Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.



Тема № 7. ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ.

Проблемы гносеологии.

Уровни познания.

Наука как знание и деятельность.

Проблемы гносеологии.

Проблемы, связанные с изучением познавательной деятельности, и процесса познания в целом изучает такая философская область как гносеология (учение о познании).

Проблему познания следует отличать от стремления к приобретению знаний. Познание как приобретение знаний является ровесником человечества. Астрономия, геометрия, математика были достаточно высоко развиты в древней Месопотамии, Египте, Китае. Однако, познавая мир, эти народы не задумывались над самим процессом познания. Поэтому мы относим зарождение гносеологии к 6-5 вв. до н.э. и связываем с Древней Грецией.

Философское осмысление познания направлено на определение специфики процессов, протекающих в сознании человека, в результате которых он приобретает представления о предметах и явлениях внешнего мира. С философской точки зрения, познание есть процесс самоидентификации человека и идентификации им мира. Познаниепроцесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Этот процессобусловлен, прежде всего, общественно-исторической практикой. Познание такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Не следует путать познание и знание. Познание есть процесс результатом, которого является знание. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. Знание – это убеждения и высказывания, соответствующие реальной действительности и должным образом обоснованные.

Различают два вида познания: индивидуальное и родовое. Индивидуальное познание есть процесс освоения, сознанием индивида окружающей его действительности, опираясь на опыт (знания и методы) предыдущих поколений. С этим видом познания мы имеем дело в процессе обучения в школе, освоения новых познавательных навыков, чтения книг. Родовое познание есть процесс обобщения и накопления результатов индивидуальных познавательных процессов. С ним мы встречаемся в обобщающих научных трудах, учебниках, энциклопедиях. Оба эти вида познания неразрывно взаимосвязаны. Индивидуальное познание, лишенное общечеловеческого опыта, вынуждено будет повторять уже пройденные человечеством пути познания, снова «изобретать» велосипед. Родовое же познание не мыслимо без конкретных индивидов, по капле добавляющих свои «открытия» о общую копилку знаний.

Важнейшей характеристикой познания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Развитие познания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и т.д.

С познанием в философии связан ряд проблем:

1. Познаваем ли мир? Что такое мир, с точки зрения познающего субъекта? Что в нем способствует, или препятствует познанию? Что в человеке позволяет ему познавать мир?

2. Как и с помощью чего познается мир? Пути и методы познания. Виды познания. Анализ науки.

Границы познания.

Уровни познания.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое познание есть единство двух сторон - чувственной и рациональной.

Чувственное познание осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые. Ощущения это как бы атомы нашего познания – тепло и холод, цвет и форма, твердость и мягкость – во всей своей конкретности и многообразии представляют наши ощущения. Например, ощущениями, связанными со столом являются: твердость, гладкость, прохладность, зеленый цвет, набор прямоугольных форм.

Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия. Восприятие - это целостный образ предмета, синтез отдельных ощущений.Так, воспринимая стол, мы соединяем ощущения твердости, гладкости, прохладности, зеленого цвета и прямоугольной формы в восприятие поверхности стола, его ножек, места, где он расположен.

Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Например, желая купить стол, мы не обязательно конкретизируем в своем представлении его цвет, материал, размер.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление -осуществляющийся в ходе практикиактивный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.Мышление обеспечивает, на основе чувственных данных раскрытие закономерных связейявлений мира, их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе. Мышление человека - не только его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Однако не стоит его абсолютизировать. Рассудок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

Гносеология изучает так жеформы мышления(логические формы)- способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций. Базовыми формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др.

Понятие - форма мышления, отражающаяобщие закономерные связи, существенные стороны,признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Например: стол это предмет мебели, автомобиль – средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания. Наиболее общие понятия это философские категории (материя, качество, противоречие). Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы).

Суждение - форма мышления, отражающая вещи,явления, процессы действительности,их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением. Например: стол служит для письма и еды, на автомобиле можно поехать за город. Суждение может быть либо истинным, (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания(обычно из одного или нескольких суждений)выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Например: стол служит для письма и еды, у меня нет стола, мне надо купить стол (умозаключение). Классический пример умозаключения: Все люди смертны (посылка)./Сократ - человек (обосновывающее знание)./Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.