Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Великое географическое закрытие

Аля Соколова

 

(летопись путешествия)

Действующие лица:

 

Фернан Магеллан, -как любой истинный португалец, больше всего на свете любит запускать кораблики. Он умеет делать их из бумаги (особенно хорошо держатся на воде вырванные из школьного дневника страницы), из палочек, листьев и любых других подручных материалов. Когда Ферни разобрал крышу дедушкиного дома, чтобы сделать из нее плот, дедушка решил, что с хобби внука пора покончить и подарил ему маленькую шхуну. К чему это привело, вы скоро узнаете…

 

Беатрис Барбоза– если вы считаете, что эту девочку дразнят в школе «Барбоса», то вы глубоко заблуждаетесь. Никому и в голову не приходит ее дразнить, потому что она милая и добрая девочка. Обожает сладости. Точнее, раньше обожала, пока не попала в передряги, о которых и повествует наша летопись.

Антонио Пигафетта, -итальянский пенсионер. Но даже к преклонным годам в нем не выветрилась жажда приключений. Стоит его позвать куда угодно, хоть на край света, как он с радостью составит вам компанию. Как мы увидим, он готов присоединиться даже тогда, когда никто его и не звал...

 

Пират Лукас – бедняге никак не удается ограбить ни один корабль. Иногда, после очередного провала, он даже подумывает: а может быть, заниматься пиратством – нехорошо? Но тотчас же выбрасывает из головы эти мысли и планирует новые нападения… Лукас даже пробовал учиться в школе для пиратов и изучал технику абордажных бросков, но часто болел, простужаясь на морском ветру, и так и не доучился.

 

 

Картина 1. Школьный кабинет географии.

Дубовые шкафы со старыми фолиантами Птолемея, у двери стоят в вазочке розги (подпись: «розги»). Дубовые резные парты. На доске висит огромная карта мира: материки и океаны покоятся на трех слонах, которые стоят на большой черепахе. Возле учительского стола прибит «График дежурств».

 

В графика стоят Фернан Магеллан и Беатрис Барбоза.

 

беатрис

Все правильно: 20 сентября 1519 года. М. – Магеллан и Б – Барбоза. Мы с тобой сегодня дежурим по классу. Давай поскорей приберемся и пойдем гулять.

Подходят к стенду с картой мира. Беатрис начинает его отодвигать в сторону, Фернан стоит, в красивом жесте подняв руку.

 

Фернан

Как там говорил учитель? Земная твердь обрывается, и внизу, теряясь в тумане, медленно покачиваются стройные тела древних, как мир, слонов… Красиво, да?

Беатрис

Вот именно. (кряхтит, пытаясь сдвинуть стенд с места) А нам приходится их таскать … Давай помогай!

фернан

(тоже начинает толкать)

Так неохота дежурить! На улице солнце, звенят ручейки, можно запускать кораблики…

беатрис

А представь, каково этим слоникам. Тысячи лет они стоят на своем посту и им не то что погулять нельзя, они даже почесаться не могут!

фернан

Черепахе гораздо хуже. Она, бедняжка, держит на себе и мир, и еще трех слонов! Как гимнастка в цирке.

беатрис

Ну, на гимнастку она не очень похожа …

фернан

Слушай, Беатрис, а чем они там питаются?

беатрис

Кто?

фернан

Ну, слоны с черепахой. Ведь там, под диском земли, совершенно нечего есть!

беатрис

Ты хочешь сказать, что они уже тысячу лет не завтракали?

фернан

… не обедали и не ужинали!

беатрис

Ой-ой-ой, несчастные слоники, бедная черепашка! Представляю, как они проголодались!

Фернан

(торжественно)

Беатрис! Кроме нас больше некому это сделать.

беатрис

Чего – этого? Что ты задумал, Фернан?

фернан

Мы поедем к краю земли и покормим слонов и черепашку.

беатрис

Но ведь земля такая большая! Как мы туда доберемся? К тому же, мы собирались с тобой запускать кораблики.

фернан

А почему бы это не совместить?

Занавес. Смена декораций.

 

Картина 2. Шхуна «Тринидад»

Борт парусного корабля. Возвышается грот-мачта, с нее спускаются ванты, на которых укреплен брамсель. На канатах висит спасательная шлюпка. Рядом со штурвалом к реям привязан гамак.

За бортом виднеется бухта, в которой теснятся лодочки, парусники, каракки, шхуны и галеры.

 

Входят Фернан и Беатрис.

Фернан

Я назвал свой корабль Тринидад, что означает «троица»: в честь слонов, которых мы едем спасать.

беатрис

А как же черепашка, в ее честь тоже что-нибудь надо назвать!

фернан

Ты права… Назовем в ее честь шлюпку!

Фернан подходит к Беатрис.

 

фернан

Ну что ж, Беатрис, пора прощаться…

беатрис

Ты что, остаешься? Ферни, я боюсь плыть одна!

фернан

Ты не поняла, это я уезжаю, а ты остаешься.

беатрис

Ты что, собрался плыть без меня???

фернан

Ну конечно! Дамы сердца всегда остаются на берегу и умирают от тоски по своим возлюбленным.

беатрис

Значит, ты хочешь, чтобы я умерла от тоски?

фернан

Ни в коем случае. Обязательно ходи на ярмарки по воскресеньям, это будет отвлекать тебя от печали.

беатрис

Ни за что, Фернан Магеллан. Я поплыву с тобой.

фернан

Беатрис…

беатрис

Если ты меня не возьмешь с собой, я расскажу твоей маме, что ты собрался на край света.

фернан

Но это шантаж!

беатрис

Конечно, шантаж. Пожалуйста, не забудь взять в дорогу оливкового варенья, я его так люблю! И еще джем из абрикосов и мятные монпансье.

фернан

Может, мне еще зефир в шоколаде с собой прихватить?!!

беатрис

Какой ты заботливый, Ферни… Обязательно возьми зефир, я его обожаю. А я пока пойду соберу платья… Не могу же я в чем попало явиться на край света.

Беатрис уходит и сразу возвращается, с трудом толкая перед собой огромный чемодан с наклеечками портов. Наклейки разных цветов, размеров и форм, но на всех написано одно и то же: «Севилья», «Севилья», «Севилья», «Севилья».

Фернан

Это что???

беатрис

Путешественники всегда привозят из путешествий такие наклеечки. Просто я, кроме нашей Севильи, пока нигде не была…

фернан

Когда ты успела собрать вещи???

беатрис

А я заранее все сложила. Я же знала, Ферни, что ты не откажешься взять меня с собой.

Беатрис целует Фернана в щечку и садится на чемодан.

беатрис

Три вечерних платья, одно утреннее и шестнадцать дневных. Как думаешь, в какое время суток мы доберемся до края света? Я надеюсь, днем. Утром так не хочется вставать…

Фернан

О, горе мне! Женщина на корабле! Это сулит нам несчастья.

Фернан идет к штурвалу.

фернан

Ну что же, полный вперед!

голос из-за сцены

Есть полный вперед!

Фернан изумленно замирает и поворачивается.

 

фернан

Кто здесь?

Выходит Антонио, седовласый длиннобородый старик.

 

фернан

А вы еще кто такой?

антонио

Юнга.

Фернан

Я слышал, раньше мальчишки пробирались на корабли и становились юнгами, но чтобы дедушки!

антонио

Ну пожалуйста, Фернан, возьми меня с собой! Я тоже хочу на край света!

фернан

Ладно, так уж и быть. Кто-то ведь должен драить палубу и мыть гальюн. Ну что же, мы отправляемся. Прощай, Севилья, прощай, Гвадалквивир! (голосом капитана) Отдать швартовы!

Занавес. Смена декораций.

 

 

Картина 3. Трюм корабля

Тусклая лампочка под потолком. На полках стоят огромные консервные банки, коробочки и упаковки с кормом. Это точные копии кошачьих и собачьих кормов (узнаваемый дизайн, цвета, шрифты, но вместо изображений кошек и собак – слоны.) Здесь и сухой корм, и «Желе с пальмовыми листьями», и «Паштет из фундука». В яркой упаковке - «Молодые побеги баобаба», а также «Рулетики с бананом». Кое-где виден слоган: «Ваш слоненок будет доволен».

На переднем плане стоит огромная консервная банка, на ней можно прочитать даже рекламу: «Желудок у слоненка не больше цистерны, а сил для игр и роста нужно ох как много».

Вверх, на палубу, ведет лестница.

По лестнице спускается Беатрис, спрыгивает с последней ступеньки на пол и крадется вдоль полок. Оглядывается по сторонам и, убедившись, что никто за ней не следит, тянется к ближайшей полке.

Раздаются шаги. Сначала шаги идут в одну сторону, потом в другую. Беатрис прислушивается и замирает. По лестнице начинает спускаться Фернан.

Беатрис прячется.

Фернан проходит вдоль полок. Рассматривает банки.

 

фернан

(разговаривает сам с собой)

Надеюсь, край света уже близко, иначе у продуктов кончится срок годности…

Бернан замечает голубой бантик Беатрис, торчащий из-за консервной банки.

фернан

Ну вот, я же говорю… Уже и плесень завелась, голубая.

Фернан, приняв бант Беатрис за плесень, тянет за бант.

беатрис

Ой-ой-ой! Больно!

фернан

Беатрис?? Что ты тут делаешь?!

беатрис

Я хочу есть, Фернан!

фернан

Поешь мятных подушечек.

беатрис

Они закончились вчера утром. Мы плывем уже целых три года, а края земли все не видно. Давай, съедим эти припасы!

Беатрис лезет на одну из банок. Фернан хватает ее за ногу

фернан

Что ты делаешь, Беатрис! Это же слоновий корм! Чем мы будем кормить трех бедных голодных слоников и одну черепашку?

беатрис

Ну, они же стояли тысячу лет без еды, и еще немножко потерпят. Ну хотя бы чуть-чуть, Ферни, ма-аленький кусочек слоновьего корма! Вон, например, ту баночку «рулетики с бананом». Можно?

фернан

Нельзя, Беатрис!

беатрис

Хорошо-хорошо, не ругайся… Тогда я возьму вот эти побеги баобаба.

фернан

Беатрис, вообще-то, это бунт на корабле. Согласно морским законам, я должен выпороть тебя у мачты и посадить на хлеб и воду.

беатрис

Дорогой Ферни, сажай меня поскорее! Уже вторую неделю едим почерневшие сухари, и если ты мне дашь настоящего хлеба, я готова посидеть в трюме!

фернан

Нет у меня никакого хлеба… Беатрис, попытайся отвлечься, подумай о чем-нибудь другом…

Они садятся на край сцены, задумчиво глядя перед собой.

Беатрис вскакивает.

беатрис

Я не могу ни о чем думать, кроме еды!

фернан

А меня преследует одна мысль… Что, если на краю света нет никаких слонов и черепахи?

беатрис

Что-о??

фернан

Ведь их никто никогда не видел...

Беатрис зажимает рот Фернану, испуганно оглядываясь по сторонам.

беатрис

(шепотом)

Ферни, это святотатство! Хорошо, что мы далеко от Испании, ты мог бы угодить в лапы к инквизиции...

фернан

Ну, а все-таки. Вдруг, там не слоны, а… Например, пятнадцать дикобразов, которые стоят на одном удаве?

беатрис

Или семь мартышек, которые уселись на гигантского бегемота!

фернан

Или четыре крокодила на спине у белого медведя.

беатрис

Серого.

фернан

Почему серого?

беатрис

Ты думаешь, крокодилы помыли лапы, прежде чем залезть ему на спину?

Вдруг Беатрис осеняет. Она прыжком преодолевает расстояние до Фернана.

беатрис

Ферни!

фернан

Да, Беатрис?

Беатрис старается говорить как можно равнодушнее, чтобы Фернан не догадался о ее хитром плане.

беатрис

Если там и правда четыре крокодила, а мы им привезем слоновий корм? Они не смогут его есть, а, чего доброго, даже обидятся!

фернан

Хм. Что же нам делать?

беатрис

Вернемся в Испанию за крокодильим кормом. А сейчас съедим все, что мы припасли для слоников и черепашки.

фернан

Но.. Как же… А если там не крокодилы, а… попугаи? Или вообще гигантские пауки?

Фернан в задумчивости ходит вдоль полок.

фернан

Я знаю, Беатрис! Сначала мы съездим на край света и посмотрим, кто же там на самом деле стоит, а потом сгоняем в Севилью и купим то, что нужно. Я знаю отличный зоомагазин на Королевской площади, я часто там бываю! Там есть все, даже корм для комаров!

беатрис

Ну конечно, там есть корм для комаров, раз ты там часто бываешь…. А сейчас давай скорее поедим.

фернан

Признаться, я тоже проголодался… Попробуем вот эту баночку…

Помогая друг другу, они залезают на самую большую банку, откупоривают ее.

фернан

Странно… Сверху ничего нет.

беатрис

Наверное, от качки все утряслось на дно. Давай-ка посмотрим.

Прыгают в банку.

 

Занавес. Смена декораций.

 

 

Картина 4. Консервная банка

Консервная банка изнутри. Банка пуста, только кое-где на стенках видны остатки корма.

На дне банки спит Антонио и громко храпит.

фернан

Юнга???

Антонио сладко посапывает и, не просыпаясь, укладывается поудобнее.

Беатрис подходит к юнге и тормошит его за плечо.

беатрис

А ну-ка, просыпайтесь!

Антонио

(вскакивает)

А? Что?

фернан

Уважаемый юнга, похоже, вы скушали весь корм.

беатрис

Скушали??? Да вы его подло сожрали!

фернан

Я не хотел выражаться в обществе дамы…

беатрис

Зато мне ничего не мешает выражаться в мужском обществе.

фернан

Что же мы будем теперь делать?

беатрис

Конечно, рвать на себе волосы и плака-ать! (садится и плачет). Пожалуй, волосы жалко, обойдусь слезами.

фернан

Хорошо тебе, ты девчонка. А я - капитан, мне нельзя реветь. (обращается к Антонио) Провалиться мне на этом месте, если я сейчас же вас не накажу, юнга!

антонио

Это будет очень неразумно, капитан. Напоминаю, мы находимся в трюме, и если вы провалитесь, корабль даст течь.

фернан

И в самом деле. И тем не менее, я должен вас наказать.

антонио

Простите меня, я больше не буду!

беатрис

А больше ничего и нету.

Сказав это, Беатрис снова заливается слезами.

Занавес. Смена декораций.

 

Картина 5. Ночное море.

За бортом корабля звездное небо сливается с ночным морем, в котором отражаются звезды мутными огоньками.

 

Грустные Фернан, Беатрис и Антонио сидят на краю сцены и печально смотрят в зал.

 

Фернан

По вашей милости, юнга, экипаж обречен на цингу и голодную смерть.

Где-то поблизости раздаются выстрелы и громкий свист.

голос пирата

Деньги на бочку!

Появляется пират.

пират

Эй, если кто не понял, это захват корабля.

Фернан, Беатрис и Антонио даже не поворачиваются, задумавшись о тарелках с супом, копченых устрицах, горячих ароматных буханках хлеба. Единственное, о чем никто из них точно не мечтает в данный момент – это о зефире, джеме и ненавистном мятном монпансье.

пират

Не, ну так не интересно… Я тут стараюсь, беру корабль на абордаж, а этого никто даже не замечает. Где слезы, крики о помощи, просьба о пощаде? (замечает плачущую Беатрис) А, так все-таки кто-то плачет? Это хорошо.

беатрис

Да я и не из-за вас вовсе! Захватывайте пожалуйста, нам не жалко.

Фернан

Что значит – не жалко? Вообще-то, здесь я капитан! (пирату) Или я тебя сейчас выброшу за борт, или моя фамилия не Магеллан.

пират

А ну, покажи паспорт.

фернан

У меня его пока нет, я еще маленький…

беатрис

Да ладно, Ферни, пусть грабит, все равно на корабле шаром покати.

пират

Хватит болтать, пленники, обвязывайтесь веревками, мне самому лень.

фернан

Минуточку… А вы как здесь оказались?

пират

Тебе с самого начала рассказывать? Я родился в Алькантаре, моя матушка…

фернан

Можно покороче. Как ты оказался на нашем корабле?

пират

Честно говоря, я еще не очень опытный пират, поэтому багор закинул с третьей попытки. Кстати, капитан, у вас слишком неудобные борта, так трудно их брать на абордаж! Совершенно не думаете о людях. И поэтому мне пришлось…

фернан

Я не об этом! КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ НА КРАЮ СВЕТА???

пират

Никак я там не оказался.

беатрис

Что значит – никак?

пират

Это значит, что я края света в глаза не видывал и, надеюсь, никогда не увижу. Разве что меня сошлют туда за пиратство.

фернан

Но ведь мы находимся в двух шагах от конца света!

пират

Если ты имеешь в виду нашего короля Карлоса, то мне тоже многое не нравится в его правлении, но концом света называть это рановато (шепотом) Хотя, если честно, я с тобой согласен, но даже у мачт есть уши, так что лучше держать язык за зубами.

фернан

(смеется)

Ты что, боишься шпионов короля за тысячи миль от Севильи?

пират

Капитан, ты преувеличиваешь. Тут едва наберется пара миль, а если не особо заботиться о фарватере, то можно и еще скостить добрую сотню метров.

беатрис

Что??? Мы в Севилье?

пират

А где ж нам еще быть?

фернан

Но мы ведь плыли по прямой, прочь от Севильи! Мы плыли и плыли вперед, и я готов поклясться чем угодно, что не было ошибок в расчетах!

голос антонио

Земля! Капитан, я вижу землю!

Появляется Антонио.

антонио

Все слышали? Я крикнул (снова кричит) «Впереди земля-а!»

фернан

Что за чепуха? Ты должен был закричать «Впереди ничего не-ет!»

антонио

Я бы с удовольствием, капитан, но раз впереди земля, как я могу кричать что-то еще? Несмотря на годы, у меня хорошее зрение! Солнце еще не взошло, но я ясно вижу очертания остроконечных башен в порту! Кажется, я даже могу разглядеть цветочки на фартуке торговки зеленью.

пират

Ну, брат, это ты привираешь…

фернан

Неправда! Там не может быть никакой земли! Мы ведь у края! «Земная твердь обрывается, и внизу, теряясь в тумане, медленно покачиваются стройные тела древних, как мир, слонов… Это нам говорил учитель географии!»

пират

Все верно, но край земли далеко-далеко отсюда.

Фернан глубоко задумывается. Все в тишине следят за ним.

Фернан

Кажется, я понял.

Фернан, потрясенный какой-то мыслью, встает и подходит к краю сцены.

 

фернан

Земля круглая.

пират

Похоже, ваш шкипер помутился рассудком.

беатрис

Еще и не такое могло случиться, ведь мы три года ели только зефир в шоколаде! (смотрит на Антонио) За исключением некоторых…

Юнга виновато опускает голову.

фернан

Нет, друзья, я не помешался. Другого объяснения быть не может – если мы плыли прочь от Севильи, а вернулись туда же.

антонио

Да ты же сделал великое открытие!

фернан

Слоны и черепаха с вами не согласятся. Для них все как раз наоборот.

беатрис

Ах, я не могу поверить! Неужели она и правда круглая-прекруглая? Как шар?

антонио

Как сырная голова?

пират

Как пушечное ядро?

Фернан

Да. Как лысина нашего глупого учителя географии.

Занавес. Смена декораций.

 

Картина 6. Кабинет географии

В кабинете все точно так же, как и в первой сцене, но вместо старой карты стоит новая, современная.

У доски прохаживается Антонио.

антонио

Теперь каждый школьник знает эту историю… Между прочим, ее поведал миру я, юнга Антонио Пигафетта, в тысяча пятьсот двадцать втором году.

Многие экспедиции повторили подвиг Ферни Магеллана и убедились в том, что никаких слонов, черепах, а также дикобразов, удавов и мартышек под твердью земною не существует…

Сзади к Антонио подходит слон и постукивает его вежливо по плечу.

слон

Извините, вы не знаете, где здесь поблизости можно перекусить? Кушать очень хочется!

Антонио дрожащей рукой указывает за сцену.

Антонио

Т-там ст-т-толовая…

Слон оборачивается и машет ногой кому-то, кого мы не видим.

слон

Айда, ребята!

Из-за другой кулисы с топотом выбегают два слона, и все они исчезают в том направлении, куда указал Пигафетта.

Антонио выразительно смотрит в зал и падает в обморок.

Занавес.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.