Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературные иллюстрации из отечественной литературы

Проблема воспитания: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофан – невежественный, как и его мать и Простакова); Л.Н.Толстой «Детство» (Николенька добрый, т.к. оказала влияние мать, няня Наталья Саввишна и учитель Карл Иванович). «Обломов» И.А.Гончарова (Илья Обломов воспитан в духе обломовщины)

 

Проблема нравственного выбора:А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев отказывается присягать Пугачеву, он помнит слова отца; «Береги честь смолоду»); В.Быков «Сотников» (русский солдат Сотников не сдается перед фашистами, а его товарищ Рыбак соглашается им служить).

Проблема гражданственности и патриотизма: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Капитан Тушин, не оставивший свою батарею, Андрей Болконский, Пьер Безухов, который помогает русским на батарее Раевского); М.Шолохов (Андрей Соколов, попавший в плен к немцам, но не сдавшийся, совершал два побега, во второй раз захватил офицера с очень важными документами).

 

Проблема единения с природой, восхищения прекрасным: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа восхищается лунной ночью, Андрей Болконский сравнивает свою жизнь с жизнью дуба – вначале он старый, корявый, а затем позеленевший, роскошный: природа способна возродить человека ).

 

Проблема засорения русского языка, неуважительного отношения к родному языку:Л.Н.Толстой «Война и мир» (светское общество, далекое от народа, говорит на французском языке, почти не зная своего родного, весьма жалко выглядит лепет Ипполита Курагина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски.); И.Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка обходится в жизни всего 30 словами, да и то произносит их невнятно).

Проблема человеческих взаимоотношений: Л.Н.Толстой «Война и мир» (добрые, душевные, доверительные отношения в семье Ростовых; дружеские отношения между Пьером и Андреем; поиски выгоды в отношениях представителей светского общества: семьи Курагиных, Анны Шерер, Анны Михайловны Друбецкой); А.И.Солженицын «Матренин двор» (главная героиня Матрена Васильевна с душой откликается на все просьбы односельчан о помощи, при этом сама живет чистой, праведной жизнью).

 

Проблема одиночества:К.Паустовский «Телеграмма» (дочь известного художника Екатерина Петровна доживает свой век в полном одиночестве, забытая дочкой Настей, которая в Ленинграде помогает молодым художникам найти свое место в жизни); А.Платонов «Юшка» (странный одинокий старик, над которым потешаются все в деревне и только после его смерти односельчане ощущают его потерю), Ю.Бондарев «Простите нас» (взрослый бывший ученик пришёл случайно к старой учительнице математике, которая всех помнила и ждала, а её не навещал никто)

Проблема дружбы: Л.Н.Толстой «Война и мир» (искренняя дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташи и Сони); Дружба лицеистов в лирике А.С.Пушкина («Мой первый друг, мой друг бесценный!» - сказано об Иване Пущине), Евгений Онегин и Ленский, Обломов и Штольц из «Обломова» И.А.Гончарова.

Проблема любви: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Татьяна – две сильные, незаурядные личности не смогли найти счастье друг с другом); Л.Н.Толстой (несостоявшееся счастье Андрея Болконского и Наташи Ростовой – Наташа жила сердцем, а не разумом); тихое спокойное счастье Наташи и Пьера в окружении детей).Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов»,Лариса Огудалова из «Бесприданницы» А.Н.Островского.

 

Проблема трагедии народа: А.Ахматова поэма «Реквием» (репрессии, аресты, расстрелы, обвинение в измене Родине настоящих патриотов в сталинскую эпоху); Л.Н.Толстой «Война и мир» (весь народ встал на защиту России в 1812 году)., «12» А.Блока, «Страна негодяев» С.Есенина.

Проблема русского национального характера: А.Твардовский «Василий Теркин» (главный герой Василий Теркин является обобщенным образом русского народа, его отличают мужество, умение и сноровка во всех делах, стремление даже в трагической ситуации проявлять юмор и самообладание); А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (Иван Денисович Шухов, находящийся в лагере для репрессированных, не теряет веры в то, что он выживет, проявляет стойкость и выдержку), Андрей Соколов «Судьба человека» Шолохова.

Проблема творчества и судьбы художника: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» ( Мастер в работе над романом о Понтии Пилате оказывается непонятым , Иван Бездомный после того, как встретился с Мастером, осознает, что он плохой поэт и расстается с поэзией).

Проблема взаимоотношений человека и государства: А.Платонов «Котлован» (попытка идеального мироустройства и полный крах такого мироустройства); Е Замятин «Мы» (государство решило запретить право каждого его гражданина на индивидуальность и собственную свободу – каждому присвоен номер вместо имени и дан распорядок жизни), В «Мастере и Маргарите» Булгакова отношение к Мастеру общества.

 

Проблема значимости родной земли, Родины, традиций: М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов после многих жизненных трагедий возвращается к родному очагу, чтобы начать жить заново, там, где он нужен, на родной земле, со своим сыном); В.Быков «Облава» (главный герой Хведор, бежавший из сталинского лагеря, пытается пробраться в родные края, чтобы хоть ненадолго вдохнуть воздух малой родины).

 

Проблема труда как основы жизни: А.С.Солженицын «Матренин двор» (Матрена Васильевна – труженица, не боится никакой работы, этим она и живет, хотя так и не смогла выхлопотать себе пенсию); М.А.Шолохов «Тихий Дон» (главная цель жизни – труд на земле, и начало полевых работ и их окончание – это определенный ритуал).

 

Проблема исторической судьбы России: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Отечественная война 1812 года); А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (восстание Пугачева); Н.В.Гоголь «Тарас Бульба (борьба за независимость против польских захватчиков).

Проблема национализма, исторической памяти: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…» (в годы войны с северного Кавказа выселялись многие народности, в том числе и чеченцы, а на их место привозили русских, которые вселялись в чужие жилища. Из-за этого шла необъявленная война: русские и чеченцы уничтожали друг друга. Это коснулось и детей, но детдомовец Колька Кузьменыш подружился с чеченским мальчиком Алхузуром и даже выдал его за родного брата, чтобы русские солдаты не забрали его).Роман «Пётр Первый»

 

Проблема добра и зла:М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат – зло, Иешуа – добро). А.С.Пушкин «Капитанская дочка (Петр Гринев – добро, милосердие, Швабрин – зло, зависть, предательство); Д.И.Фонвизин «Недоросль» (слова Стародума: «Невежда без души – зверь»)

Проблема социального неравенства:А.М.Горький «На дне» (люди «дна», живущие в ночлежке, несчастны: у них нет будущего); Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (семья Раскольникова страдает от бедности: Родион Раскольников не может продолжать обучение и идет на преступление, его сестра Дуняша собирается принять предложение Лужина из-за нужды), Лариса Огудалова из «Бесприданницы» А.Н.Островского.

 

Проблема отцов и детей:И.С.Тургенев «Отцы и дети» (нравственные разногласия, непонимание между Евгением Базаровым и его родителями, хотя Евгений их любит), К Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна забыта своей дочерью Настей, живущей в Ленинграде, хотя Настя и присылала деньги, но главное – внимание, память).

Проблема «маленького» человека:Н.В.Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, всеми унижаемый, забитый, не смеющий произнести слово при человеке высшего чина); А.П.Чехов «Смерть чиновника» (мелкий чиновник Червяков настолько запуган «сильными мира сего», что из боязни не быть прощенным генералом, умирает).

Проблема роли человека в истории:Л.Н.Толстой «Война и мир» (Кутузов и Наполеон);

В.Ян - (трилогия о Чингисхане и Батые, их черной роли в разорении Руси), Понтий Пилат из «Мастера и Маргариты». Роман «Пётр Первый»

 

Проблема смысла жизни: В.Короленко «Парадокс» (человек должен доставлять счастье и возможность жить другим, безрукий пан Уляницкий пишет ногой афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета»); А.М.Горький «Старуха Изергиль» (Ларра живет для себя, презирая окружающих, а Данко жертвует жизнью, отдав свое пылающее сердце для людям, чтобы они могли выйти из темного, страшного леса).

 

Проблема бездуховности:Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных, которых интересует только выгода: власть, деньги): А.П.Чехов «Ионыч» (семья Туркиных, которые пытаются быть интеллигентными людьми, но все сводится только к разговорам об этом; сам Ионыч, который свои светлые мечты утопил в страсти к накопительству и позерству).

 

Проблема истинной свободы:М.Горький «Старуха Изергиль» (Ларра отверг нравственные законы, более всего ценил личную свободу и независимость. Именно поэтому он и стал тенью – черной и пугающей; в груди Данко горит огонь великой любви к людям, и поэтому он свободен); М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин – его жизненный путь ведет к душевному опустошению, так как человек обретает свободу там, где связь между людьми строится на идеалах добра, справедливости и благородства).

 

Проблема веры (в широком смысле) в жизни человека: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова, неизменная вера которой в счастье в конечном итоге привела ее к прекрасному семейному очагу; кроме того, в этой семье верили в Бога, в Россию, в русский народ – именно поэтому , защищая отечество, погибает Петя Ростов, отдает подводы раненым Наташа).

Проблема ответственности личности перед обществом, природой, перед всей Землей:

В.Распутин «Прощание с Матерой» (все произведение – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, земле); Рони «Борьба за огонь» (мальчик из племени должен был охранять огонь, но заснул, и пламя погасло – этим мальчик обрек племя на смерть, он не оправдал доверия, поступив безответственно).

 

Проблема чести, достоинства: Л.Н.Толстой «Война и мир» (дорога жизни Андрея Болконского – это дорога чести); Д.И.Фонвизин (строчки из стихотворения «Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек»), Петруша из «Капитанской дочки»

Проблема преклонения перед иностранными вещами: Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка-людоедка поклонялась иностранным вещам, например, восторг у нее вызывало ситечко для чая); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (еще Чацкий говорил о том, как отвратительно москвичи во всем подражают французам и скупают заморские товары на Кузнецком мосту, но не ценят родную литературу).

 

Проблема легкомысленного отношения к учебе:Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофанушка – не хотел изучать науки, знал (да и то плохо) только примитивные сведения из некоторых наук); А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - строчки из романа «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».Илья Обломов, который не утруждал себя учением.

 

Проблема формирования личности и роли книги в жизни человека:М.Горький «Детство», « В людях» (Алеша Пешков – страсть к чтению проснулась очень рано, грамоте его научил дед, но именно книги помогли Алексею стать писателем); А.Грин «Зеленая лампа» (Стильтон, нищий молодой человек, оставленный ради шутки в квартире с зажженной зеленой лампой и не имеющий права никуда выходить, увлекся книгами и читал их и днем, и вечером, а в конце концов смог стать замечательным врачом).

Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов:Д.И.Фонвизин«Недоросль» ( семья Простаковых невежественная и недалекая – всех ее членов интересует только еда да прибыль от помещичьего хозяйства, они не читают книг, не стремятся стать образованными людьми); Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных – читатели не видят членов этой семьи в творчестве, за чтением книг или на домашних праздниках (как у Ростовых) – вместе Курагиных мы почти не видим).

 

Проблема использования научных достижений: А.С.Пушкин

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай…

Л.Н.Толстой «Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь».

В.Дудинцев «Белые одежды» (Федор Дежкин ставит свои ботанические опыты, опираясь на достижения лучших ученых, его не понимают консервативно настроенные ученые, готовые сражаться за свои «успехи», но в результате селекционная наука продвигается вперед и становится основополагающей)., «Собачье сердце» и «Роковые яйца» М.Булгакова,

 

Проблема утечки мозгов из России:С.Довлатов «Чемодан» (главный герой, писатель, вынужден покинуть Россию, так как режим нашего государства в 70-80 годы прошлого века не поддерживал таких самобытных писателей); ученые, музыканты вынуждены были уехать из страны, где их открытия, произведения не понимались и не ценились).

Проблема воли к жизни:Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Алексей Мересьев, оставшись без ног после многочасового блуждания по лесу, занимаясь гимнастикой, тренируя себя, вернул себе не только здоровье, но и прежнее любимое дело: он остался в строю летчиков); А.Солженицын «Раковый корпус» (главный герой произведения, забывая о болезни, не отчаиваясь, веря в силу лечения и надеясь на благополучный исход, победил рак).

 

Проблема нравственной ответственности перед теми, кому мы причинили боль:Ю.Яковлев «Багульник» (мальчик Коста, неприятный, отвратительно зевающий на уроках, вечно сонный, как оказалось, ухаживает за собаками, хозяева которых больны); восточная мудрость гласит: «Черствость души – самая страшная болезнь на свете».

Проблема неуважения к памяти, семейным ценностям: А.П.Чехов «Вишневый сад» (Гаев и Раневская, при всей их легкомысленности и непрактичности, с благоговением расстаются с тем, что их связывало с прошлым: садом, шкафом…); Д.С.Лихачев говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры».

Проблема наследственности и самоформирования:Лесковский Левша, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху – никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, наоборот, не заложен подобный талант; а люди-инвалиды, участвующие в паролимпийских играх, - ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

 

Проблема взаимоотношений людей, занимающих разное социальное положение:

А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон» (Очумелов, видя «непорядки» на улице, по-разному пытается их устранить: у одного он конфискует крыжовник, а слыша о других (бедных и богатых), меняется чуть ли не каждую минуту: то ему жарко, то «ветром подуло»); А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Молчалину отец завещал угождать всем); Л.Н.Толстой «Война и мир» (до получения Пьером Безуховым наследства им никто не интересовался, а после – все стали заискивать перед ним в надежде получить расположение). Лариса Огудалова из «Бесприданницы»

 

Проблема компьютеризации общества:И.Косолапов, публицист (выдержка из статьи): «Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста». В журнале «Наука и жизнь» за 2000 год (номера не помню) напечатана статья знаменитого физика, С.Капицы, в которой он пишет, что компьютер играет важную роль, но, к сожалению, люди от этого не становятся лучше.

Проблема детского сиротства: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (братья-близнецы Кузьменыши в годы войны осиротели, мыкались по детдомам, видели человеческую жестокость, смерть); М.Шолохов «Судьба человека» (осиротевшего , одинокого ребенка усыновляет такой же одинокий, потерявший всю свою семью, Андрей Соколов); в годы Великой Отечественной войны многие военные подразделения брали на воспитание детей, у которых родители погибли – В.Катаев «Сын полка», мальчик Ваня Солнцев стал любимцем бойцов и помогал им, став разведчиком.

Проблема эгоистичности счастья:Ю.Котлярский «Наденька» (герой рассказа не замечает в мыслях о любви, что он доставляет неприятности окружающим: кому-то наступил на ногу, кого-то задел, у кого-то выбил из рук кошелку с овощами).

 

Проблема материнской любви: К.Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна готова верить рассказам Насти о том, что она сильно занята и не может навестить ее, брошенную в одиночестве. Материнская любовь прощает все.). М.Горький, роман «Мать» (Пелагея Ниловна Власова ради любви к сыну становится его единомышленницей, революционеркой).

Проблема места и роли искусства в жизни человека:В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (мальчик Ивась, от рождения слепой, завороженно слушает музыку, и окружающие понимают, что это – его. Любовь к музыке делает его счастливым: он обретает любовь, надежду на полноценную жизнь, становится известным музыкантом).

 

Проблема благодарного отношения к учителям.Ю.Бондарев «Простите нас!», В.Распутин «Уроки французского».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.