Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
заседанием кафедры СГЕНД
Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Заочной формы обучения
по изучению дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Костанай 2015 г.
Методические рекомендации для студентов составлены:
Абилевой Зайрой Танибергеновной, кандидатом химических наук, доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.
Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина
Методические указания студентам для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Пояснительная записка
Цели и содержание дисциплиныИзучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусмотрено Государственным образовательным стандартом во всех вузах по всем направлениям подготовки. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» для менеджеров является дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин, обязательной для изучения всеми студентами и играет важную роль в обретении общекультурных компетенций, позволяющих жить и работать в современном мире.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы, предусмотреннойФедеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 0327000.62 «Филология» Содержание учебного курса определяется квалификационными требованиями к выпускникам – будущим специалистам в области менеджмента.
«Безопасность жизнедеятельности» - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку в условиях чрезвычайных ситуаций, профессиональной деятельности, повседневной жизни и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Цель курса – снабжение будущих квалифицированных специалистов общей грамотностью в области безопасности и оказания первой медицинской помощи, достижение безопасности человека в любой среде обитания; изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания.
Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к экстремальным условиям.
Основными задачами, которые ставятся перед студентами при изучении данного курса, являются:
вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;
- социально-экономической оценки ущерба – здоровья человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;
- обеспечения устойчивости функционирования объектов транспорта и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;
- принятия решений для устранения последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации последствий.
Студенты на основе полученных знаний должны уметь:
- оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;
- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;
- разрабатывать организационные мероприятия по повышению безопасности и экологичности перевозок на транспорте;
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
- управлять действиями подчиненного персонала при ЧС.
Семинарские занятия по курсу Безопасность жизнедеятельости занимают важное место в системе обучения студентов. На семинарские занятия выносятся наиболее сложные и важные проблемы учебной дисциплины. В результате активной работы на семинарах студенты могут выработать следующие основные навыки:
- оказания первой доврачебной помощи при поражении током и других травмах;
- измерения факторов производственной среды;
- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов природного и техногенного характера;
- пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.
Основными формами на семинарах являются выступления по отдельным вопросам темы; подготовка рефератов и докладов по наиболее дискуссионным проблемам дисциплины; работа в малых группах, семинар – конференция.
Подготовка к занятию. При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, рекомендуемого для подготовки к семинарам, следует уяснить содержание и структуру вопроса, проанализировать конспект лекции, прочитать и законспектировать соответствующие разделы рекомендованных учебных пособий, подготовить письменно краткий план ответа на контрольные вопросы.
Помимо основной литературы рекомендуется использовать дополнительную, а также самостоятельно находить необходимый материал в периодических изданиях. В целях самоконтроля знаний по каждой теме прилагаются проверочные тесты по теме или вопросы для самоконтроля.
Изучение Безопасности жизнедеятельности требует от студентов одновременного использования трех видов источников: учебников, специальной литературы, а также источников из электронных ресурсов.
При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, рекомендуемого для подготовки к семинарам, следует уяснить содержание и структуру вопроса, проанализировать конспект лекции, прочитать и законспектировать соответствующие разделы рекомендованных учебных пособий, подготовить письменно краткий план ответа на контрольные вопросы.
Студенты могут составлять и более полные, и более сжатые планы ответов, однако они всегда должны включать следующие составные части:
1)Вступление (определение места изучаемого вопроса в учебной дисциплины);
2)Основная часть (раскрытия сущности вопроса);
3)Заключение (краткий вывод по вопросу)
Положительным также будет стремление студента изложить различные точки зрения на рассматриваемую проблему, выразить свое отношение к ней, применить теоретические знания для анализа современного правового процесса.
Изучение дисциплины требует от студента знания предмета, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма. Приступая к изучению дисциплины, продумайте последовательность выполнения заданий. Между выполнением заданий делайте перерывы.
При чтении материала задавайте себе вопросы: о чём или о ком говорится в этом тексте и т.п. Ищите связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаете, с тем, что уже знаете. Следите за тем, чтобы это были главные связи, связи по смыслу. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбейте его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.
Используйте метод ключевых слов. Ключевые слова - самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Правила работы:
1. Читая абзац, выбери для него одно- два ключевых слова.
2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
5. Запиши эту цепочку и постарайся её выучить.
6. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Не оставляйте подготовку к творческим работам на последний день. Готовьтесь к ним заранее, распределяя нагрузки равномерно.
При подготовке устных предметов используйте карты, схемы. Они помогут лучше понять и запомнить материал.
Организуйте работу следующим образом (метод 5П, разработанный американскими психологами):
1П - Просмотри текст (бегло)
2П - Придумай к нему вопросы
3П - Пометь карандашом самые важные места
4П - Перескажи текст
5П - Просмотри текст повторно
Составляйте план устного ответа.
Проверяйте себя.
Методические указания по выполнению СРС
По предложенным темам необходимо выполнить и сдать в установленные сроки работы, подготовившись по форме контроля, указанной в соответствующей колонке «Графика выполнения и сдачи СРС».
Из находящегося в графике перечня из 17 тематических направлений, необходимо выполнить 7(семь) заданий на выбор студента. Обязательным для выполнения является реферат на тему «Социально-опасные заболевания» выполняется всеми студентами без исключения. Реферат готовится в соответствии с правилами оформления документации ВУЗа. Студент выбирает одно из социально-опасных заболеваний, предложенных в соответствующем столбце «графика выполнения и сдачи СРС» и выполняет работу. Реферат подлежит защите на первом практическом занятии.