Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выработка альтернативных решений



В зависимости от ваших целей и характера ваших отноше­ний с клиентом возможны 3 варианта дальнейшего анализа:

а) Суммируйте свои наблюдения и желаемый результат. Спросите клиента: “Как бы вы могли это объяснить?” Если вы правильно изложили факты, у клиента обычно появляются новые идеи и он пытается сам интерпретировать события. Структурирования, сделанного с помощью модели принятия решений, бывает иногда вполне достаточно, чтобы помочь человеку осоз­нать причины его затруднений.

б) Обобщите услышанное вами и отрефлектируйте основную эмоцию клиента. Можете спросить у него, какое чувство превалировало у него на начальном этапе беседы. Попросите клиента сконцентрировать внимание на этом чувстве, ощутить его как можно ярче. Используя метод сфокусированной свободной ас­социации, дайте клиенту указание взять за основу это чувство и вспоминать свои прошедшие годы, “забираясь как можно глубже, вплоть до раннего детства”. (Вы скоро обнаружите, что свободное ассоциирование идет лучше, когда отталкивается от эмоций, а не от рациональных построений.) Большинство первых ассоциаций клиента касаются его юности, а затем переходят на более поздние события. В некоторых случаях следует выявлять ассоциации, основываясь на основной последовательности выслушивания.

Теперь у вас на вооружении появились первые ассоциации, дающие вам понятие об определенных чувствах клиента. Осно­вываясь на этом, вы с клиентом уже можете определить некото­рые постоянные паттерны смысла. Открытие и маркировка этих паттернов — уже пример базовой психоаналитической консуль­тации.

Вы можете обнаружить слова, повторяющиеся в разных ас­социациях, оригинальные сны или проблемы. Для более глубо­кого понимания следует повторить упражнение.

в) Третий вариант отличается от первого только тем, что вы просите клиента свободно ассоциировать, вспоминая самое ран­нее детство. Снова используйте технику сфокусированного ассоциирования. Представьте себе эти образы, пользуясь ОНВ. Че­рез некоторое время вы сможете соединить воедино группы об­разов и обнаружите несколько стереотипов, в основном повто­ряющихся в повседневной жизни.

На этом этапе клиент может попробовать интерпретировать образы сам, и вам придется лишь направлять и добавлять. Во­обще говоря, интерпретации клиента более продолжительны и подробны.

Обобщение

Обычно психоанализ ориентирован на то, чтобы сказанное во время интервью переносилось на реальную жизнь. Однако, будет полезно попросить клиента обобщить то, что он понял в результате беседы. Что клиент запомнил в качестве основных фактов, чувств, интерпретаций? Вполне приемлемо, если вы захотите дополнить интервью разговором о перспективах клиен­та и разработать план некоторых действий.

Комментарий: Можно сделать вывод, что структура интер­вью, соединенная с микротехниками из третьей главы, является вполне достаточным основанием для построения продуктивного интервью психодинамической ориентации. Однако, такие поня­тия, как индивидуальная и культурная эмпатия, навыки наблю­дения (как за вербальными, так и невербальными проявлениями поведения клиента), вычленение инконгруэнтностей, присоеди­нение и руководство, поиск позитивных ресурсов — все это важные характеристики успешного сеанса.

Специфическими психодинамическими добавлениями явля­ются, во-первых, само содержание беседы, во-вторых, особые указания, а в-третьих, цели использования психологических техник — т. е. обнаружение жизненных стереотипов поведения и их связи с ранним опытом через применение оригинальных теоретических интерпретаций.

 

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Понимать значение Фрейда как человека, который впер­вые систематически подошел к объяснению мыслительных про­цессов.

До него у нас не было реального понимания психических расстройств и отсутствовала работающая модель возможного лечения. Фрейд выдвинул и обосновал идеи, имеющие огромное влияние на западную культуру и общество; эти идеи были раз­виты его многочисленными продолжателями, такими, как Ад­лер, Юнг, Фромм.

2. Объяснять основополагающие постулаты психодинамиче­ской теории.

Мировоззрение Фрейда было представлено в современной, адаптированной форме. Модификация американскими Я-психологами фрейдизма повлекла за собой критику Жака Лака­на, призвавшего “вернуться к Фрейду”. Не смотря на это, все неофрейдистские концепции основываются на понятии бессоз­нательного и на признании его влияния на сознательные действия. В этой главе даны основные положения фрейдизма, включая стереотипы поведения, берущие начало в детстве и повторяющиеся во взрослой жизни. Обсуждались также защитные механизмы как примеры продолжения детского опыта. Была также приведена концепция структуры личности: ОНО, Я и Сверх-Я.

3. Понимать основные положения теории развития. Была представлена теория объектных отношений с акцентом на важности выделения и адаптации к основным задачам разви­тия растущей личности. Подчеркивалось огромное значение стиля поведения матери, а также обсуждались оральный, аналь­ный и Эдипов периоды в жизни ребенка.

4. Объяснять базовые техники психодинамического интер­вьюирования.

Основной техникой психоанализа является техника свобод­ных ассоциаций, включающая в себя фиксацию на чувствах, сфокусированное ассоциирование и повторение. Приведен ана­лиз феномена сопротивления, переноса и контрпереноса. Ин­терпретация была названа техникой, требующей очень серьез­ного знания психодинамической теории.

5. Знать некоторые практические приложения психодинами­ческого подхода.

Жизненно важным является выявление подсознательного поведения клиента. Даны пример практического применения вышеприведенных техник. Одним из наиболее распространен­ных направлений, трактующих психоаналитические методы, является транзактный анализ. В дополнение к предыдущему даны практические упражнения по этому направлению.

5. Определить и использовать ключевые термины главы: бес­сознательный опыт, интерпретация, свободная ассоциация, фиксация на чувствах, сфокусированное свободное ассоцииро­вание, повторение, сопротивление, перенос, контрперенос, инсайт, бессистемный (дикий) анализ.

 


ГЛАВА IX

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.