Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абдрахманов Р. Проблемы уголовно-процессуального задержания. // Законность. - 2003.- №3.- C.21-22

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ срок уголовно-процессуального задержания сокращен до 48 часов. В то же время формулировки соответствующих статей УПК РФ не позволяют однозначно трактовать момент начала исчисления срока задержания.

С одной стороны, необходимо соблюсти конституционные права подозреваемого. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания. А ч. 3 ст. 49 УПК РФ говорит о допуске защитника "с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления". С другой стороны, законодательные изменения влияют на профессиональные интересы органов предварительного расследования. В условиях активного противодействия защитника и его клиента органы расследования должны перестраивать методы своей работы, чтобы обеспечить возможность собирания доказательств в более короткие сроки. Здесь важен каждый час.

В гл. 12 УПК РФ, посвященной задержанию подозреваемого, базовой формулой является "момент задержания" (ст. ст. 92, 94,96). Однако без соответствующих уточнений конкретизировать это положение трудно. Его могут понимать по-разному. Например, исчислять начало срока задержания с момента захвата на месте совершения преступления, или с момента доставления лица в органы милиции, или же с момента подписания протокола задержания.

Уточнить формулировку можно исходя из смысла ст. 5 УПК РФ, закрепляющей основные понятия, используемые в Кодексе. Формулировка дополняется определением "фактическое". В п. 11 говорится, что задержание применяется "на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления". Далее законодатель объясняет словосочетание "момент фактического задержания". Это - "момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления" (п. 15).

Но лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, реально и при захвате подозреваемого на месте совершения преступления, и при доставлении лица в милицию. Иначе говоря, п. 15 ст. 5 УПК РФ не решает проблему толкования. Нужны более весомые аргументы.

Порядок задержания предусмотрен ст. 92 УПК РФ. По смыслу ее ч. 1 следует отличать доставление от задержания. Устанавливаемый в этой норме 3-часовой срок, не позднее которого должен быть составлен протокол задержания, аналогичен 3-часовому сроку в административном праве. Он необходим для установления личности подозреваемого, поскольку в протоколе задержания подозреваемого требуется указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения и другие данные. Кроме того, ч. 1 ст. 96 УПК РФ требует от дознавателя, следователя или прокурора уведомить родственников подозреваемого о его задержании.

За этот срок необходимо установить наличие основания для задержания, т. е. обоснованное подозрение в совершении преступления плюс возможность назначения наказания в виде лишения свободы.

Жесткость срока "...не более 3 часов..." определена законом как гарантия соблюдения прав лица, доставленного в правоохранительные органы.

Таким образом, ни "доставление", ни тем более "захват на месте преступления" не могут считаться началом отсчета срока задержания.

Уголовно-процессуальное задержание как действие, порождающее ряд правовых последствий, должно быть задокументировано. Без этого задержание не будет считаться процессуальным действием, не будет порожден юридический факт.

Факт уголовно-процессуального задержания фиксируется протоколом задержания. С этого момента задержанный [с.21] приобретает статус подозреваемого, с этого момента следует исчислять срок задержания.

Иное дело при появлении подозреваемого в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). При наличии оснований для задержания (не на месте совершения преступления) и принятии решения об этом должно быть вынесено соответствующее постановление. Однако нынешнее законодательство, в отличие от прежнего, не предусматривает такого документа ни в гл. 12, ни в Приложениях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Это, на наш взгляд, упущение законодателя, поскольку в соответствии с п. 25 ст. 5 УПК любое процессуальное решение должно быть оформлено постановлением. Кроме того, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предусматривает право следователя давать органу дознания поручения об исполнении постановления о задержании.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.