы и любезно приславшего цитируемый материал. Многие партии вакцин, в процессе производства которых используется телячья сыворотка, заражены вирусом бычьей диареи (Bolin S. R. et al. Methods for detection and frequency of contamination of fetal calf serum with bovine viral diarrhea virus and antibodies against bovine viral diarrhea virus. J. Vet. Diagn. Invest. July 1991; 3(3):199-203). Вирусы для некоторых вакцин выращиваются на куриных эмбрионах, которые могут быть заражены вирусом птичьего лейкоза. Известна способность этого вируса «прятаться» в геноме хозяина, дожидаясь благоприятного момента, и потом дать начало росту раковых клеток (Nevins J. R. Cell Transformation by Viruses // Knipe D. M. et al. (ed.) Fields Virology (4th ed), 2001. Vol. I, chap. 10. pp. 245-283 и Joklik W. K. Tumor Viruses II Joklik W. K. et al. Zinsser Microbiology (20th ed.), 1992. Chap. 59, pp. 869-905).


ципиально некорректно. Как можно оценить, например, побочные эффекты прививки, если прививают испытуемых в обеих группах? Как определить, кому хуже, а кому лучше, кто еще может выносить боль, а для кого она уже невыносима, особенно если речь идет о крохотных детях? И как на основании такого рода данных можно сделать какой-либо обоснованный вывод? Или же в лучшем случае проводится такое сравнение: берутся дети, не получившие прививки (в подавляющем большинстве случаев — из-за сопутствующих болезней, то есть отбираются больные дети), и их сравнивают со здоровыми детьми, получившими прививку. Результатом такого эксперимента является заранее известный вывод в пользу прививок — привитые и соответствующей болезнью страдают меньше, и состояние здоровья в целом у них лучше21. Настоящее честное сравнение предполагает прежде всего рандомизацию, то есть разбиение всех испытуемых на две группы случайным образом. Это позволило бы отсеять все систематические погрешности, связанные с неравноценностью сформированных вручную групп, и оставить только случайные, которые, в отличие от систематических, легко поддаются четкой оценке методами статистики и тем самым устраняют почву, благоприятную для получения вводящих в заблуждение результатов. В свое время оппоненты прививок несколько раз предлагали сравнить однородные группы здоровых прививаемых детей и здоровых непрививаемых, которые будут получать плацебо, однако сразу же поднимался страшный шум о «неэтичности» такого экспериментирования — как, мол, можно оставить большую группу здоровых детей без спасительных прививок в угоду какому-то эксперименту! Разумеется, за трогательной заботой о здоровье непривитых детей кроется вполне естественный страх честного сравнения, которое может оказаться далеко не в пользу прививок. Точно так же аллопаты в XIX в. постоянно уклонялись от предлагавшихся гомеопатами честных экспериментов по лечению тех или иных болезней, совершенно справедливо предполагая, что результаты такого сравнения наглядно покажут, кто прав в споре двух терапевтических направлений.

К медицинскому или медико-биологическому аспекту прививок мы будем возвращаться во всех главах этой книги, поскольку, с моей точки зрения, именно он, а не философские рассуждения о здоро-

21 В свое время похожим образом в Пруссии доказывалась необходимость прививок от натуральной оспы: сравнивалась заболеваемость оспой привитых солдат — молодых мужчин, взятых в армию благодаря крепости своего здоровья, с заболеваемостью всего непривитого населения, включавшего недоношенных младенцев, хронически больных, инвалидов и пр., и делался вывод в пользу прививок.


вье и болезни или царящая в прививочном царстве коррупция, более всего ставит под вопрос разумность вакцинации. Даже у тех родителей, кто благодаря многолетней пропаганде искренне верит в то, что натуральная оспа была искоренена прививками, вызывает большие сомнения необходимость бездумного перенесения опыта борьбы с таким тяжелым, а нередко и смертельным недугом, как натуральная оспа, на такие вполне безобидные детские болезни, как корь или свинка, не говоря уже о краснухе или ветрянке. Эти болезни оставляют стойкий, обычно пожизненный иммунитет, в то время как иммунитет прививочный довольно быстро исчезает, причем исчезает тем быстрее, чем реже встречается заболевание (об этом мы также будем говорить в дальнейшем), и, таким образом, болезнь отодвигается из детского возраста, когда она практически всегда безопасна, в подростковый и взрослый, когда ее последствия могут быть неизмеримо более серьезны. Вне чисто коммерческих интересов, неизменно присутствующих во всем, связанном с прививками, логику такого «обмена» болезней в детском возрасте на болезни во взрослом возрасте понять невозможно, если вновь не вспомнить о концепции коллективного иммунитета. Почти всегда страдающие от осложнений детских инфекций — это дети с тяжелыми фоновыми заболеваниями иммунной системы; очень часто прививки им категорически противопоказаны. Именно они дают тот самый процент осложнений и даже смертей при заболеваниях, которым вакцинаторы любят запугивать родителей, не уточняя при этом, о каких именно детях идет речь. Массовое прививание призвано ликвидировать циркуляцию возбудителей болезней в человеческом коллективе и, таким образом, снизить для больных детей шанс инфицирования и последующих осложнений. Таким образом, здоровые дети должны подвергнуться риску дважды: сначала рискуя осложнениями от вакцинации (как немедленными, так и отсроченными, о которых мы пока что очень мало знаем), а потом болезнью в том возрасте, когда она неизмеримо опаснее. Вряд ли многие родители, будь они должным образом информированы, согласились бы рисковать здоровьем своих детей.

Производство вакцин и прививание являются разорительными статьями расходов бюджета на здравоохранение, и за все это платит, разумеется, налогоплательщик. Для иллюстрации: прививание одних лишь школьников и только от гепатита В в 1994 г. в провинции Онтарио потребовало 396 млн долларов, а во всей Канаде — свыше 1 млрд долларов, и это, заметим, лишь «чистая» цена вакцины, не


включающая транспортировку, создание постоянной «холодовой цепи», проверку сероконверсии (выработки антител), ведение дел в судах о выплате компенсаций пострадавшим от прививок и сами компенсации22. Даже учитывая значительно меньшую стоимость вакцин в менее развитых странах, читатели могут представить себе размеры затрат на прививки. И это в то время, когда, например, в России далеко не везде медики располагают одноразовыми медицинскими инструментами, в больницах отсутствуют лекарства, для пациентов не находится постельного белья...23. За успокоительными разговорами о важности профилактики те деньги, которые могли быть вложены в реальное улучшение здравоохранения (в том числе и в лучшее лечение инфекционных больных), перекачиваются в карманы производителей и распространителей вакцин. В интервью «Российской газете» 19 октября 2005 г. главный санитарный врач РФ Г. Онищенко заявил: «Профилактика... немыслима без вакцинопрофилактики — недаром столь схожи эти два понятия. Они связаны нераздельно... В нынешнем году за счет средств субъектов РФ и других источников были привиты против гриппа 17,9 млн/ человек. Внушительная цифра? Это всего лишь 11,5 процента от всего населения России... на иммунизацию в рамках национального календаря прививок в будущем году выделено 12,8 миллиарда рублей, а в 2007 году и того больше — 17,7 миллиарда рублей. Никогда, никогда такого не было! Поэтому можно смело планировать в ближайшие два года привить против гепатита В 25 миллионов, против краснухи — 15 миллионов, против гриппа — 44 миллиона человек. Это цифры из Национальной программы здоровья, предложенной президентом России. Вот такая перспектива. В такой ситуации мы вправе требовать, чтобы в России появилось наконец постоянное финансирование для бесперебойного и своевременного снабжения вакцинами против краснухи, вирусного гепатита В, кори, гриппа, полиомиелита учреждений здравоохранения... В цивилизованных странах бюджетные деньги направляются прежде все-

22 The 396 Million Dollar Experiment. Ottawa: The Nightingale Research Foundation, 1994.
Цит. по: Diodati С J. M. Immunization... p. 125.

23 Российский гомеопат д-р Лев Бразоль писал в своей книге 120 лет назад: «...Не могу
обойти молчанием очередные вопросы земства "о наилучшей организации оспопривива-
ния на суммы земских сборов". Из всех видов мотовства и расточительности это самое
безумное и отвратительное: затрачиваются ежегодно миллионы облитых кровью и потом
трудовых денег русского народа на подрыв его здоровья и жизни, и еще задаются вопро-
сом, как наилучшим образом лишить его этих священных и неприкосновенных прав за
его собственные дорогие деньги» (Бразоль Л. Е. Дженнеризм и пастеризм. Критический
очерк научных и эмпирических оснований оспопрививания. Харьков, 1885, с. 140).


го на организацию первичной медико-санитарной помощи и на профилактику. Нужно совместными усилиями формировать в обществе культуру здоровья, повышать мотивацию к его сохранению. Лозунг ВОЗ «Предупредить — Защитить — Привить» актуальность свою не утратит и после недели иммунизации. Он должен быть всерьез и надолго» (выделено мной. — А. К.).За два года намечено истратить на прививки больше миллиарда долларов — и это только из федерального бюджета. А сколько еще придется на «средства субъектов федерации и другие источники», если лишь на недавнее привитие десятка тысяч человек от гепатита А в Санкт-Петербурге местными властями было выделено почти полмиллиона долларов?!24

Прививание детей рождает не только проблему сдвигания болезни в неблагоприятный для больных старший возраст, но и другую, также очень важную. Привитые в детстве девочки лишаются возможности приобрести пожизненный иммунитет к инфекционным болезням и передать его своим будущим детям, поскольку прививочного иммунитета к фертильному возрасту очень часто не обнаруживается. Младенцы, не получающие материнские антитела, оказываются незащищенными перед болезнями, опасными в раннем младенческом возрасте — том самом возрасте, в котором в допрививочную эру малыши были защищены. Единственным выходом, с точки зрения вакцинаторов, является беспрерывное снижение возраста прививаемых и сокращение количества противопоказаний ad absurdum.

Особый разговор должен идти о научном обосновании полезности прививок. И здесь имеются серьезные проблемы. Стремительное развитие иммунологии все более склоняет ученых к мысли о том, что иммунная система устроена гораздо сложнее, чем это предполагалось в те времена, когда в конце XIX — начале XX в. энтузиасты мастерили «на ура» все новые прививки от всех существующих болезней. Сейчас уже понятно, что антитела, выработку которых должны стимулировать вакцины, не только не единственный, но часто даже и не главный механизм защиты человека. Только отлаженная работа невероятно сложной системы, всех ее звеньев на всех уровнях, позволяет человеку оставаться здоровым или переносить болезни с минимальным для себя ущербом. В сборнике материалов по прививкам, подготовленном для родителей, д-р Шерри Тенпенни (США) пишет: «Краеугольным камнем прививочных успехов считается защита антителами, которые

24 Горбунова А. Главное — профилактика. Петербургский дневник, № 32 (44) от 15 сентября 2005 г., с. 5.


вырабатываются в ответ на введение вакцины. Во всех исследованиях, посвященных вакцинам, эффективность определяется выработкой антител. Если несколько вакцин вводятся одновременно, их комбинация считается эффективной, если антител вырабатывается по меньшей мере столько же, как в ответ на введение вакцин по отдельности. Но является ли выработка антител достаточным основанием для того, чтобы быть уверенным в защите от болезни? Даже специалисты этого не знают. Во время дискуссии по утверждению бесклеточной коклюшной вакцины член комитета заявил: «...Главная проблема в том, как соотносятся антитела и защита от болезни. Сегодня 2000 г., а мы не знаем, какие антитела защищают, не говоря уже — в каком точном количестве...». Другой член комитета пошел еще дальше, добавив: «Системы защиты [иммунной системы] неизвестны. Что происходит в ответ на проникновение инфекции — выработка антител или клеточный ответ, или включается какая-то память?». Совещательный комитет по иммунизационной практике сообщил то же самое в отношении коклюшной вакцины: «Изучение эффективности не обнаружило прямой корреляции между выработкой антител и защитой от коклюша»25. О том, что наличие антител, производство которых является целью прививания, отнюдь не означает защиты от болезни, мы будем не раз говорить в дальнейшем.

Противоестественное парентеральное проникновение в организм сложного биокомплекса, в котором присутствуют тяжелые металлы (ртуть), цитотоксические яды (фенол), известные канцерогены (формальдегид), алюминий, загрязнители вакцин (например, микоплазмы или вирусы человека и животных), вызывает очень большие сомнения относительно безопасности такого мероприятия. Постоянный и противоестественный «иммунный стресс», повторяющиеся удары по развивающейся иммунной системе могут считаться совершенно безобидными лишь в пропагандистской прививочной литературе. Стремительно растущая заболеваемость детей различными аллергиями, не говоря уже об онкологических и аутоиммунных болезнях, — лучшее свидетельство того, как природа реагирует на бездумное и безответственное вмешательство человека в установленные ею законы. Вот что пишет, например, в своем письме в Российский Национальный комитет по биоэтике онкоиммунолог проф. В. В. Городилова: «Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально

25 Тепреппу S. J. Vaccines. The Risks. The Benefits. The Choices. Parental Manual.


и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов постепенно истощается, и организм оказывается беззащитным перед различными антропогенными факторами. Человек стареет раньше своего времени. Физиологическое, естественное старение — процесс постепенного затухания, увядания всех звеньев иммунной системы. Вакцины же ускоряют, подстегивают процесс «расходования» лимфоцитов, искусственно приводя организм человека к преждевременному старению, отсюда старческие болезни у молодежи. В онкологии основополагающим служит дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных, кроме того, на борьбу с непрестанно поступающими антигенами — вакцинами»26. С этой точкой зрения вполне согласна проф. Р. С. Аманджолова, в прошлом главный акушер-гинеколог Казахстана: «При каждой прививке — введении антигенов, минуя наружные барьеры — мы забрасываем в цитадель нашего организма троянского коня, многочисленные вражеские войска. Человек с рождения не менее двадцати раз подвергается такому коварному нападению. При этом он переболевает, хотя и в ослабленной форме, заболеваниями, вызываемыми введенными вирусами и бактериями, большинством из которых в естественных условиях он никогда бы и не заразился. При столь изнурительной борьбе гибнут и собственные клетки крови. Организм быстро изнашивается, развивается дефицит ферментов... Вот почему ряд симптомов, свойственных старческому возрасту, к примеру, склерозирование тканей, онкологические заболевания развиваются рано. Они являются следствием дефицита антител и ферментов, характерного для пожилых людей. Подвергаемые постоянным нападкам изнутри, клетки иммунной системы сами становятся агрессорами. Они начинают уничтожать клетки собственного организма и даже ведут к развитию иммунодефицита — СПИДа».27

В своем докладе, прочитанном в марте 1976 г. на семинаре, финансированном Американским обществом по изучению рака (American Cancer Society), профессор вирусологии Роберт В. Симпсон заявил: «Программы прививок против гриппа, кори, свинки, полиомиелита и т.д. могут, на самом деле, засевать людей РНК (рибонуклеиновой кислотой. — А. К),формирующей скрытые провирусы в клетках организма. Эти скрытые провирусы могут играть роль в развитии таких

26 Червонская Г. П. Прививки... с. 384.

27 Вопреки канонам. Здоровье (Казахстан), июнь 2002 г.


болезней, как рассеянный склероз, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, болезнь Паркинсона и, возможно, рак»28. На той же конференции с докладом, содержавшим аналогичные выводы, выступил вирусолог Венделл Д. Винтерс из госпиталя при университете Лос-Анджелеса.29

В российском руководстве по патофизиологии для студентов и аспирантов медвузов проф. Г. А. Игнатьева из Института иммунологии пишет: «...Все современные вакцинирующие препараты получают методами биотехнологии с использованием сывороток и клеток животных. У животных, как становится известно нам чем дальше, тем больше, есть чрезвычайно опасные для человека инфекции типа прионных и ретровирусных. Очистить вакцину от примесей, потенциально содержащих эти инфекции, принципиально невозможно (без потери собственно вакцинирующего антигена). Такое серьезное сопутствующее явление заставляет признать, что, вакцинируя население, медицина несознательно (?! —А. К.)нарушает основной принцип — «не навреди». Выход — в разработке вакцинирующих препаратов без применения каких бы то ни было методов биотехнологий, возможно, методами чисто химического синтеза. Как знает любой врач, в настоящее время таких вакцин нет. Вторая проблема состоит в применении живых аттенуированных вирусных вакцин. В действии аттенуации (ослабление патогенных свойств лабораторными манипуляциями in vitro или на животных) скрыт еще один врачебный самообман. Дело в том, что, выпуская ранее аттенуированный живой микроорганизм в живые человеческие тела, мы не можем отменить и даже контролировать дальнейшую его эволюцию в сторону нарастания патогенности, его генетических рекомбинаций с другими микроорганизмами (а таких фактов много) с образованием новых форм жизни. Поэтому, как бы ни хорош был защитный эффект живых вакцин... применяя их, врач также не соблюдает заповедь «не навреди»30.

28 Simpson R. V. RNA-Containing Viruses in Human Can Be Transcripted Into DNA-Proviruses.
Здесь интересно будет добавить, что после того, как это заявление стало достоянием
гласности и вызвало немало шума, работа в этом без преувеличения жизненно важном
направлении была Симпсоном полностью свернута... в связи с тем, что выполнявший ее
исследователь покинул лабораторию. А еще говорят, что незаменимых людей нет! См.
Mendelsohn R. S. Immunizations. The terrible risk your children face that your doctor won't
reveal. 1988, pp. 28-29.

29 Moscowitz R. The Case Against Immunizations. Journal of the American Institute of
Homeopathy.
March 1983; 76:7.

30 Игнатьева Г. А. Иммунная система и патология // Актуальные проблемы патофизиоло-
гии (избранные лекции) под редакцией академика РАМН Б. Б. Мороза. М., 2001, с. 116.


Американский исследователь д-р Харрис Л. Култер написал целую книгу, в которой показал, что стремительно растущее число преступлений, совершаемых против личности, гиперактивность, неспособность к обучению из-за проблем с концентрацией внимания, дислексия и пр. могут иметь связь с так называемым постэнцефалитным синдромом — хроническим вялотекущим воспалением головного мозга, вызванным вакцинами, в первую очередь — против коклюша31. Им же в соавторстве с матерью ребенка, искалеченного прививкой, Барбарой Л. Фишер, нынешним директором американского Национального центра информации о прививках, была написана другая обстоятельная книга — о прививке DPT (АКДС). Авторы экстраполировали данные исследования (в котором принимали участие 6 тысяч детей), проведенного в госпитале Калифорнийского университета, и дали следующую приблизительную оценку числа несчаст

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.