Проблема взаимодействия природы и общества приобретает все большую актуальность. Это объясняется сложившейся на земле экологической обстановкой.
История человеческого общества, в определенном смысле, есть история сменяющих друг друга отношений общества с природой. Однако, прежде чем рассматривать эту историю, следует уточнить сами понятия: "природа" и "общество".
Природа - 1. (в широком смысле слова) - все многообразие материального мира (движущейся материи, ее свойств и состояний), следовательно, она включает и общество;
2. (в узком смысле) - материальный мир, исключающий общество (социальную форму движения материи, а, следовательно, совокупность условий существования человеческого общества). Таким образом, природа выступает противоположностью обществу, являясь бесконечной средой, окружающей человека (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.), функционирующей по своим естественным законам.
Общество- обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам.
Природа, в ее бесконечном многообразии, - кладовая, из которой человек черпает все необходимое для жизни. Другого "строительного материала" у человека нет. И созданный человеком материальный мир становится "второй природой" ("первая природа" - то, что существовало и существует независимо от человека).
Диалектика взаимодействия природы и общества - процесс развивающийся и расширяющийся. При этом, следует иметь в виду, что взаимодействует общество не со всей природой, а лишь с ее частью (достаточно тонкой оболочкой) - географической средой - это та часть природы (исторически сложившееся единство атмосферы, гидросферы, ландшафта, природных ресурсов, флоры, фауны на определенной территории), которая составляет необходимое условие жизни общества и вовлечена в процесс общественного производства. Существование человеческого общества возможно лишь в рамках определенной географической среды.
Проблема взаимодействия природы и общества возникла, по существу, лишь в восемнадцатом веке. Речь идет о появлении теории географического детерминизма (детерминизм - определяющий, детерминировать - определять), основоположником которой был Шарль Монтескье (1689-1755). Для своего времени, это была не только научно корректная, но и прогрессивная теория, ибо она противостояла теологической интерпретации (религиозному фатализму) исторического процесса. Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития. При этом действие географических факторов на общество Ш.Монтескье не считая фатальными. Идеи географического детерминизма в последующем развивались как бы в двух направлениях (условно их модно назвать прогрессивным и реакционным).
Прогрессивная традиция была продолжена Л.Мечниковым (Лев Ильич Мечников родился в 1838 году и умер в 1888 году, он был географом и социологом, волонтером в знаменитой "тысяче" Д. Гарибальди, сотрудничал в "Колоколе" А.Герцена, участвовал в работе I Интернационала, печатался в "Отечественных записках", "Современнике"). Его главный научный труд "Цивилизация и великие исторические реки: Географическая теория развития современного общества" вышел после смерти автора. В нем Л.Мечников, пытаясь избежать вульгарного географического детерминизма, стремился обосновать значительную роль гидросферы в развитии общества. В соответствии со своими взглядами он выделил три этапа в истории цивилизации.
- Речной - Древнейшие государства в долинах крупных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ) - Египет, Вавилон, Индия, Китай.
- Средиземноморский - начинается с основания г.Карфагена и характеризуется, прежде всего, расцветом Древней Греции и Рима.
- Океанический - с открытия Америки Х.Колумбом (12 октября 1492г.).
Второе направление идет от Генри Бокля (1821-1862), который пытался обосновать неизбежность колониальной политики, поскольку географические условия приводят к расовым различиям. Немецкий социолог и зоолог Ф.Ратуэль (18/i'l-1904) подчеркивал влияние географической среды на человека. Он стал основоположником политической географии - учения о влиянии географической среды на общество, аналогиях в развитии живых организмов и государства. Ф.Ратуэль сформулировал основы теории жизненного пространства, которые, и свою очередь, наряду с идеями расизма, стали опорой геополитики.
Хотя географическая среда оказывает достаточно большое влияние на развитие общества, однако, это влияние взаимно. История человеческого общества показывает, что те или иные природные условия способствуют определенному развитию общества. Поскольку природа - среда обитания человека, поскольку климат, ландшафт, растительный, животный мир и т.д. определяют жизнедеятельность людей. Как бы изначально, одни географические условия способствовали развитию общества, другие - препятствовал. Суровая природа Севера "принуждала" человека к тому, что главным в жизни человека была борьба за эту жизнь. Тогда как тропики, создавая вроде бы более чем благоприятные условия для жизни человека, были не самый "удобной" средой обитания, поскольку у человека отсутствовало стремление к саморазвитию. К этому необходимо добавить еще один важный момент: человек не может действовать вне природных закономерностей, он способе "изменять" лишь данное природой. Указанное обстоятельство повлияло на хозяйственную деятельность, предопределило региональную специализацию. Так особенности климата, почвы, наличие рек и т.д. в странах Древнего Востока привели к тому, что основной их экономики стало искусственно орошаемое земледелие (что предопределило и специфику производственных отношений, собственности, государства и т.д.). Естественно, что в первобытную эпоху влияние природы на общество было наибольшим, оно оставалось значительным и в докапиталистическую эпоху, поскольку главным занятием людей было сельское хозяйство. И только при капитализме это влияние заметно уменьшается, благодаря переходу к крупному машинному производству.
Но какие бы силы ни развивала и ни пускали в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них. И при этом он черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против нее же самой. Хитрость его разума дает ему возможность направлять против одних естественных сил другие, заставлять их уничтожить последние. Таким образом, общество оказывает воздействие на природу, в определенной мере разрушая сломившиеся естественно-природные комплексы. Хотя деформируя их, человек создает новую среду обитания. При этом, |подобно тому, как "неоднозначно" влияла природа на общество на разных этапах развития последнего, так и обратное влияние определятся этапом развития общества.
Присваивающая экономика (собирательство, охота, рыболовство) первобытной эпохи оставляла природу в первозданном виде. Люди, по сути, не вносили каких-либо изменений в окружающую среду. При переходе к производящей экономике (сельское хозяйство, ремесло) ситуация меняется. Правда, пока люди располагали лишь ручными средствами труда, их возможности по изменению природной среды были ограничены. Однако промышленная революция (переход от ручного труда к машинному производству) и начавшаяся капиталистическая эпоха существенно меняют дело. И рядом с физико-географической средой (развивающейся по законам природы) формируется новая - экономико-географическая среда (функционирующая по законам общества).
Но чем больше воздействует человек на природу, тем больше и сопротивление природы обществу. Это значит, что влияние на природу должно быть разумным. Не следует слишком обольщаться победами над природой, ибо факты говорят о том, что человек отнюдь не властвует над природой, подобно тому, как властвует завоеватель над покоренными народами. Человек остается частью природы, находится внутри нее. И за всякое безрассудство природа "мстит" человеку, оставляя после себя пустыню. И даже в капиталистическую эпоху формирующаяся экономико-географическая среда остается частью природной среды.