С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки, Есть ледышки, как горошки, Есть ледышки больше шишки.
21. БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Назови все картинки, выделяя звук Ш. Вспомни о величине животных и перечисли их в другом порядке: от самого большого к самому маленькому. Расставь порядковые номера.
СКОРОГОВОРКА О ЖИРАФЕ
Шкаф купил себе жираф, Шарф повесил в шкаф жираф, Шарф берёт жираф из шкафа, Длинный, длинный шарф жирафа.
ЗВУЧАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Назови все картинки. Найди одинаковые по звучанию слова и соедини картинки (снежная шапка— шерстяная шапка, шляпкасоломенная — шляпка гвоздя и пр.) Составь интересные предложения с каждой парой слов.
СКОРОГОВОРКА О КУКУШОНКЕ
Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон — Оказался в капюшоне смешон! Хорош кукушонок и без капюшона!
ЗВУК-ПУТЕШЕСТВЕННИК
Назови слова со звуком Ш в начале, середине и конце. Соедини каждую картинку с нужной схемой. С четырьмя любыми словами составь предложения, где будет много звуков Ш.
ОБЩЕЕ НАЧАЛО
♦ Шаг — шар — шайба — шахта
♦ Ширь — ширма — шина — шило
♦ Шум — шуба — шутка — Шура
♦ Штопка — штора — шторм — штопор
♦ Катушка — кадушка — картошка — камыш
♦ Малышка — мартышка — Маша — матрёшка
Старые сказки на новый лад
Назови любимых сказочных героев и предметы из знакомых сказок. Не забудь выделять звук Ш! {Золушка, хрустальный башмачок, Красная Шапочка, шапка-невидимка и пр.) Соедини любые картинки парами и придумай свою, новую сказку.
ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ — ДЛИННЫЕ ОТВЕТЫ
♦ Для чего школьнику погремушка?
♦ Для чего малышу шахматы?
♦ Для чего кошке чашка?
♦ Для чего бабушке клюшка?
♦ Для чего дедушке шайба?
♦ Для чего мышке книжки?
ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК
В начало всех слов мысленно добавь звук Ш и получишь новые слова. Соедини рисунки-подсказки с подходящими словами. Чётко проговори пары слов.
РАЗГОВОР С РЕЧКОЙ
— Реченька, куда спешишь?
— К морю, к морю, мой малыш.
— Реченька, когда ты спишь?
— Никогда не сплю, малыш!
СЛОГОВЫЕ ВАГОНЧИКИ
Назови все картинки, выделяя звук Ш. Посчитай количество слогов в словах. Соедини каждый предмет с подходящим слоговым вагончиком. Подбери по 3-4 дополнительных предмета для всех вагончиков.
СЛОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ФРАЗ
♦ Шалаш — шашлык ♦ Шахматы — шкаф
♦ Петушок — зёрнышки ♦ Кукушка — гнёздышко
♦ Машина — шофёр ♦ Лошадь — мешки
♦ Воробышек — крыша ♦ Бабушка — шторы
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Составь цепочку из картинок, где последний звук в названии становится первым для названия следующей картинки (начни с шакала в рамке). С четырьмя любыми словами составь интересные предложения.
РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ — ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ
♦ Почему шофёр идёт пешком?
♦ Почему Маша наказала кошку?
♦ Почему Миша заглянул под машину?
♦ Почему петушок не клюёт зёрнышки?
♦ Почему картошку выложили из мешка?
♦ Почему Даша отдала Наташе кошелёк?
35. ПОХОЖИЕ СЛОВА
Соедини картинки с похожими названиями и проговори слова парами, выделяя звук Ш (горшок — мешок, мишка — шишка и пр.). С помощью взрослого сочини рифмовки с парными словами. (Я пролил на брюки тушь,
побежал скорее в душ.)
36. СКОРОГОВОРКА О ГОРОШКЕ
Насыпал Парамошка Горошку на дорожку. Ведёт теперь к порожку, Порожку Парамошки, Дорожка из горошка — Заметная дорожка!
Замена звука
Прослушай слова и замени в них первый звук на звук Ш. Объясни значение новых слов. Соедини картинки с подходящими словами. Чётко проговори слова парами.