Проблема нравственного выбора (например, можно ли ради удовольствия смеяться, издеваться над человеком, унижая его в глазах других?).
Проблема сохранения чувства собственного достоинства (например, каким образом можно защитить себя в ситуации, когда тебя намеренно унижают?).
Проблема истинной и ложной красоты (например, в чем заключается истинная красота человека?).
Проблема отношения к пожилым людям (например, что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
Роль книги в духовной жизни современного общества (утратила ли книга свое значение в духовной жизни общества? Изменилась ли сама книга?).
Проблема бездуховного потребительства в современном обществе (действительно ли все новое лучше того, что было раньше? Действительно ли все модное необходимо человеку?
Проблема современных средств хранения и передачи информации (какие преимущества у современных средств хранения и передачи информации по сравнению, например, с книгой?)
Проблема привилегий и сохранения человеческого достоинства, уважения к человеку (унижают ли привилегии человеческое достоинство? Можно ли на основании привилегий дать оценку таланту человека или считать себя умнее, достойнее других?).
Проблема школьного обучения (какова роль учителя в жизни общества, народа?). Проблема современного учителя (нужны ли мужчины-учителя в школе? Какими качествами должен обладать учитель, чтобы вызывать восхищение, доверие у учеников, заслужить добрую память о себе?).
Проблема истинных и ложных ценностей (что можно назвать истинными жизненными ценностями?).
Проблема взаимоотношений отцов и детей (на чем должны строиться отношения между детьми и отцами?)
Проблема ответственности за свои поступки (всё ли в человеческой жизни
Проблема взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека (влияет ли образование, эрудиция на отношение человека к делу, к людям?). Проблема приобщения человека к художественной культуре (стоит ли приобщаться к ценностям мировой культуры для престижа?).
Проблема сохранения книги в жизни человека при условии развития современных информационных технологий, Интернета. Проблема влияния Интернета на человека (приобщение к эпистолярному жанру, развитие фантазии, творчества; каковы опасности для человека возникают, если он читает только смоделированную в Интернете, схематичную литературу?).
Проблема восприятия природы (что такое любовь к природе?). Проблема воздействия природы на человека.
Проблема восприятия окружающего мира человеком (что может изменить отношение человека к окружающему миру?). Могут ли простые человеческие заботы сделать человека оптимистом?
Проблема цели и средства ее достижения в науке (чем может пожертвовать ученый ради своей науки: жизнью, репутацией?). Проблема утверждения истины и борьбы с устоявшимися ложными взглядами.
Проблема духовного потенциала личности и его реализации.
Проблема утраты нравственных ориентиров.
Проблема воспитания истинного гражданина.
Проблема любви и свободы.
Проблема нравственной стойкости человека.
Проблема творчества и судьбы художника.
Проблема экологии, судьбы современной цивилизации.
Проблема милосердного, гуманного отношения к другому человеку.
Проблема сохранения чистоты русского языка.
Проблема воспитания истинного гражданина страны.
Проблема чинопочитания и угодливости.
Проблема приобщения молодых людей к чтению художественной литературы.
Проблема бедности, экономической отсталости, социального неравенства, голода.
Проблема соотношения и роли материального и интеллектуального.
Проблема одиночества.
Проблема распада традиционных семейных устоев.
Проблема добра и зла.
33. Проблема прекрасного.
Проблема творческого отношения к труду.
Проблема морального выбора в сложных жизненных ситуациях.
Проблема самоопределения человека в мире.
Проблема смертной казни.
Проблема ответственности писателя перед обществом.
Проблема нравственной допустимости воздействия человека на природу.
Проблема общественного благосостояния.
Проблема экономической эффективности, оптимального распределения доходов.
Проблема сохранения исторической памяти.
Проблема народа и интеллигенции.
Проблема взаимосвязи творческой личности и «массы».
Проблема достоверности исторических фактов.
Проблема социального равенства.
Проблема правосудия, превращенного в пародию, когда речь идет о людях бедных.
Проблема правильного понимания свободы.
Проблема зависимости от Интернета, от виртуального мира.
Проблема выживания в современном мире.
Проблема судьбы современной цивилизации на примере России.
Проблема непонимания истинных ценностей в современном мире.
Проблема обуздания необъективности.
Проблема беспристрастного отношения к другому человеку.
Проблема объективной оценки окружающего мира.
Проблема чести (что лучше: избежать физических страданий и потерять честь или пройти через побои и отстоять свое право честно смотреть в глаза родных?)
Проблема силы характера (как, из чего рождается желание преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость?)
Проблема трусости и смелости .
План сочинения
Определить тему текста, написать 2-3 предложения по этой теме.
Выявить проблему, поднятую автором в тексте, сформулировать ее и прокомментировать содержанием текста.
Определить авторскую позицию по поднятой проблеме и тоже ее сформулировать.
Высказать свое согласие или несогласие с точкой зрения автора, объяснить, почему.
Привести аргументы в качестве доказательства своей точки зрения (не менее 2 из художественной литературы, публицистики ).