ТРА—ТРА—ТРА— хотим ватрушек мы с утра. ТРО—ТРО—ТРО— домой поедем на метро. ТРУ—ТРУ—ТРУ — вьются флаги на ветру. ТРЫ—ТРЫ—ТРЫ — мы умелы и хитры.
Найди две одинаковые тарелки с ватрушкой.
, Изменяй предложения по образцу.
1. Я ем ватрушки на завтрак 5. Я выучил сорок скороговорок.
(мы едим ватрушки на завтрак; 6. Я фотографирую друга фотоаппаратом,
ты; вы; он; она; они). 7. Я разбил термометр.
2. Я еду утром на трамвае. 8. Я заворачиваю подарок в красивую
3. Я убираю квартиру. бумагу.
4. Я еду с другом в аэропорт.
Как называются профессии людей, изображённых на картинках?
Придумай предложение по каждой картинке. Например: продавец продаёт молочные продукты.
ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[Р] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ
Выучи скороговорки, повтори каждую по два раза. 7. До города дорога в гору, От города — с горы.
Расскажи, какими видами транспорта можно добраться до твоего дома?
2. Ворона на воротах, Сорока на пороге, Воробей на дороге.
Расскажи, как по внешнему виду можно отличить ворону, сороку и воробья.
3. Трое трубачей трубят в трубы. 6. Прохор и Пахом едут верхом. Чем трубач отличается от трубочиста? 7. У Кондрата куртка коротковата.
4. — Расскажите про покупки! 8. Два дровосека, два дроворуба
—Про какие про покупки? На дворе дрова топорами рубят.
—Про покупки, про покупки, —Раз — дрова! Два — дрова! Про покупочки мои. Не руби дрова на траве двора.
5. На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Расскажи, какие бывают трубы. Например: эта труба — водопроводная, эта — выхлопная у автомобиля, и т. д.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Послушай рассказ и перескажи его.
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?
Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Я хорошо помню твоих отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает: «Угу». А рта не раскрывает.
Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы».
«Угу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тогда стал рак говорить про ворону. «Хорошие они все были, а всё не такие, как ты. Ты лучше их».
«Ага», — каркнула ворона и раскрыла рот. А рак упал в озеро.
(По Л.Н. Толстому.)
ЗВУК [РЬ]
ВНИМАНИЕ!
Если у ребёнка автоматизирован звук [Р] (т. е. ребёнок может легко произносить этот звук в словах и фразах), то правильного произнесения звука [РЬ] можно добиться, используя прием подражания. Предложите ребёнку длительно и раскатисто произнести звук [Р] и соединить его со звуком [И], широко растягивая при этом губы в улыбку. Так же прорабатываются слоги с Я, Е, Ё, Ю.
«Кто поёт?»
Тигр произносит звук [Р] твёрдо: РА, РЫ, РО. А тигрёнок произносит мягко: РИ, РЕ, РЯ.
Я буду произносить слоги, а ты догадайся, кто поёт: тигр или тигрёнок. /. РИ, РЯ, РЫ, РЕ, РА, РУ, РИ. 2. ДРА, ТРИ, ТРЕ, ТРУ, ДРУ, ТРЯ.
«Подарки»
Выбери подарки для тигра и тигрёнка. Помни, что тигр любит подарки, в названии которых есть твёрдый звук [Р], а тигрёнок — в названии которых есть мягкий звук [РЬ].
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [РЬ] В СЛОГАХ
«Песенки»
Повторяй песенки маленького тигрёнка по два-три раза.
Картинки для обследования речи....................................................................... 6
Звук [С] ............................................................................................................... 9
Звук [СЬ] ............................................................................................................ 20
Звук [3] ............................................................................................................................................ 25
Звук [ЗЬ] ............................................................................................................ 30
Различай звуки [С] и [3] .............................................................................................................. 35
Звук [Ц]............................................................................................................... 37
Различай звуки [С] и [Ц].................................................................................... 42
Звук [Ш].............................................................................................................. 45
Звук [Ж]............................................................................................................. 55
Различай звуки [Ш] и [Ж].............................................................................. 60
Различай звуки [Ш] и [С]................................................................................... 62
Различай звуки [3] и [Ж]............................................................................................................... 66
Звук [Щ].............................................................................................................. 68
Различай звуки [Щ] и [СЬ] .............................................................................. 72
Различай звуки [Щ] и [Ш].................................................................................. 74
Звук [Ч] ............................................................................................................... 75
Различай звуки [Ч] и [С], [Ч] и [СЬ] ................................................................. 80
Различай звуки [Ч] и [ТЬ] ................................................................................. 81
Звук [Л] .............................................................................................................. 82
Звук [ЛЬ]............................................................................................................. 88
Различай звуки [Л] и [ЛЬ].................................................................................. 93
Звук [Р] .............................................................................................................. 94
Звук [РЬ]............................................................................................................ 104
Различай звуки [Р] и [Л] ................................................................................ 108
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.
(О. Перова)
Вегемотики.
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Лягушка и слоник.
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».
Змея.
Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от-
Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и
Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три-
Только так, а не иначе. четыре раза.
(М. Синицына)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
(М. Синицына)
Часики.
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.
Месим тесто.
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .
Блинчики.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
(О. Перова)
Чистим зубки.
1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи сти» (води влево-вправо) за нижними зубами под счёт (семь-восемь раз).
2. Теперь почисти за верхними зубами (рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого.
Киска сердится.
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.
Погладь киску.
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Лошадка.
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)
Парус.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Маляр.
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.
Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!
(Н. Тёгипко)
Качели.
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
(И. Тегипко)
Вкусное варенье.
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
(М. Синицына)
Чашка.
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
(М. Синицына)
Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
(М. Синицына)
Грибок.
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.
Дятел.
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.
(М. Синицына)
Комарик.
Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.
Прилетает по ночам, Не даёт уснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.
(М. Синицына)
Заведи мотор.
Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.
(М. Синицына)
Сдуй снежинку.
Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Фокус.
Чтобы фокус получился, надо: 7. Открыть рот;
2. Сделать «чашку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остаётся желобок);
3. Положить маленький кусочек ватки нанос;
4. Сделать вдох через нос;
5. Сильно дунуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похо жий на [Ф], но не на [X]).