Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пензенский государственный университет

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

 

Факультет педагогики, психологии и социальных наук Кафедра «Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования»  

Направление подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Логопедия»

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Пополнение словаря наречий путем словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Студент ___________________ (подпись, дата)     Масягина Мария Юрьевна
  Научный руководитель ___________________ (подпись, дата)   к. п. н., доцент В.В. Гордеева
  Нормоконтролёр ___________________ (подпись, дата)   Е.А. Карпушкина
Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от_________________№_______)
  Заведующий кафедрой _______________ (подпись)   Л.Н. Корчагина
Работа защищена с отметкой____________(протокол заседания ГЭК от_________№____)
  Секретарь ГЭК _______________ (подпись)   Н.А. Мали

 

Пенза, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1. Особенности развития словаря дошкольников с ОНР…………….. 6

1.2. Характеристика формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР ………………………………………………………….. 14

1.3. Сравнительный анализ пополнения словаря различными частями речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и ОНР………… 19

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРЯ НАРЕЧИЙ ПУТЕМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

2.1. Содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента

2.2. Организация работы над пополнением словаря наречий путем словообразования у дошкольников с ОНР ……………………………………

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

 
 


ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых важных вопросов в развитии ребенка всегда был вопрос развития речи. Ведь речь играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Именно поэтому ее формирование занимает отдельное место в воспитании детей. К тому же дошкольный возраст – это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.

Слово помогает ребенку адаптироваться в мире людей, оно вводит ребенка в социум. Благодаря слову ребенок начинает понимать окружающий мир, осознает себя как индивидуальность, и как результат – ребенок становится активным участником общественной жизни.

В дошкольном возрасте словарный запас ребенка должен составлять такой объем, благодаря которому он сможет общаться со сверстниками, хорошо обучаться в школе, понимать литературу и т.п. Это главные причины, почему пополнение словарного запаса у детей является важнейшей задачей в дошкольной педагогике. Словообразование является одной из ступеней на пути развития словаря ребенка.

Вопросы словообразования вызывают интерес ученых уже на протяжении многих десятков лет. Изучением основных закономерностей, последовательности и этапов становления словообразовательной системы языка в онтогенезе занимались такие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др. Повышенное внимание к словообразованию обусловлено тем, что оно играет существенную роль в развитии языковой компетентности и речевой коммуникации ребенка, представляя собой особый путь формирования лексики (за счет производных слов), овладения грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически правильного письма [31].

Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов.

Несмотря на интерес исследователей к изучению речи дошкольников с ОНР, проблема особенностей формирования навыков словообразования и особенностей развития словаря остается малоизученной. Все это свидетельствует об актуальности выбранной нами темы исследования.

Объект исследования– пополнение словаря наречий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Предмет исследования– развитие навыков словообразования как средство пополнения словаря наречий у детей дошкольного возраста с ОНР.

Цель исследования: изучить эффективность логопедической работы над пополнением словаря наречий у детей дошкольного возраста с ОНР путем формирования словообразовательных навыков.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) провести констатирующий эксперимент с целью выявления сформированности словаря наречий у дошкольников с ОНР;

3) разработать и провести серию логопедических занятий с использованием приемов словообразования, направленных на пополнение словаря наречий у дошкольников с ОНР;

4) изучить динамику сформированности словаря наречий у детей дошкольного возраста с ОНР;

5) провести анализ полученных результатов и сделать соответствующие выводы.

Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:

I этап (май – август 2015 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;

II этап (сентябрь 2015 года) предполагал диагностику особенностей развития словообразовательных навыков у детей с ОНР;

III этап (октябрь 2015 – февраль 2016 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии логопедических занятий по пополнению словаря наречий путем словообразования у дошкольников с ОНР ;

IV этап (март 2016 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в развитии навыков словообразования наречий дошкольников с ОНР.

Перед началом работы мы выдвинули гипотезу о том, что логопедическая работа по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР, способствует эффектному пополнению у них словаря наречий.

Методическую основу исследования составили:

– изучение и анализ научно-методической литературы;

– эксперимент;

– анализ продуктов деятельности детей;

– качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическими основамиисследования являются работы, посвященные проблемам изучения навыков словообразования у детей с ОНР В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой и др. Все они придавали большое значение данной проблеме, доказав своими исследованиями, возможность пополнения словаря детей с ОНР путем развития навыков словообразования.

Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №139 г. Пенза.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами в работе над развитием лексической стороны речи у детей с ОНР.

Структура исследования:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.