Просветительская и профилактическая деятельность клиники
От 31.10.2012 «По положениям»
ПОЛОЖЕНИЕ
о психологической клинике
Новосибирск
1. Общие положения
1.1. Психологическая клиника (далее – клиника) создается при кафедре практической психологии психологического факультета Новосибирского гуманитарного института, располагается в помещении вуза, имеет соответствующее оборудование и штат сотрудников.
1.2. Штат клиники устанавливается ежегодно по необходимости приказом ректора Института и включает заведующего клиникой, старшего преподавателя. Зав. клиникой назначается приказом ректора по представлению декана.
1.3. Права и обязанности сотрудников клиники определяются условиями заключенных с ними трудовых договоров и должностными инструкциями, утвержденными ректором Института.
1.4. Создание клиники преследует цели:
- научную – сбор и обработка материала для подготовки студентами и преподавателями научных сообщений, написания курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций;
- образовательную - обучение в психологической клинике предполагает на основе знаний полученных по основной образовательной программе – подготовке бакалавра психологии, получить дополнительные теоретические знания и практические навыки занимаясь по программе факультатива приведенной в приложении №1;
- организация производственной и педагогической практик для членов клиники;
- социальную – оказание консультационных услуг населению, проведение диагностической работы в интересах организаций и частных лиц;
- просветительную – организация курсов лекций, семинаров, практических занятий на базе института, государственных и общественных организаций города Новосибирска.
- ведение профориентационной деятельности, проведение профконсультирования, подготовка к собеседованию с работодателем.
1.5. К работе в клинике привлекаются преподаватели и сотрудники института, студенты психологического факультета, консультанты и эксперты государственных и негосударственных учреждений и организаций, частные лица, специалисты в выделенных направлениях деятельности.
1.6. В своей работе сотрудники клиники руководствуются Российским законодательством, Уставом Новосибирского гуманитарного института, данным Положением, приказами и распоряжениями ректора института.
2. Организация и деятельность психологической клиники
2.1. В психологической клинике устанавливается система управления, включая распределение полномочий и ответственности между ее сотрудниками.
2.2. Психологическая клиника имеет программу обучения, реализуемую в форме факультативов, организации приема граждан, профориентации и др.
2.3. Минимальная программа обучения предусматривает изучение правил работы клиники, правил делопроизводства в клинике, норм профессиональной этики практикующего психолога, обучение проведению опроса (интервьюирования) клиента, анализа полученных данных, проведению консультирования клиента, психологической технике.
2.4. Клиника определяет требования к лицам, осуществляющим обучение студентов, в целях обеспечения качества образовательной деятельности и психологической помощи, оказываемой клиникой.
2.5. В клинике действуют правила, определяющие критерии и механизмы отбора студентов и допуска к работе с клиентом, распределения консультаций.
2.6. Клиника принимает документы, определяющие объем и особенности оказываемой психологической помощи, соблюдения принципа конфиденциальности, ограничения установленные в связи с использованием материалов в учебных целях, порядок обжалования клиентом работы сотрудников клиники.
2.7. Психологическая клиника использует этический кодекс, устанавливающий этические нормы деятельности клиники и ее участников.
2.8. В клинике действуют правила документооборота, в том числе правила, определяющие механизм учета случаев и клиентов, порядок и сроки хранения индивидуальных дел.
2.9. Психологическая клиника обеспечивается ресурсами, необходимыми для реализации целей и задач клинической программы обучения (помещением для приема клиентов и работы студентов, учебными аудиториями, компьютерами и иной необходимой оргтехникой).
2.10. Клиника формирует базу данных организаций, в которых лица, чьи случаи не могут быть приняты клиникой, могут получить психологическую помощь.
3. Деятельность клиники по оказанию психологической помощи
3.1. Оказание психологической помощи населению клиникой осуществляемой в виде общественной приемной.
3.2. В деятельности клиники должны соблюдаться законность, правила компетентности, добросовестности, конфиденциальности, недопущения конфликта интересов, уважения коллег и обратившихся за помощью граждан. Эти требования изложены в этических принципах и правилах работы практического психолога (приложение №3).
3.3. Клиника информирует каждого обратившегося за психологической помощью о критериях отбора принимаемых клиникой, о правилах и порядке предоставления психологической помощи, а также о том, что помощь оказывается студентами под руководством и контролем кураторов, об особенностях соблюдения принципа конфиденциальности с указанием ограничений, устанавливаемых в учебных целях.
3.4. Психологическая помощь клиентам клиники оказывается бесплатно.
3.5. Студент допускается к работе с реальным клиентом только после необходимой подготовки в соответствии с программой обучения.
3.6. Студент может работать с реальным клиентом только под контролем и руководством куратора (преподавателя, консультанта), что предполагает совместное решение вопросов о приеме случая, объеме оказываемой по делу помощи, планировании первой встречи с клиентом; наблюдение и комментирование куратором работы студента; согласование (одобрение) куратором действий студента в отношении клиента на всех этапах работы по делу (консультирование, составление проектов документов и т.п.); групповые обсуждения текущих и завершенных случаев; проведение необходимых дополнительных занятий и тренингов; координацию куратором работы с привлекаемыми внешними консультантами и др.
3.7. Обратившийся в психологическую клинику за помощью в определенные в клинике сроки извещается о принятии случая клиникой, о времени следующей встречи со студентом-консультантом. В случае отказа от принятия случая, обратившийся должен быть проинформирован об основаниях отказа и ему должна быть предоставлена информация об учреждениях, в которых необходимая помощь может быть оказана.
3.8. По каждому случаю в клинике формируется досье, содержащее полученные сведения об анализе проблемы клиента, отчет по динамике ситуации в должном объеме, который позволяет установить, какая проделана работа по случаю, какая помощь оказана, кем осуществлялся контроль над работой студента.
Просветительская и профилактическая деятельность клиники
4.1. Клиника ведет просветительскую работу в форме лекций, семинаров и практических занятий распространения и демонстрации материалов изданных НГИ.
4.2. Клиника ведет профилактическую работу в рамках направлений профилактики аддиктивного поведения, наркомании, табакокурения, алкоголизма и насилия в сотрудничестве с комитетом по делам молодежи г. Новосибирска и другими молодежными организациями, объединениями.
4.3. Деятельность клиники в области психологического просвещения ведется на базе института, государственных и общественных организаций по их запросам.