В задании «Назови четвёртое слово»очень полезно, чтобы ребёнок объяснил, почему именно это слово должно быть четвёртым. Для этого нужно понять, как соотносятся первые два слова.
Для задания «Назови все звуки в слове по порядку»подобраны такие слова (не более 5—6 звуков), где все звуки произносятся так же, как пишутся, т. е. слова, в которых нет оглушения звонких согласных; удвоения; отсутствуют непроизносимые согласные и йотированные гласные; нет звука Ы после шипящих. Не даны и слова со стечениями трёх и более согласных. Слова со звуком О брались только те, в которых он находится под ударением. Не брались и слова, где согласный перед мягким согласным имеет спорное смягчение (например, спина).
Слова для звукового разборабрались с меньшими ограничениями. Они сгруппированы по количеству звуков (3, 4, 5, 6, 7). Это удобно,
так как позволяет подбирать слова по сложности, исходя из возможностей ребёнка. Пусть каждый ребёнок разбирает те слова, которые ему по силам. Гласные звуки обозначаем красным цветом, твёрдые согласные — синим; мягкие согласные — зелёным. Мягкий знак (Ь) звуком не является, а лишь обозначает качество предыдущего согласного.
Одно из первых правил, изучаемых в начальной школе, — это правописание гласных, проверяемых ударением. Для этого детей учат подбирать однокоренные слова. Главное здесь, чтобы ребёнок понял, что такое «однокоренные слова» и не путал их с омонимами и близкими по звучанию словами. Правда, пока мы не даём термина «однокоренные слова», а называем их «родственники»,подчёркивая глубинную, смысловую связь. Задания на выбор однокоренных слов предназначены для совместных занятий взрослого с ребёнком. Ребёнка нужно спросить, как он понимает значение каждого из предложенных слов. Незнакомые слова нужно объяснить, придумать с ними словосочетания или предложения. И только потом спросить, какие слова не подходят и почему. При затруднениях сделать акцент на смысле первого слова.
Боровиков — фамилия, произошедшая от слова «боровик» (Иван Боровиков).
Бордовый — цвет (бордовый пиджак, бордовая шаль).
Таким образом становится ясно, что слова «боровик», «бор», «боровой», «боровичок», и «Боровиков» — родственные, так как связаны по смыслу со словом «бор», а слова «забор», «выбор», «бордовый» — лишь похожи по звучанию. При появлении сомнений — обратитесь к толковым словарям.
Все предложенные в нашей книге лексические темы соответствуют программе детского сада и даны с учётом учебно-календарного плана.
ГРИБЫ
• Раскрась только грибы.
• Выполни штриховку.
Срисуй по клеточкам.
• Составь слово из первых звуков слов: БАНЯ, ОЛЯ, РОМА (бор).
Ребёнок здесь и далее не читает! Определяет звуки на слух!
• Составь слово из последних звуков слов: ДОМ, ДНО, СМЕХ {мох).